Становление и развитие института муниципальной собственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 11:22, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы состоит в изучении муниципальной собственностью как социально-экономической основы местного самоуправления.
В задачи работы входит:
1.Определить состав и объекты муниципальной собственности в РФ.
2.Изучить порядок правового регулирования управления муниципальной собственностью.
3.Показать особенности управления муниципальной собственностью на примере г.Санкт-Петербурга.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Становление и развитие института муниципальной собственности 5
1.1.Понятие и состав муниципальной собственности 5
1.2.Порядок формирования муниципальной собственности 11
1.3. Муниципальная собственность - основа местного самоуправления 16
Глава 2. Управление муниципальной собственностью в современных условиях на примере деятельности органов местного самоуправления г.Санкт-Петербурга 21
2.1. Особенности института собственности в муниципальном праве Санкт-Петербурга 21
2.2. Компетенция органов местного самоуправления по вопросам управления муниципальной собственностью 26
Заключение 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 38

Работа содержит 1 файл

МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.rtf

— 423.50 Кб (Скачать)

Следует разработать и законодательно утвердить долгосрочную программу развития местного самоуправления в городах федерального значения с указанием конкретных лиц, ответственных за исполнение каждого ее пункта.     

Важным шагом в совершенствовании законодательства в сфере муниципальной собственности стал Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ. Он был принят Государственной Думой 11 октября 2002 года. Одобрен Советом Федерации 30 октября 2002 года. Проблема наведения порядка в госсекторе назрела давно и основательно; ее решению препятствовали только отраслевые ведомства, где этих бесхозных унитарных предприятий несть числа.

Возрастает актуальность принятия федерального закона о государственном муниципальном имуществе, который призван определить «родовые» признаки имущества, которое должно находиться исключительно в собственности Российской Федерации, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, четко регламентировать процессы поступления и выбытия имущества из публичной собственности, пределы применения различных механизмов распоряжения публичным имуществом, а также правила передачи имущества из собственности одних публичных образований в собственность других.

 

Заключение

     

В данной работе мы рассмотрели особенности муниципальной собственности как социально-экономической основы местного самоуправления и выявили ряд проблем, присущих сегодня данному процессу на примере управления муниципальной собственностью органами местного самоуправления  г.Санкт-Петербурга.     

В результате анализа нормативной базы, обеспечивающей процесс управления муниципальной собственностью, было установлено следующее.      

Муниципальная собственность как одна из форм собственности признана и защищается на основании статьи 8 Конституции Российской Федерации. Статьей 9 Конституции Российской Федерации установлено, что в муниципальной собственности могут находиться земля и другие природные ресурсы. В соответствии со статьей 130 Конституции Российской Федерации население в процессе осуществления местного самоуправления владеет, пользуется и распоряжается муниципальной собственностью, при этом органы местного самоуправления, как следует из статьи 132, самостоятельно управляют муниципальной собственностью. Таким образом, Конституцией Российской Федерации установлены все необходимые основы в отношении муниципальной собственности: она признается и защищается, названы собственник - население - и управляющий муниципальной собственностью - органы местного самоуправления.      

Непосредственно законодательное регулирование в сфере отношений собственности, в том числе муниципальной, осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним законами. Поскольку муниципальная собственность составляет одну из экономических основ местного самоуправления, нормы, касающиеся муниципальной собственности, содержатся и в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления».      

Понятие «муниципальная собственность» определяется в статье 215 Гражданского кодекса Российской Федерации: «Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью».      

Рассматривая муниципальное образование в качестве хозяйствующего субъекта, мы должны иметь ввиду, что управление собственностью МУ имеет определенные особенности.      

Во-первых, муниципальная собственность принадлежит всему населению муниципального образования и служит удовлетворению его основных жизненных потребностей. Следовательно, необходимо ограничить возможность совершения органами местного самоуправления действий, влекущих банкротство муниципальных образований.      

Во-вторых, органы местного самоуправления являются не только субъектом хозяйствования, но и субъектом властных отношений. А это дает возможность органам местного самоуправления право принимать общеобязательные на территории муниципального образования решения, в том числе и такие, которые могут создать муниципальным предприятиям и организациям льготные условия деятельности по отношению к другим субъектам рыночных отношений.

Анализ проблем управления муниципальной собственностью в городе федерального значения - Санкт-Петербурга позволяет сделать следующий концептуальные вывод.      

На федеральном уровне, в первую очередь, необходимо обеспечить исполнение гарантий в реализации конституционных норм органам местного самоуправления Санкт-Петербурга на строю определенный и долгосрочный минимум полномочий, прав и обязанностей, а также финансовых средств для выполнения ими своих обязанностей, которые не могут быть сокращены законами субъектов федерации, а только расширены ими.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

    1. Конституция РФ.-СПб., 2000.
    2. Гражданский кодекс РФ в двух частях.-СПб., 2002.
    3. Бюджетный кодекс РФ.-М., 2001.
    4. Налоговый кодекс РФ  в двух частях.-М., 2002.
    5. Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 года с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральными законами от 22.04 1996 № 38-ФЗ и от 26.11 1996. № 141-ФЗ.// Собрание законодательства Российской Федерации. 1995 № 35, ст. 3506; 1996 № 17, ст. 1917.
    6. Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 123-ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации».// Собрание законодательства РФ.-1997.-№30.-Ст.3595.
    7. Закон Санкт-Петербурга от 18 июня 1997 года № 111-35 «О местном самоуправлении в Санкт-Петербурге».
    8. Закон Санкт-Петербурга «Об основах бюджетного процесса в Санкт-Петербурге (с изменениями на 10 июля 2001 г.)».
    9. Закон Санкт-Петербурга от 18 сентября 1998 года № 200-39 «О порядке внесения, рассмотрения и принятия закона Санкт-Петербурга о бюджете Санкт-Петербурга».
    10. Закон Санкт-Петербурга «О бюджете Санкт-Петербурга на 2003 год».
    11. Закон РФ «О местном самоуправлении в РФ» 1991 г.// Ведомости съезда народ. деп. РСФСР и Верховного Совета РСФСР.-1991.-№2.-Ст.1010; 1992.№ 46. Ст.2618; 1993. № 21. Ст.748.
    12. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».// Ведомости съезда нар.деп. РСФСР и Верховного Совета РСФСР.-1992.-№ 3.-С.89.
    13. Европейская Хартия местного самоуправления.// СЗ РФ. 1998. № 15. Ст. 1695; 1998. № 36. Ст. 4461.
    14. Амирбеков А.Местное самоуправление в системе публичной власти. Гарантии прав и проблема ответственности //Право и Жизнь.-2000.- № 30.
    15. Андреев Б. Системный курс экономической теории. -- СПб.: Лениздат, 1998.
    16. Анимица Е.Г., Тертышный А.Т. Местное самоуправление: история и современность.-Екатеринбург: Изд-во Уральск.гос. ун-та, 1998.
    17. Беленький В. Методика определения цены земли и планирования устойчивого землепользования. //Вопросы экономики.- 2000.-№7.
    18. Васильев В. Местное самоуправление. Учебное и научно-практическое пособие. М., 1999.
    19. Голубев В. В обход закона делят власть на нижнем этаже//Российская Федерация сегодня. 1999. № 13.
    20. Гражданское право. Часть 1 /под редакцией Ю.К.Толстого и А.П.Сергеева, СПб, 1999.
    21. Колюшин Е.И. О праве муниципальной собственности //Журнал российского права.-1997.-№ 9.
    22. Линкол Т. Политика в области владения муниципальной землей и другой недвижимостью.//Материалы конференции Общероссийской общественной организации «Муниципальная академия» (21 октября 1999 г., Москва) и круглого стола «Местное самоуправление в России», проведенного в рамках специализированной выставки-конференции «Управление-99» (22 октября 1999 г., Москва).
    23. Лукин И.С., Мосунов Ю.Г. Голубь М.В., Крюков В.В. О методологии ценообразования на объекты государственной и муниципальной собственности //Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование.-2001.-№ 1(6).
    24. Миловидов В.Д. Инвестор в России: что делать? -- М.: ММВБ, 2000.
    25. Органы местного управления в зарубежных странах: Сравнительное исследование.-М.:ИНИОН РАН, 1994.
    26. Российская Федерация сегодня. 1999. № 2.
    27. Право местного самоуправления. М., 1997.
    28. Суханов Е.А. Лекции о праве собственности. М., 2000.
    29. Черников В.В. Современная государственная система охраны собственности в России. - М., 1999.
    30. Энциклопедический Словарь (в трёх томах). М., 1953. Т. 3, с. 244.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Утвержден распоряжением КУГИ от 05.03.2002 № 368-р  
«Об утверждении примерной формы договора о передаче 
объектов государственной собственности Санкт-Петербурга в собственность

муниципального образования»

 

 

Примерная форма

 

ДОГОВОР

О ПЕРЕДАЧЕ ОБЪЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГА В СОБСТВЕННОСТЬ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Санкт-Петербург                                "__"_______ 200_ г. 

 

     На основании Закона Санкт-Петербурга ________________________

                                             (реквизиты и полное

__________________________________________________________________

       название Закона Санкт-Петербурга о передаче объектов

__________________________________________________________________

    государственной собственности Санкт-Петербурга конкретному

__________________________________________________________________

                   муниципальному образованию)

Комитет  по  управлению   городским  имуществом  Санкт-Петербурга,

выступающий  от  имени  Санкт-Петербурга,   в   лице  председателя

Комитета ______________, действующего  на  основании  Положения  о

Комитете (далее -  Комитет),  с  одной  стороны,  и  муниципальное

образование ______________________________________________________

               (полное наименование муниципального образования)

в лице главы муниципального образования __________________________

_________________________________________________________________,

   (Ф.И.О. главы муниципального образования, паспортные данные)

действующего на основании ________________________________________

(далее - Муниципальное образование), с  другой  стороны, именуемые

далее "Стороны", заключили настоящий договор о нижеследующем.

 

Основные понятия

 

Объекты - указанные в п. 1.1 настоящего договора:

1) принадлежащие Санкт-Петербургу на праве собственности здания (строения, помещения), входящие в состав имущества казны Санкт-Петербурга;

2) находящиеся в государственной собственности земельные участки, занимаемые зданиями (строениями).<*>

     ------------------------------

<*> - передача в собственность Муниципального образования Участков осуществляется в соответствии с правилами, установленными пунктом 4 статьи 35 Земельного кодекса РФ

 

1. Предмет договора

 

1.1. Комитет передает Муниципальному образованию, а Муниципальное образование принимает на условиях настоящего договора:

     1.1.1. Объекты  недвижимого  имущества   (здания,   строения,

помещения) согласно перечню объектов государственной собственности

Санкт-Петербурга,    подлежащих    передаче    в     собственность

Муниципального   образования,    в    соответствии    с    Законом

Санкт-Петербурга _________________________________________________

                   (реквизиты Закона Санкт-Петербурга о передаче

__________________________________________________________________

     объектов государственной собственности Санкт-Петербурга

__________________________________________________________________

    в собственность определенного муниципального образования)

     1.1.2. Земельные  участки  (далее  -   Участки),   занимаемые

указанными    в    п.   1.1.1   настоящего    договора    зданиями

(строениями): <*>

     1) Площадь  участка __________ (_________) кв. м, кадастровый

                         (цифрами и прописью)

номер _______, входящий в состав земель _________________________,

                                            (категория земель)

предоставленный для _______________________ и иного использования,

не противоречащего  ограничениям,  установленным  соответствующими

органами   власти   (местного  самоуправления)  в  соответствии  с

законодательством  и  утвержденными   строительными,  санитарными,

природоохранными, противопожарными нормами.

Участок расположен в границах в соответствии с планом Участка, подписанным Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству и приведенным в приложении 1, являющемся неотъемлемой частью договора. (Данный абзац включается в текст настоящего договора при наличии плана Участка на момент подписания настоящего договора.)

    В отношении  Участка  действуют   ограничения   (обременения),

связанные с ______________________________________________________

            (нахождение на территории  объединенной охранной зоны,

__________________________________________________________________

    установленной решением Ленгорисполкома от 30.12.88 N 1045;

_______________.

иные основания)

2) <**>______________________________________________________

3) <**>______________________________________________________

 

     ------------------------------

<*> - передача в собственность Муниципального образования Участков осуществляется в соответствии с правилами, установленными пунктом 4 статьи 35 Земельного кодекса РФ.

<**> - по каждому передаваемому Участку в текст договора включается информация, указанная в пп. 1 п. 1.1.2 настоящего договора.

 

1.2. Комплекты документов, описывающих объекты (с указанием кадастровых номеров) и подготовленные районными филиалами государственного учреждения "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости" (далее - ГУИОН) - проектно-инвентаризационными бюро (далее - ПИБ) в соответствии с требованиями, предъявляемыми к порядку проведения технического и кадастрового учета объектов недвижимости, прилагаются к договору и являются его неотъемлемой частью (приложение 1 к настоящему договору). Указанный комплект документов должен быть прошит и скреплен печатью, а также подписан начальником ПИБ (либо начальником ГУИОН).

 

2. Права и обязанности сторон

 

2.1. Муниципальное образование обязуется:

     2.1.1. Одновременно с подписанием настоящего договора принять

объекты по передаточному акту от _________________________________

                                      (указывается организация,

__________________________________________________________________

   обеспечивающая техническое обслуживание и ремонт недвижимого

__________________________________________________________________

   имущества казны Санкт-Петербурга либо иной владелец объекта)

2.2. Комитет обязуется:

2.2.1. Одновременно с подписанием настоящего договора обеспечить передачу объектов Муниципальному образованию по передаточному акту.

2.2.2. В срок, не превышающий 10 дней с момента подписания настоящего договора, подготовить документы, необходимые для государственной регистрации настоящего договора, перехода права собственности на объекты, а также представить указанные документы в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

 

3. Возникновение права собственности

 

3.1. Право собственности на объекты переходит к Муниципальному образованию с момента государственной регистрации перехода права собственности в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

3.2. Бремя содержания, а также риск случайной гибели или случайного повреждения объектов переходит к Муниципальному образованию с момента передачи объектов в соответствии с пунктами 2.1.1 и 2.2.1 настоящего договора.

 

4. Особые условия

 

4.1. Настоящий договор вступает в силу с момента его государственной регистрации.

4.2. Муниципальное образование пользуется объектами с момента подписания передаточного акта (пп. 2.1.1 и 2.2.1 настоящего договора).

     4.3. _______________________________________________.

            (иные условия, устанавливаемые сторонами)

 

5. Ответственность сторон

 

5.1. Стороны несут ответственность в порядке, предусмотренном законодательством, за предоставление не соответствующей действительности информации, за непредставление информации, которая им была известна либо которая должна была быть известна, и имевшей существенное значение для заключения настоящего договора.

5.2. Стороны несут ответственность за невыполнение либо ненадлежащее выполнение условий настоящего договора в соответствии с требованиями законодательства.

 

6. Прочие условия

 

6.1. Все изменения и дополнения к настоящему договору действительны, если они совершены в письменной форме и подписаны сторонами.

Информация о работе Становление и развитие института муниципальной собственности