Субъекты и объекты муниципальных правоотношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 11:27, контрольная работа

Описание работы

Цель:
Разобрать что представляют из себя муниципально-правовые отношения и что они включают.
Задачи:
- изучить субъекты и объекты муниципальных правоотношений
- раскрыть содержание муниципальных правоотношений
-рассмотреть юридические факты, вызывающие динамику муниципальных правоотношений.

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 38.49 Кб (Скачать)

- отношения, возникающие в процессе  выбора населением      организационных форм местного  самоуправления, его структуры, формирования  органов местного самоуправления. Это отношения, связанные с  образованием, объединением, преобразованием  муниципальных образований, установлением  и изменением их границ и  наименований, утверждением символики  муниципальных образований, а  также с определением структуры органов местного самоуправления, их наименованием и формированием, контролем за деятельностью органов местного самоуправления, их ответственности;

  • отношения, связанные с деятельностью местного самоуправления, его органов по управлению муниципальной собственностью, муниципальным хозяйтсвом, формированием и использованием местного бюджета, управленческой и контрольной деятельностью в различных сферах местной жизни. К данной группе относятся отношения, возникающие в процессе решения жителями муниципального образования непосредственно, через выборные и другие органы местного самоуправления вопросов обеспечения социально-экономического развития муниципального образования, жизнедеятельности его населения;
  • отношения, возникающие в процессе осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им в соответствии с законодательством, организации и исполнения ими законодательных и правовых актов федеральных органов власти и органов власти субъектов Российской Федерации. Государство, наделяя органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств, устанавливает условия и порядок контроля за их осушествлением ;
  • отношения, связанные с реализацией органами местного самоуправления конституционного права на судебную защиту, на компенсацию расходов, возникающих в связи с возложением на них дополнительных полномочий, а также в связи  с неправомерными действиями органов государственной власти.4

Также можно предложить и другую классификацию объектов муниципальных правоотношений, по которой  их можно разделить на :

  • отношения, возникающие к материальным ценностям (объекты муниципальной собственности, средства местного бюджета и т.д.);
  • отношения, возникающие к нематериальным благам (право гражданина обращаться с заявлением в муниципальный орган и т.д.).

Муниципальные правоотношения можно классифицировать в зависимости  от субъектов. Исходя из этого муниципально-правовые отношения подразделяются на три  группы:

  • отношения, в которых одной из сторон выступает муниципальное образование. К этой группе относятся отношения, в которых находит свое выражение правовой статус муниципального образования, которое в соответствии с законом имеет муниципальную собственность, местный бюджет, выборные органы местного самоуправления, а также вправе иметь собственную символику, вступать в ассоциации и союзы и т.д.
  • отношения, в которых одним из субъектов выступает население муниципального образования. В эту группу входят отношения, возникающие в процессе непосредственного волеизъявления населения, принятия им решений по вопросам местного значения (например, устава муниципального образования);
  • отношения, в которых одной из сторон выступает орган или должностное лицо местного самоуправления. Данные отношения характеризуют многостороннюю деятельность местного самоуправления по решению вопросов местного значения, а также реализации отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться органы местного самоуправления по закону.

Но сколько  бы не предлагалось классификаций, в  решении данного вопроса также  существуют проблемы, связанные с  неопределенностью норм муниципального законодательства и позволяющие  достаточно четко определить круг и  содержание муниципальных правоотношений.

Конкретный перечень объектов определяется в соответствии с объемом полномочия муниципального образования, но возможность произвола  при этом очень велика.

Существуют и  многие другие сложности и проблемы в организации муниципальных  правоотношений, которые также нельзя оставлять без внимания.5

 

3.Содержание муниципальных правоотношений

 

Разобравшись  в том, что представляют из себя субъекты и объекты муниципальных правоотношений, можно перейти к рассмотрению вопроса о содержании муниципальных  правоотношений, на мой взгляд, самому трудному в данной теме.

Его сложность  заключается в том, что необходимо понимать под словом содержание. Ряд  ученых определяют содержание, как  правовую структуру, состоящую из соединения прав, обязанностей и предметов ведения. Другие ученые, ссылаясь на Советский  Энциклопедический Словарь, утверждают, что сочетание прав, обязанностей и предметов ведения образуют более сложную категорию - компетенцию, так как под содержанием следует понимать только совокупность действий, совершаемых на основании прав и обязанностей, а предмет -это то, что  может находиться в отношении, обладать каким-либо свойством, над чем совершаются действия. И поэтому, на мой взгляд, вторая точка зрения является наиболее обоснованной и приближенной к истинности.

Итак, права  и обязанности – полномочия, с  помощью которых реализуются  функции и задачи местного самоуправления. Права и обязанности, в основном, в тесной диалектической связи, единстве, взаимодействии.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным Законом «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» все субъекты, осуществляющие местное  самоуправление, наделены правами и  обязанностями. В статье 2 названного закона за населением закреплено право  самостоятельно решать вопросы местного значении, так и обязанность совершать эти действия под свою ответственность.6

Представительный  орган местного самоуправления, в  соответствии со статьей 15 этого же закона, имеет право утверждать бюджет. Но это не только его право. Он обязан это делать в силу того, что без  бюджета невозможно функционирование местных учреждений, а также осуществление  функций и решение задач местного значения.

Полномочный субъект правоотношений в системе  местного самоуправления - это не только уполномоченный, располагающий определенным правом субъект (орган, выборное должностное  лицо, граждане), но и обязанный к  совершению определенных властных действий. Его право - почти всегда его обязанность  и наоборот. Таким образом, и права, и обязанности находятся в  определенном сочетании.7

Однако  не все нормы Федерального Закона «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» категорично устанавливают  наличие неразрывности между  правами и обязанностями. Права  иногда имеют самостоятельный характер. В соответствии с частью2 статьи 39 указанного закона население имеет  право на добровольное внесение средств  для финансирования вопросов местного значения. Вместе с тем, население  не обязано вносить такие средства, если оно не пожелает это делать. И никакой орган не имеет права  обязать население произвести сбор финансовых средств. Согласно части 1 этой же статьи представительный орган местного самоуправления вправе устанавливать  льготы по местным налогам и сборам, но он не обязан делать это для всех юридических лиц. По своему усмотрению представительный орган местного самоуправления может решать вопросы законодательной инициативы в законодательном органе субъекта Российской Федерации. Это его право, но не обязанность.8

Обязанности же такой свободы выбора при решении  конкретного вопроса не предоставляют, жестко регламентируя действия органа или должностного лица. Так, органы местного самоуправления и должностные  лица местного самоуправления, согласно закону9, обязаны дать ответ по существу обращений граждан к ним в течение одного месяца.

Таким образом, как мы можем видеть, вопрос о  правах и обязанностях, их индивидуализации и совмещении, является очень сложным. Сложным является и понимание  прав, их пределов, и обязанностей, их точного и неукоснительного соблюдения. Очень пагубным может оказаться  для муниципального образования, когда  перешагиваются данные барьеры. Поэтому  необходимо, чтобы устанавливался и  осуществлялся более жесткий  контроль над соблюдением прав и  обязанностей.10

 

 

4.   Юридические факты, вызывающие динамику муниципальных правоотношений.

                      

Юридическими фактами являются конкретные социальные обстоятельства, вызывающие в соответствии с нормами  права наступление определенных правовых последствии, возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

Юридические факты в муниципальном праве  – те явления реальной жизни, которые  приводят муниципально-правовую норму  в движение, вызывают ее реализацию в правовых отношениях, превращают субъекты муниципального права в  субъекты конкретных муниципальных  правоотношений.

Являясь одним из элементов механизма  муниципально-правового регулирования, юридические факты выполняют  свою главную функцию – обеспечивают   возникновение, изменение или прекращение  муниципальных правоотношений11. Они создают переход от общей модели поведения субъектов к конкретному поведению конкретных субъектов, воплощаемому  в муниципально-правовом отношении. В этом и состоит их основная задача.

Юридические факты в муниципальном праве  выполняют и дополнительные функции. Они выступают гарантией законности, позволяющей не допустить произвола  обязанных лиц при осуществлении  конкретных муниципально-правовых отношений.

Также одной  из функции юридических фактов в  муниципальном праве является информационная функция, обеспечивающая предварительное  воздействие муниципально-правовых норм на общественные отношения в  области  местного самоуправления.

Появление одних юридических фактов соответствует  интересам субъектов муниципально-правовых отношений, и они своими действиями способствуют их возникновению. Появление  других юридических фактов негативно  отражается на интересах субъектов, и этих фактов стараются избежать.  

Таким образом, юридические факты выступают  активным, действенным элементом  механизма муниципально-правового  регулирования местного самоуправления. Их закрепление в законодательстве используется как одно из средств воздействия на поведение субъектов муниципально-правовых отношений.

В юридической  науке существует достаточное количество классификаций юридических фактов. Наиболее распространенной и значимой для муниципально-правовых отношений  является классификация юридических  фактов по волевому критерию, в зависимости  от характера течения воли людей  – на действия и события.

Основным  определяющим видом юридических  фактов в муниципальном праве  является действие – результат сознательной целенаправленной деятельности людей  и  иных субъектов права в области  отношений, составляющих предмет правового  регулирования.

В зависимости  от соответствия действий требованиям  муниципально-правовых норм они подразделяются на правомерные и неправомерные (противоправные).

Правомерным действием в муниципальном праве  является волевое поведение, которое  соответствует предписаниям норм муниципального права, согласуется с содержанием  прав и обязанностей его субъектов. Правомерные действия – основная разновидность юридических фактов, являющихся основанием возникновения  и динамики муниципально-правовых отношений. В свою очередь, правомерные действия по своему значению и направленности подразделяются на юридические поступки и юридические (индивидуальные) акты.

Юридическими  поступками в муниципальном праве  являются правомерные действия, в  которых воля направлена на достижение определенных результатов (иногда находящихся  вне права), порождающих конкретные правовые последствия. К числу юридических  поступков, являющихся основаниями  возникновения муниципально-правовых отношений, относятся обращения  граждан в органы и должностным  лицам местного самоуправления (внесение предложений и проектов народной правотворческой инициативы).

Вторым  подвидом правомерных действий, влекущих возникновение, изменение или прекращение  муниципально-правовых отношений, являются  юридические (индивидуальные) акты –  правомерные действия, которыми нормы  права связывают юридические  последствия в силу волевой направленности данного действия на эти последствия. Юридические акты в муниципальном  праве представляют собой акты органов  государственной власти, органов  местного самоуправления и их должностных  лиц,  направленные на возникновение, изменение или прекращение муниципально-правовых отношений, иначе – это поведение  указанных субъектов, оформляемое  в виде принимаемых ими решений. Кроме того, юридическими актами может  оформляться и воля других субъектов  муниципально-правовых отношений: населения, депутатов, граждан, общественных организаций  и др.12

Информация о работе Субъекты и объекты муниципальных правоотношений