Тенденции современного развития государственного управления и местного самоуправления в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 22:00, контрольная работа

Описание работы

Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., - не первая в истории страны. До её принятия действовала российская конституция 1978 года, которая имела своих предшественниц. Как отмечается в преамбуле Конституции, ее принятие связано с возрождением суверенной государственности России и утверждением незыблемости ее демократической основы. Конституция 1993 года занимает верховенствующее положение в правовой системе страны.

Содержание

1. Конституция РФ 1993 г об институтах государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации…………………..3
2. Формирование системы органов государственного управления и создания правовых основ новой российской государственности…......7
3. Правовое регулирование организации и деятельности органов местного самоуправления в Российской Федерации………………………….......11
4. Российский Федерализм: современное состояние, проблемы и перспективы развития………………………………………………….....17
5. Система государственной власти в современной России. Структура федеральных органов исполнительной власти………………………….22
Список литературы……………………………………………………...29

Работа содержит 1 файл

Федеральное агентство по образованию.doc

— 160.50 Кб (Скачать)

- он  является обособленной частью  государственной системы.

  Система  государственных органов государственной  власти:

  1. Президент РФ;
  2. Федеральное Собрание;
  3. Правительство РФ;
  4. Иные федеральные органы исполнительной власти: министерства, службы, агентства;
  5. Федеральные суды.

Органы  государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное на предусмотрено законом.

К органам  государственного управления относятся практически все линейные и функциональные подразделения органов исполнительной власти, которые осуществляют исполнительно-распорядительные функции по предметам ведения и в объеме компетенции. Органы государственного управления – это наиболее разветвленная часть государственных органов, осуществляющая исполнительно-распорядительные функции по предметам ведения и в объеме компетенции, но не обладающая функциями исполнительной власти. Исключение, составляют случаи, когда территориальными органами государственного управления может быть передана часть полномочий федеральных органов исполнительной власти с правом назначения должностного лица (п.1, ст.78 КРФ).

  Цели  нормотворческой деятельности органов  исполнительной власти, государственного  управления заключаются в следующем:

- юридически  закрепить соответствующие отношения  и обеспечить их правовое регулирование  и охрану;

- обеспечить  формирование новых отношений,  отсутствующих на данном этапе  социально-экономического развития, но с учетом факторов и условий, необходимых для решения перспективных задач;

- устранить  поэтапно негативные или отжившие  и тормозящие развитие новых  прогрессивных тенденций отношения  с помощью методов убеждения,  стимулирующих экономических и  социально-психологических методов,  методов административно-правового принуждения. Применение норм административного права – ответственный социально-политический правовой процесс, основанный на принципе соблюдения законности и прочной основе государственной дисциплины, обусловливающий эффективность всего государственного управления.

Общая цель системы органов управления должна быть едина для всех ее элементов.

Процесс создания системы управления предполагает формирование организационной структуры. В данном случае главным является определение состава структурных подразделений органа управления в зависимости от выполнения ими конкретных и объективных функций. 
 
 

Вопрос 3.

Правовое  регулирование организации  и деятельности органов  местного         самоуправления в  Российской Федерации.

Под правовой основой местного самоуправления понимается система нормативно-правовых актов, определяющих организацию, формы осуществления и гарантии местного самоуправления, его задачи и функции, а также компетенцию и ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, их взаимоотношения с органами государственной власти, гражданами и их объединениями в Российской Федерации.

Согласно  ст. 4 Федерального закона 2003 г. «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовую основу местного самоуправления составляют:

1) общепризнанные  принципы и нормы международного  права, международные договоры  Российской Федерации;

2) Конституция  РФ, Федеральные конституционные законы, федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативно-правовые акты РФ (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти);

3) Конституции  (уставы), законы и иные нормативно-правовые  акты субъектов Федерации;

4) уставы  муниципальных образований, решения,  принятые на местных референдумах  и сходах граждан, и иные  муниципальные правовые акт.

В развитии правовой основы местного самоуправления в РФ можно выделить четыре периода:

1) с  1990 -1991 гг. по октябрь – декабрь 1993г.;

2) с  октября – декабря 1993г. по  сентябрь 1995г.;

3) с  сентября 1995г ( в этот день вступил в силу Федеральный закон 1995г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ») до принятия и вступления в силу Федерального закона от 6 октября 2003г., который знаменует новый (четвертый) период развития правовой основы местного самоуправления, продолжающийся по настоящее время.

Формирование  и развитие правовой основы местного самоуправления осуществляется на основе следующих общих принципов:

1)признание  общепризнанных принципов и норм  международного права, международных  договоров Российской Федерации  в качестве составной части  правовой основы местного самоуправления; преимущественное действие международных  договоров России, когда ими устанавливаются иные правила поведения, чем предусмотрено российским законодательством;

2) верховенство Конституции РФ и Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по отношению к федеральным законам и иным нормативно-правовым актам РФ, регулирующим вопросы местного самоуправления;

3) верховенство  Конституции РФ, федеральных конституционных  законов, Федерального закона  «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской  Федерации», других федеральных законов по отношению к Конституции, закону, иному нормативно-правовому акту субъекта Федерации, регулирующим вопросы организации местного самоуправления и устанавливающим права, обязанности и ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления;

4) разграничение  предметов ведения и полномочий  между органами государственной  власти РФ, органами государственной  власти субъектов Федерации и  органами местного самоуправления в сфере правового регулирования местного самоуправления;

5) обязательность  муниципальных правовых актов  для исполнения на территории  муниципального образования;

6) высшая  юридическая сила в системе  муниципальных правовых актов  и прямое действие на территории  муниципального образования устава  муниципального образования и оформленных в виде правовых актов, решений, принятых на местном референдуме;

7) вступление  в силу муниципальных правовых  актов, затрагивающих права, свободы  и обязанности человека и гражданина, после их официального опубликования;

8) особый порядок принятия устава муниципального образования, внесения в него изменений, дополнений и государственная регистрация в органах юстиции;

9) соответствие  муниципальных правовых актов  Конституции РФ, федеральным законам  и иным нормативно-правовым актам РФ, а также конституциям, иным нормативно-правовым актам субъектов Федерации;

10) отмена  или приостановление действия  муниципальных правовых актов  органами и должностными лицами, их принявшими (издавшими) судом, а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий – уполномоченным органом государственной власти;

11) обжалование  органами местного самоуправления  в суд федерального закона  или иного нормативно-правового  акта РФ либо закона или  иного нормативно-правового акта субъекта Федерации по вопросам организации местного самоуправления и  установления прав, обязанностей и ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, если орган местного самоуправления полагает, что они не соответствуют Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъекта Федерации;

12) участие  населения в формировании правовой основы местного самоуправления;

13) обжалование  в суд решений, принятых путем  прямого волеизъявления граждан,  решений органов и должностных  лиц местного самоуправления;

14) наделение  органов местного самоуправления  отдельными государственными полномочиями только федеральными законами и законами субъектов Федерации; государственный контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий;

15) наступление  ответственности в соответствии  с федеральными законами и законами субъектов РФ за неисполнение муниципальных правовых актов.

Полномочия  федеральных органов государственной  власти включают:

1. Правовое регулирование общих принципов организации местного самоуправления в РФ: правовых, территориальных, организационных, экономических.

Данные  принципы, установленные Федеральным законом 2003г. могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в этот закон. Федеральный закон 2003г. содержит также положения, которые имеют временный характер: они реализуются в переходный период, установленный законом, и призваны урегулировать отношения, возникающие в связи с подготовкой соответствующих организационно-правовых, организационно-территориальных и иных условий, необходимых для осуществления закона в полном объеме (гл.12 «Переходные положения»).

2. Правовое  регулирование по предметам ведения  РФ и в пределах полномочий  РФ по предметам совместного  ведения РФ и ее субъектов  прав, обязанностей и ответственности  федеральных органов государственной  власти и их должностных лиц, органов государственной власти субъектов Федерации и их должностных лиц в области местного самоуправления.

Соответствующие права и обязанности, ответственность  органов государственной власти и их должностных лиц закрепляются, прежде всего в Федеральном законе 2003г. в рамках законодательного установления данных принципов.

3. Правовое  регулирование прав, обязанностей  и ответственности граждан, органов  и должностных лиц местного  самоуправления по решению вопросов  местного назначения.

Федеральный закон 2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», регулируя эти вопросы, закрепляет:

- основные  полномочия органов местного  самоуправления по решению вопросов  местного назначения;

- исключительные  полномочия представительного органа местного самоуправления;

- право  населения выступать с инициативой  изменения границ муниципального  образования;

- в других  федеральных законах, а также  иных нормативно-правовых актах  РФ тоже могут содержаться  соответствующие положения. Например, Земельный Кодекс РФ закрепляет права органов местного самоуправления в области земельных отношений, в частности право устанавливать с учетом требований законодательства правила землепользования и др.

4. Правовое  регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены федеральными законами.

 Основываясь  на ст. 132 Конституции РФ, Федеральный закон 2003 г, «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» достаточно подробно определяет порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, закрепляет правовой механизм их финансирования, а также основные формы государственного контроля за реализацией данных полномочий. При этом Закон устанавливает соответствующие полномочия органов государственной власти.

Информация о работе Тенденции современного развития государственного управления и местного самоуправления в России