Сущность и содержание местного и муниципального самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 11:41, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование содержания и сущности муниципального управления и местного самоуправления, организационно-правовых форм и правового обеспечения.
В соответствии с указанной целью поставлены и решаются следующие задачи:
• рассмотрение сущности и содержания муниципального управления;
• выявление организационно-правовых форм местного самоуправления в России;
• соотношение понятий «местное самоуправление» и «муниципальное управление».

Содержание

Введение 2
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ. 5
1.1.Сущность и содержание муниципального управления. 5
1.2 Соотношение понятий «местное самоуправление» и «муниципальное управление» 9
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. 13
2.1. Правовые основы местного самоуправления: законы и правовые акты. 13
2.2. Муниципальное управление и местное самоуправление: общее и особенное в российской практике. 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
Список использованной литературы: 26

Работа содержит 1 файл

6 семестр курсач мой.docx

— 55.90 Кб (Скачать)

Оглавление

 

Содержание: 1

Введение 2

Глава  1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ. 5

1.1.Сущность  и содержание муниципального  управления. 5

1.2 Соотношение  понятий «местное самоуправление»  и «муниципальное управление» 9

Глава 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. 13

2.1. Правовые  основы местного самоуправления: законы и правовые акты. 13

2.2. Муниципальное  управление и местное самоуправление: общее и особенное в российской  практике. 17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24

Список использованной литературы: 26

 

Введение

Организация местного самоуправления и муниципального управления  входит в круг фундаментальных проблем, функционирования демократического общества и государства. Процессы реформирования всех сторон общественной жизни в современной России проходят в условиях кардинальных изменений гражданского сознания, когда демократические формы организации жизни общества сталкиваются с консервативными устремлениями к упрощенному пониманию отношения человека и общества, гражданина и государства. Анализ природы местной власти позволяет сделать вывод о том, что в ней одновременно сочетаются два начала: общественное и государственное. Правильное осознание особенностей местной власти и механизма ее взаимодействия с государственной властью позволяет органам местного самоуправления эффективно осуществлять свою деятельность, и тем самым подтверждая свою значимость и актуальность на современном этапе развития нашего общества.

Особую актуальность данной проблемы на современном этапе придают  следующие обстоятельства:

- необходимость преодоления  существующей политической напряженности  в обществе, возникающей все чаще  на почве противоречий между  политикой центра и интересами  регионов, на почве неэффективности  существующей системы политической  власти, в рамках которой крайне  принижена роль местных управленческих  структур. Сильные органы местного  самоуправления послужат гарантом  от разрушительных потрясений  в обозримом будущем, позволят  создать стабильную демократическую  общественно-политическую ситуацию  в обществе;

- потребность в развитой  региональной политике. Этого требует  и быстрый рост экономического  влияния регионов, и острая необходимость  решения многих региональных  проблем, и важность эффективных  межрегиональных связей. Разработка  и осуществление такой политики  возможны только при широких  полномочиях муниципальных органов  власти, непосредственной заинтересованности населения и поддержке на федеральном уровне;

- острота проблемы укрепления  российской государственности, 
важной частью которой является формирование новой 
законно обеспеченной структуры органов местного самоуправления. 
Демократическая система власти способна сохранить централизованное 
государство такой сложной структуры, какую имеет Россия, лишь при 
наличии в своем фундаменте близких к населению территориальных 
структур управления;

- отсутствие концепции  местного самоуправления для  современных российских условий,  без которой невозможна системная  работа по созданию структур  местной власти.

Понятие  муниципального управления и местного самоуправления, система их органов, связь этих органов  с населением и центральными органами власти исследовали еще русские  правоведы начала XX века. А.Д.Градовский, И.И.Евстихиев, Н.И.Лазаревский, М.И.Свешников  и др. Одни русские юристы определяли самоуправление как новую форму  администрации, заключающуюся в  свободном участии народа в заведовании делами, в вверенным местным административным органам. Другие утверждали, что самоуправление - результат столкновения разных интересов, которые не могут быть удовлетворены деятельностью правительства. В трудах современных ученых  С.А.Авакъяна, В.М.Баглая, О.Е.Кутафина, В.И. Фадеева и др. рассматриваются вопросы осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, предметов ведения.

Структура органов муниципального управления является предметом исследования В.В.Володина, В.Л.Ясюнуса, Ю.А.Тихомирова, А.Широкова, С.Юрковой и др.

Целью данной работы является  исследование содержания и сущности муниципального управления и местного самоуправления, организационно-правовых форм и правового обеспечения.

В соответствии с указанной  целью поставлены и решаются следующие  задачи:

• рассмотрение сущности и  содержания муниципального управления;

• выявление организационно-правовых форм местного самоуправления в России;

• соотношение понятий  «местное самоуправление» и «муниципальное управление».

Цели и задачи курсовой работы предопределили её структуру. Данная работа состоит из введения, двух глав, в каждой из которых – два параграфа, заключения и списка использованных ресурсов.

 

 

Глава  1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.

1.1.Сущность и содержание муниципального управления.

Приступая к изучению содержания и сущности муниципального управления, необходимо, прежде всего, определить, что же такое управление? Этот термин стал универсальным средством характеристики определенного вида деятельности, т.е. совокупности действий, совершаемых ради достижения соответствующих общественно значимых целей. 
В самом широком смысле управление означает - руководство чем-либо (или кем-либо). В подобном понимании оно трактуется и в наши дни. Однако ограничиться такой констатацией недостаточно. Возникает потребность раскрытия содержания этого руководства, его функционального значения. Общетеоретические позиции, включая кибернетические, дают достаточные основания для следующих выводов: 
1. Управление есть функция организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающая их целостность, т.е. достижение стоящих перед ними задач, сохранение их структуры, поддержание режима их деятельности. 
2. Управление служит интересам взаимодействия составляющих ту или иную систему элементов и представляющих единое целое с общими для всех элементов задачами. 
3. Управление – внутреннее качество целостной системы, основными элементами которой является субъект (управляющий элемент) и объект (управляемый элемент), постоянно взаимодействующие на началах самоорганизации  (самоуправления).1 
4. Управление предполагает не только внутреннее взаимодействие составляющих систему элементов. Существует множество взаимодействующих целостных систем различного иерархического уровня, что предполагает осуществление управленческих функций как внутрисистемного, так и межсистемного характера. В последнем случае система высшего порядка выступает в роли субъекта управления по отношению к системе низшего порядка, являющейся в рамках взаимодействия между ними объектом управления. 
5. Управление по своей сути сводится к управляющему воздействию субъекта на объект, содержанием которого является упорядочение системы, обеспечение ее функционирования в полном соответствии с закономерностями ее существования и развития. Это – целенаправленное упорядочивающее воздействие, реализуемое в связях между субъектом и объектом и осуществляемое непосредственно субъектом управления.2 
Муниципальная служба в Российской Федерации — согласно п. 1 ст. 2 ФЗ от 2 марта 2007 г. «О муниципальной службе в РФ» № 25-ФЗ, это профессиональная служебная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).3

Муниципальное управление - это практическое, организующее и  регулирующее воздействие местных  органов власти на общественную жизнедеятельность  населения муниципального образования  в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся  на их властную силу.

Муниципальное управление представляет собой элемент общей системы  управления в государстве, для которого законодательно (в рамках конституции) определяются сферы деятельности, полномочия и ответственность. Однако в рамках, определенных законодательством, муниципальное  управление реализуется самостоятельно. Другими словами, муниципальное  управление входит в общую децентрализованную систему управления государством. Для  муниципального управления характерно самостоятельное формирование целей  и задач, органов власти и управления, бюджета, ресурсной базы и т.д., но в данном случае все это делается в рамках общей законодательной  базы государства и общегосударственного устройства. 
Характерными чертами муниципального управления как вида управленческой деятельности являются: 
• опора концепции муниципального управления на философию и базовые принципы местного самоуправления; 
• наличие в системе муниципального управления объектов управления в виде локальной территории и происходящих на ней социально-экономических процессов; 
• наличие в системе муниципального управления двух субъектов управления: население муниципального образования(местное сообщество) и органов местного самоуправления, действующих от имени местного сообщества. 
Особенности муниципального управления, отличающие его производственного (корпоративного) менеджмента, а также от менеджмента в сфере государственного управления сводятся к следующему: 
Во-первых, муниципалитет - организация, преследующая социальные (некоммерческие) цели, поэтому критерием эффективности его деятельности не может быть максимум доходов бюджета или максимум прибыли.  
Во-вторых, роль человека как участника процесса. Население в муниципальном управлении выступает одновременно в трех ролях: как цель управления, как объект управления и как субъект управления. 
В-третьих, опора в системе управления на использование человеческого ресурса, как главного местного ресурса, т.е. опора на желания, потребности, волю, интеллект, труд, а зачастую и денежные средства отдельных людей. 
В-четвертых, муниципальное управление основано на ценностях, ресурсах задачах и возможностях, связанных с местом проживания человека. 
Процесс муниципального управления и принятия управленческих решений предполагает управляющее воздействие субъекта управления (населения и органов местного самоуправления ) на объект управления(муниципальное образование). 
Процесс муниципального управления, как и всякий управленческий процесс, включает изучение и анализ исходной ситуации, планирование, координирование, разработку, принятие и реализацию управленческих решений, контроль за их осуществлением. 
Следует различать стратегическое и оперативное управление в системе местного самоуправления. Алгоритм построения стратегического плана можно представить как совокупность следующих трех этапов. 
На первом этапе осуществляется анализ перспектив социально-экономического развития муниципального образования. Задача этого этапа - выявление тех факторов политического, социального, экономического и экологического характера, которые могут изменить сложившиеся тенденции в социально- экономическом развитии муниципального образования. 
На втором этапе осуществляется анализ стратегических перспектив данного муниципального образования, которые могут иметь не только экономический, но и социальный, политический и экологический характер. Такого рода анализ необходим для того, чтобы повысить эффективность работы муниципального образования в тех видах деятельности, которые были определены в качестве стратегических. На третьем этапе осуществляется установление приоритетов в развитии муниципального образования и распределение ресурсов между различными видами деятельности для обеспечения будущей стратегии. 
В соответствии с принципом многообразия форм местного самоуправления могут быть сформированы разнообразные органы и структуры муниципального управления.4

 

1.2 Соотношение понятий «местное самоуправление» и «муниципальное управление»

"Муниципальное управление" и "местное самоуправление" - равнозначные понятия. Ст. 3 Европейской  хартии о местном самоуправлении  дает следующую трактовку: "Под  местным самоуправлением понимается  право и реальная способность  органов местного самоуправления  регламентировать значительную  часть государственных дел и  управлять ею, действуя в рамках  закона, под свою ответственность  и в интересах местного самоуправления".

Местное самоуправление представляет собой составной элемент общей системы управления в государстве, для которого законодательно определяются сферы деятельности, полномочия и ответственность. Для муниципального управления характерно относительно самостоятельное (с учетом интересов населения) формирование целей и задач, органов власти и управления, бюджета, ресурсной базы и т.д.

Местное самоуправление (местное  управление) обладает определенными  признаками (критериями):5

  • возможность самостоятельного существования территориального образования (автономный бюджет, административный контроль над подведомственными ему территориями);
  • отсутствие непосредственной (вертикальной) подчиненности местного органа власти вышестоящему органу государственной власти;
  • участие населения территории муниципального образования в процессах принятия решений по вопросам местного значения;
  • выборность местных органов власти, их подотчетность населению;
  • гарантии социальной защиты населения со стороны органов местного самоуправления.

Итак, муниципальное управление - это практическое, организующее и регулирующее воздействие местных органов власти на общественную жизнедеятельность населения муниципального образования в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на их властную силу.

"Муниципальное управление" как комплексная дисциплина, изучающая  муниципальное управление и закономерности  его функционирования, с одной  стороны, выступает как самостоятельная,  а с другой стороны, она тесно  связана с другими науками  и опирается на полученные  ими результаты.

Муниципальное управление имеет  свои понятия, категории, свою терминологию.

Так, термины "муниципальный", "местный" применяются в отношении  органов местного самоуправления на всех уровнях. Понятие "муниципальная  собственность" характеризует собственность  муниципального образования.

Информация о работе Сущность и содержание местного и муниципального самоуправления