Структура органов местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 13:40, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в исследовании организационной структуры местного самоуправления в РФ на примере Дюртюлинского района Республики Башкортостан.
В соответствии с указанной целью поставлены и решаются следующие задачи:
- изучить теоретические и правовые основы организации местного самоуправления в России;
- проанализировать фактическое применение закона о местном самоуправлении в муниципальном образовании Дюртюлинский район;

Работа содержит 1 файл

уев.docx

— 50.22 Кб (Скачать)

     - 7 - при численности жителей менее  1000;

     - 10 - при численности жителей от 1 до 10 тысяч;

     - 15 - при численности жителей от 10 до 30 тысяч;

     - 20 - при численности жителей от 30 до 100 тысяч;

     - 25 - при численности жителей от 100 до 500 тысяч;

     - 35 - при численности жителей свыше  500 тысяч.

     Численность депутатов в муниципальном районе не может быть менее 15. Верхние пределы  численности депутатов Закон  не ограничивает.

     Депутаты  представительного органа избираются населением на муниципальных выборах. Для муниципального района Закон  допускает две схемы, упомянутые выше.

     В исключительной компетенции представительного  органа местного самоуправления находятся:

     - принятие устава муниципального  образования, внесение в него  изменений и дополнений;

     - утверждение местного бюджета  и отчета о его исполнении;

     - установление, изменение и отмена  местных налогов и сборов в  соответствии с законодательством  РФ о налогах и сборах;

     - принятие планов и программ  развития муниципального образования,  утверждение отчетов об их  исполнении;

     - определение порядка управления  и распоряжения имуществом, находящимся  в муниципальной собственности;

     - определение порядка принятия  решений о создании, реорганизации  и ликвидации муниципальных предприятий  и учреждений, а также об установлении  тарифов на услуги муниципальных  предприятий и учреждений;

     - определение порядка участия  муниципального образования в  организациях межмуниципального  сотрудничества;

     - определение порядка материально-технического  и организационного обеспечения  деятельности органов местного  самоуправления;

     - контроль исполнения органами  и должностными лицами местного  самоуправления полномочий по  решению вопросов местного значения.

     Депутаты  представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе. На постоянной основе могут работать не более 10% депутатов, а в малых  муниципальных образованиях - 1 депутат.

     Организацию деятельности представительного органа в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет его глава  или избираемый из числа депутатов  председатель.

     Разнообразие  вопросов, решаемых представительным органом, вызвало необходимость  создания в его составе структурных  единиц - комитетов и комиссий по определенным направлениям деятельности. Структурные подразделения готовят  проекты решений представительного  органа, им может также передаваться право самостоятельного решения  определенного круга вопросов. В  некоторых крупных городах в  составе представительных органов  сформировались также депутатские  группы (фракции) по территориальному или партийному признаку. Расходы  на обеспечение деятельности представительного органа предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой.3 

     5. Выборные должностные лица местного самоуправления

     В большинстве зарубежных стран наряду с выборным представительным органом  есть выборные должностные лица, чаще всего — должностное лицо общей  компетенции (мэр, бургомистр), его заместитель (заместители), секретарь. Эти лица избираются или гражданами непосредственно, или, например во Франции, представительным органом (председатель совета департамента, режьона обладает местной исполнительной властью). Иногда (в Великобритании, США и др:) избирают и должностных лиц отраслевой компетенции (муниципальный казначей, шериф — лицо, ответственное за соблюдение общественного порядка, и др.).

     В России законами субъектов Федерации  и уставами муниципальных образований  предусмотрена возможность выборов  их должностных лиц. Обычно в муниципальных  образованиях избирают только должностных  лиц общей компетенции (мэра), практики избрания должностных лиц отраслевой компетенции в России нет, хотя это  не запрещено и, может быть, в некоторых  мелких муниципальных образованиях целесообразно.

     5.1. Глава муниципального образования.

       Как правило, в большинстве  муниципальных образований выборными  должностными лицами являются  глава муниципального образования  (эта должность названа в Федеральном  законе 1995 г. об общих принципах организации муниципального самоуправления) и его заместитель. Иногда выбирают только главу администрации, а заместителей он назначает сам. Если же выбирают заместителя, то он выбирается только в паре с кандидатом на должность главы администрации: голосуя за то или иное лицо на должность главы администрации, избиратель тем самым голосует и за его заместителя.

     Глава муниципального образования в России избирается обычно на 2—4 года, иногда предусмотрен 5-летний срок. Конкретный срок полномочий главы муниципального образования определяется уставом  муниципального образования, но в пределах, установленных законом соответствующего субъекта РФ о местном самоуправлении или о выборах представительных органов и должностных лиц местного самоуправления. Иногда этот срок четко фиксирован для муниципальных образований всех уровней (Ярославская область). Наименование главы муниципального образования также определяется уставом, но в соответствии с законами субъектов РФ. Иногда эти названия тоже фиксированы в законе (глава города, глава района, глава поселка в Мордовии). На практике чаще всего используются термины «глава» или «мэр» с указанием муниципального образования (города, сельсовета и т.д.), а в некоторых сельских муниципальных образованиях — староста.

     Глава муниципального образования в соответствии с Федеральным законом «Об  общих принципах организации  местного самоуправления» 1995 г. может быть избран двумя способами: непосредственно гражданами (иногда — и постоянно проживающими иностранцами) на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании или представительным органом местного самоуправления, но из своего состава. Какой способ применить — решают сами жители или представительный орган муниципального образования при принятии своего устава.

     Компетенция главы муниципального образования  в Федеральном законе 1995 г. определена самым общим образом. Сказано лишь, что он возглавляет деятельность по осуществлению местного самоуправления. Более подробно его компетенция определяется законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований. Они делают это неодинаково, но в общем обычно закрепляются следующие полномочия главы муниципального образования: представительство муниципального образования в отношениях с другими муниципальными образованиями, органами государственной власти, соответствующими органами иностранных государств, юридическими и физическими лицами; подписание договоров от имени муниципального образования; направление ежегодных посланий муниципальномупредставительно-му органу о социально-экономическом положении муниципального образования; периодические публикации статистических данных о состоянии здравоохранения, окружающей среды, законности и правопорядка на территории муниципального образования; назначение даты выборов депутатов представительного органа; внесение проектов решений в представительный орган; организация выполнения решений представительного органа; прием граждан, рассмотрение их обращений и принятие по ним решений; представление к награждению почетными наградами и присвоение почетных званий муниципального образования и др.

     Глава муниципального образования вправе издавать распоряжения в пределах компетенции  муниципального образования. Они могут  иметь нормативный характер на территории муниципального образования и относиться не только к его жителям, но и другим лицам, находящимся на территории муниципального образования. Эти распоряжения не должны затрагивать сферу исключительных полномочий представительного органа, если последний не делегирует временно или на разовой основе такие полномочия. Нередко глава муниципального образования по должности входит в состав его представительного органа и в этих случаях обычно председательствует на его заседаниях, но, как правило, решающего голоса не имеет или обладает им только в том случае, если голоса депутатов разделились поровну. Впрочем, некоторые уставы муниципальных образований иначе решают эти вопросы. Нередко глава муниципального образования подписывает правовые акты, принимаемые представительным органом. Если такое право предоставлено, то в таком случае глава муниципального образования обладает и правом вето, т.е. может не подписать акт, принятый представительным органом, и возвратить его обратно. Вето может быть преодолено представительным органом при повторном рассмотрении возвращенного акта квалифицированным большинством голосов (2/з, 3/4, 3/5 и т.д.). В этом случае глава муниципального образования обязан подписать и опубликовать такой акт.

     5.2. Глава местной администрации

     Наряду  с должностью главы муниципального образования уставами может быть предусмотрена должность главы  местной администрации. В некоторых  случаях имеется и то, и другое должностное лицо, но в большинстве  муниципальных образований эти  должности соединены. Многие уставы муниципальных образований прямо  предусматривают соединение этих должностей (Астрахань, Саранск, Ярославль и  др.), глава муниципального образования  одновременно является главой местной  администрации. В этом случае глава  муниципального образования руководит  исполнительно-распорядительной деятельностью  по вопросам местного значения, и ему предоставляются дополнительные полномочия. Он определяет структуру, порядок формирования и штатную численность муниципальной администрации, разрабатывает схемы управления отраслями местного хозяйства и социальной сферы, назначает на должности и освобождает от должности руководителей структурных подразделений администрации (начальников, заведующих отделами, управлениями, службами администрации); заключает трудовые контракты с муниципальными служащими; распоряжается кредитами местной администрации и др.

     На  главу местной администрации  распространяются социальные гарантии и гарантии неприкосновенности, аналогичные  гарантиям депутатов местного представительного органа. Глава муниципального образования может быть досрочно освобожден от должности в случае отставки, отзыва избирателями (если это предусмотрено уставом муниципального образования), смещения его с должности местным представительным органом (в некоторых случаях это возможно путем квалифицированного большинства голосов), вступления в силу обвинительного приговора суда и др. Он прекращает исполнение своих обязанностей также по естественным причинам (смерть и т.д.), в том числе в некоторых муниципальных образованиях по достижении определенного возраста (обычно 65 лет).

     Кроме главы муниципального образования  их уставы могут предусматривать  и другие выборные должности. В их числе — заместитель (заместители) главы администрации, руководители наиболее важных подразделений администрации (например, жилищно-коммунального хозяйства  или здравоохранения), муниципальные  ревизоры. В России, однако, выборы таких  должностных лиц практически  не проводятся, эти должности замещают назначенные (по контракту, а иногда после конкурса) государственные  служащие. Не проводятся также выборы главы местной администрации  в тех редких случаях, где эта  должность замещается отдельно. Главой местной администрации является назначенное {после заключения контракта) должностное лицо.

     Выборные  должностные лица (депутаты, глава  муниципального образования и др.) обязаны периодически в установленное  время вести прием населения. Дни и часы приема должны быть доведены до всеобщего сведения. 

      6. Исполнительные органы местного самоуправления

     Кроме представительного органа (Совета и  др.) и выборных должностных лиц (мэра и др.) в муниципальном образовании  могут быть другие, невыборные органы и должностные лица. Такие органы и должностные лица бывают в муниципальных  образованиях в зарубежных странах (совещательные советы при назначенном сверху чиновнике, наемные менеджеры и администраторы), они могут быть и в России. Это допускает Федеральный закон об общих принципах местного самоуправления, не определяя, правда, их характер и название. Среди них могут быть совещательные органы и советники при главе муниципального образования, но могут быть и другие органы и должностные лица.

Информация о работе Структура органов местного самоуправления