Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 04:10, курсовая работа
Время, в котором мы живем - эпоха перемен. Наше общество осуществляет исключительно трудную, во многом пpотивоpечивую, но исторически неизбежную и необратимую пеpестpойку. Изменения в обществе во всем нашем жизненном укладе сложны тем, что они требуют изменения нас самих. На протяжении всей своей жизни человек живет в мире культуры, через которую он формирует, обретает возможность понять принципы устроения окружающего мира и своё место в этом мире.
Введение
1. Теоретические основы формирования и развития культуры государственного управления
1.1 Понятия и типы организационной культуры
1.2 Процесс формирования культуры государственного управления
1.3 Оценка факторов влияющих на культуру государственного управления
2. Анализ культуры государственного управления
2.1 Культура в государственном управлении
2.2 Управленческая культура и её составляющие элементы
3. Мероприятия по совершенствованию государственного управления
Заключение
Литература
4.
Культура Личности, или культура Диониса,
ее эмблема - звездная галактика. Центральное
место в организации занимает личность,
главное в ней - творчество. Сотрудники
не являются подчиненными в полном смысле
этого слова. Организация объединяет людей
для того, чтобы они могли добиваться собственных
целей. Структура играет обеспечивающую
и координирующую роль. Контроль в такой
организации практически невозможен,
признается только согласие. Такие организации
в чистом виде встречаются редко, хотя
для многих людей ее ценности очень близки.
Примерами организаций с подобным типом
культуры являются адвокатские конторы,
университетские кафедры, консалтинговые
фирмы, творческие союзы. Естественно,
что приведенные выше типы в чистом виде
практически не встречаются. Чаще на предприятии
существуют несколько типов (субкультур)
одновременно, но преобладает какая-либо
одна, задающая окраску и специфичность
организации. [12c.68]
1.2
Процесс формирования культуры государственного
управления
Формирование организационной культуры - это попытка конструктивного влияния на социально-психологическую атмосферу, поведение сотрудников. Формируя в рамках организационной культуры определенные установки, систему ценностей или "модель мира" у персонала организации, можно прогнозировать, планировать и стимулировать желаемое поведение. Однако при этом всегда необходимо учитывать стихийно сложившуюся в данной организации корпоративную культуру. Часто в бизнес-среде руководители пытаются сформировать философию своего предприятия, где декларируют прогрессивные ценности, нормы, и получают не соответствующие своим желаниям и вложениям средств результаты. Происходит это отчасти и потому, что искусственно внедряемые организационные нормы и ценности вступают в конфликт с реально существующими и поэтому активно отвергаются большинством членов организации. [13 c116]
Формирование организационной культуры обычно осуществляется в процессе профессиональной адаптации персонала.
Влияние инвесторов на организационную культуру заключается в том, что денежные средства будут вкладываться в организацию, которая не замешана в скандалах, у которой положительная репутация, к которой существует доверие. При формировании организационной культуры следует это учитывать, чем будет создан благоприятный инвестиционный климат в организации.
Законодательные акты прямо или косвенно регламентируют определенные положения организационной культуры. Например, в области требований к организации труда, обеспечения питания и мест отдыха, требований к внешнему виду, возможных санкций и поощрений и др. Положения организационной культуры должны быть законными. Международная политическая, экономическая, социальная ситуация оказывает влияние на организационную культуру путем формирования общих направлений и тенденций развития организаций (например, глобализация, информационная экономика), а также установления общечеловеческих ценностей. [11.с.137]
Внутренняя политическая, экономическая, социальная ситуации
определяют уровень жизни населения, специфику условий
функционирования организаций в данной стране; в рамках государственного управления даются основные идеологические установки, сказывающиеся и на экономической политике. Все это оказывает влияние на организационную культуру путем формирования ценностных ориентаций, определенной степени социальной защищенности работников, уровня социальной ответственности организации перед обществом. [1 c .03]
Изменившийся характер научно-технического прогресса - от технической направленности к генной инженерии, биотехнологиям, информационным технологиям и телекоммуникациям вынуждает организации также смещать акцент в своей производственно-хозяйственной деятельности. О низком уровне организационной культуры сегодня свидетельствует не только использование физически и морально устаревшего оборудования в производственном процессе, но и морально устаревших методов организации производства, управления персоналом, организации управления предприятием (линейно-функциональные жесткие структуры управления, ограниченные обязанности отделов кадров и т.п.). Анализ факторов внутренней среды. Среди основных факторов внутренней среды, оказывающих влияние на организационную культуру, можно выделить следующие: [2,C.l21]
Влияние
личности создателя (основателя) организации
на организационную культуру проявляется
в том, что его основные убеждения,
мировоззрение, идеалы передадутся его
сотрудникам и всей организации, и впоследствии
будут транслироваться через поколения
работающих. Так, Э. Шейн считает, что основатель
организации "навязывает" ей свои
представления о целях, средствах их достижения,
ценностях, обусловленных его личностью,
собственной культурой. Взаимосвязь организационной
культуры и жизненного цикла организации.
Любая организация может быть охарактеризована
определенной продолжительностью своего
существования на рынке - стадией жизненного
цикла. Переход организации от одной стадии
жизненного цикла к другой сопровождается
неизбежным изменением ее культуры. [17
с 216]
1.3
Оценка факторов влияющих на культуру
государственного управления
Известный исследователь организационной культуры Эдгар Шейн выделяет пять первичных и пять вторичных факторов, обуславливающих характер формирования организационной культуры.
К группе первичных факторов относятся следующие:
1)
объект концентрации внимания
высшего руководства. Обычно
2) реакция руководства на критические ситуации, возникающие в органе. В случае, когда в органе назревают критические ситуации, в его сотрудников возникает обостренное чувство тревоги. Поэтому подходы руководства к решению проблем влияющих на формирование системы ценностей, которые воспринимаются как нормативные или эталонные;
3)
отношение к работе и стиль
поведения руководителей.
4) характерные особенности поощрения сотрудников. На
формирование организационной культуры большое влияние имеет то, по каким критериям происходит поощрение сотрудников. У работников органа за счет понимания того, за что они получают вознаграждение или наказание, довольно быстро создается представление о том, что признается хорошим или плохим в данном органе. Осознав эти нормы, они становятся носителями определенных ценностей, закрепляя тем самым и определенную организационную культуру;
5) особенности отбора работников, их назначения, продвижения по службе и увольнения из органов. Так же как и в случае с поощрением, критерии, используемые руководителями при отборе на работу в органе, при продвижении сотрудников и их освобождении, осуществляют сильное влияние на то, какие ценности поднимутся сотрудниками органа, а, следовательно, будут играть существенную роль при формировании организационной культуры. [6, С.28]
В группу вторичных факторов формирования культуры органа согласно концепции Шейну входят следующие:
1) структура органа. В зависимости от того, как сконструирован орган, как распределяются задачи и функции между подразделениями и отдельными сотрудниками, насколько широко практикуется делегирование полномочий, у работников органа складывается определенное впечатление о том, в какой мере им доверяет в руководстве, или присутствует в организации дух свободы и как ценится инициатива сотрудников;
2)
система обмена информацией и
организационные процедуры. В
органе поведение работников
постоянно регламентируется
3) внешний и внутренний дизайн и оформление помещения органа.
Дизайн помещения, принципы расположения рабочих мест в нем, стиль декора создают в государственных служащих определенное представление о его стиле, об их положении в органе, ценностные ориентиры, которые присущи органа;
4) мифы и истории о важнейших событиях и лица, которые играют и играли ведущую роль в жизни органа. Распространены в органе легенды и рассказы о том, как создавался орган, выдающиеся события были в его истории, кто из людей и каким образом совершил влияние на его развитие, способствуют тому, что система устоявшихся представлений о духе органа сохраняется во времени и доводится до его членов в яркой эмоциональной форме;
5)
этический кодекс органа - письменный
документ, который определяет философию
и цели органа. Он сформулирован
как принципы работы органа, набор
его ценностей, завещаний,
Как видно из содержания первичных и вторичных факторов, влияющих на организационную культуру, каждый из них требует использования собственных приемов, которые позволяют достигать успеха в случае сознательного формирования и изменения организационной культуры.
Опыт показывает, что определенные контролируемые характеристики культуры значительно влияют на показатели деятельности органа, а потому руководители органов должны обращать большое внимание на ее оценку и формирования. Единой наилучшей культуры для всех органов не существует. В каждом случае она определяется целями, спецификой органа, факторами среды, в котором он функционирует. Ценности, которые он пропагандирует, должны если не полностью делиться работниками, то хотя бы восприниматься ими негативно. Культура считается сильной или слабой зависимости от того, в какой мере она влияет на поведение государственных служащих органа. [З,С.151]
Обычно
в большинстве случаев
Когда
перед государственными служащими ставится
цель сознательно формировать культуру
и управлять ее развитием, они должны уметь
донести ее основные принципы до сведения
тех, на чью деятельность она влиять. Этот
процесс осуществляется через формальные
и неформальные средства связей с общественностью.
К формальным средствам коммуникации
принадлежат выступления руководства
перед подчиненными и изложение своих
взглядов на будущее, определения ими
корпоративной философии и кодексов поведения
сотрудников. Но большее влияние на культуру
оказывают не их заявления, а поведение.
К неформальных средств коммуникаций
относятся, например, публичное признание
заслуг работников, рассказы ветеранов
об истории органа.[16 с. 25]
2. Анализ культуры государственного
управления
2.1
Культура в государственном управлении
Коммуникации, способствующие формированию культуры,
объединяются в рамках организационной социализации, Т.е. непрерывной передачи ключевых элементов культуры органа его сотрудникам, которая включает как официальные каналы (например, знакомство новых сотрудников с основными ценностями организации), так инеофициальные (например, моделирование поведения наставниками. Следует заметить, что социализация способствует формированию чувства безопасности у руководителей, так и у подчиненных
Информация о работе Тенденции и условия развития культуры в государственного управлении