Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 11:22, курсовая работа
Цель данной курсовой работы состоит в изучении муниципальной собственностью как социально-экономической основы местного самоуправления.
В задачи работы входит:
1.Определить состав и объекты муниципальной собственности в РФ.
2.Изучить порядок правового регулирования управления муниципальной собственностью.
3.Показать особенности управления муниципальной собственностью на примере г.Санкт-Петербурга.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Становление и развитие института муниципальной собственности 5
1.1.Понятие и состав муниципальной собственности 5
1.2.Порядок формирования муниципальной собственности 11
1.3. Муниципальная собственность - основа местного самоуправления 16
Глава 2. Управление муниципальной собственностью в современных условиях на примере деятельности органов местного самоуправления г.Санкт-Петербурга 21
2.1. Особенности института собственности в муниципальном праве Санкт-Петербурга 21
2.2. Компетенция органов местного самоуправления по вопросам управления муниципальной собственностью 26
Заключение 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 38
Следует разработать и законодательно утвердить долгосрочную программу развития местного самоуправления в городах федерального значения с указанием конкретных лиц, ответственных за исполнение каждого ее пункта.
Важным шагом в совершенствовании законодательства в сфере муниципальной собственности стал Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ. Он был принят Государственной Думой 11 октября 2002 года. Одобрен Советом Федерации 30 октября 2002 года. Проблема наведения порядка в госсекторе назрела давно и основательно; ее решению препятствовали только отраслевые ведомства, где этих бесхозных унитарных предприятий несть числа.
Возрастает актуальность принятия федерального закона о государственном муниципальном имуществе, который призван определить «родовые» признаки имущества, которое должно находиться исключительно в собственности Российской Федерации, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, четко регламентировать процессы поступления и выбытия имущества из публичной собственности, пределы применения различных механизмов распоряжения публичным имуществом, а также правила передачи имущества из собственности одних публичных образований в собственность других.
В данной работе мы рассмотрели особенности муниципальной собственности как социально-экономической основы местного самоуправления и выявили ряд проблем, присущих сегодня данному процессу на примере управления муниципальной собственностью органами местного самоуправления г.Санкт-Петербурга.
В результате анализа нормативной базы, обеспечивающей процесс управления муниципальной собственностью, было установлено следующее.
Муниципальная собственность как одна из форм собственности признана и защищается на основании статьи 8 Конституции Российской Федерации. Статьей 9 Конституции Российской Федерации установлено, что в муниципальной собственности могут находиться земля и другие природные ресурсы. В соответствии со статьей 130 Конституции Российской Федерации население в процессе осуществления местного самоуправления владеет, пользуется и распоряжается муниципальной собственностью, при этом органы местного самоуправления, как следует из статьи 132, самостоятельно управляют муниципальной собственностью. Таким образом, Конституцией Российской Федерации установлены все необходимые основы в отношении муниципальной собственности: она признается и защищается, названы собственник - население - и управляющий муниципальной собственностью - органы местного самоуправления.
Непосредственно законодательное регулирование в сфере отношений собственности, в том числе муниципальной, осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним законами. Поскольку муниципальная собственность составляет одну из экономических основ местного самоуправления, нормы, касающиеся муниципальной собственности, содержатся и в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления».
Понятие «муниципальная собственность» определяется в статье 215 Гражданского кодекса Российской Федерации: «Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью».
Рассматривая муниципальное образование в качестве хозяйствующего субъекта, мы должны иметь ввиду, что управление собственностью МУ имеет определенные особенности.
Во-первых, муниципальная собственность принадлежит всему населению муниципального образования и служит удовлетворению его основных жизненных потребностей. Следовательно, необходимо ограничить возможность совершения органами местного самоуправления действий, влекущих банкротство муниципальных образований.
Во-вторых, органы местного самоуправления являются не только субъектом хозяйствования, но и субъектом властных отношений. А это дает возможность органам местного самоуправления право принимать общеобязательные на территории муниципального образования решения, в том числе и такие, которые могут создать муниципальным предприятиям и организациям льготные условия деятельности по отношению к другим субъектам рыночных отношений.
Анализ проблем управления муниципальной собственностью в городе федерального значения - Санкт-Петербурга позволяет сделать следующий концептуальные вывод.
На федеральном уровне, в первую очередь, необходимо обеспечить исполнение гарантий в реализации конституционных норм органам местного самоуправления Санкт-Петербурга на строю определенный и долгосрочный минимум полномочий, прав и обязанностей, а также финансовых средств для выполнения ими своих обязанностей, которые не могут быть сокращены законами субъектов федерации, а только расширены ими.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Утвержден
распоряжением КУГИ от 05.03.2002 № 368-р
«Об утверждении примерной формы договора
о передаче
объектов государственной собственности
Санкт-Петербурга в собственность
муниципального образования»
Примерная форма
ДОГОВОР
О ПЕРЕДАЧЕ ОБЪЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА В СОБСТВЕННОСТЬ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Санкт-Петербург
На основании Закона Санкт-Петербурга ________________________
______________________________
название Закона Санкт-Петербурга о передаче объектов
______________________________
государственной собственности Санкт-Петербурга конкретному
______________________________
муниципальному образованию)
Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга,
выступающий от имени Санкт-Петербурга, в лице председателя
Комитета ______________, действующего на основании Положения о
Комитете (далее - Комитет), с одной стороны, и муниципальное
образование ______________________________
(полное наименование муниципального образования)
в лице главы муниципального образования __________________________
______________________________
(Ф.И.О. главы муниципального образования, паспортные данные)
действующего на основании ______________________________
(далее - Муниципальное образование), с другой стороны, именуемые
далее "Стороны", заключили настоящий договор о нижеследующем.
Основные понятия
Объекты - указанные в п. 1.1 настоящего договора:
1) принадлежащие Санкт-Петербургу на праве собственности здания (строения, помещения), входящие в состав имущества казны Санкт-Петербурга;
2) находящиеся в государственной собственности земельные участки, занимаемые зданиями (строениями).<*>
------------------------------
<*> - передача в собственность Муниципального образования Участков осуществляется в соответствии с правилами, установленными пунктом 4 статьи 35 Земельного кодекса РФ
1. Предмет договора
1.1. Комитет передает Муниципальному образованию, а Муниципальное образование принимает на условиях настоящего договора:
1.1.1. Объекты недвижимого имущества (здания, строения,
помещения) согласно перечню объектов государственной собственности
Санкт-Петербурга, подлежащих передаче в собственность
Муниципального образования, в соответствии с Законом
Санкт-Петербурга ______________________________
(реквизиты Закона Санкт-Петербурга о передаче
______________________________
объектов государственной собственности Санкт-Петербурга
______________________________
в собственность определенного муниципального образования)
1.1.2. Земельные участки (далее - Участки), занимаемые
указанными в п. 1.1.1 настоящего договора зданиями
(строениями): <*>
1) Площадь участка __________ (_________) кв. м, кадастровый
(цифрами и прописью)
номер _______, входящий в состав земель _________________________,
предоставленный для _______________________ и иного использования,
не противоречащего ограничениям, установленным соответствующими
органами власти (местного самоуправления) в соответствии с
законодательством и утвержденными строительными, санитарными,
природоохранными, противопожарными нормами.
Участок расположен в границах в соответствии с планом Участка, подписанным Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству и приведенным в приложении 1, являющемся неотъемлемой частью договора. (Данный абзац включается в текст настоящего договора при наличии плана Участка на момент подписания настоящего договора.)
В отношении Участка действуют ограничения (обременения),
связанные с ______________________________
(нахождение на территории объединенной охранной зоны,
______________________________
установленной решением Ленгорисполкома от 30.12.88 N 1045;
_______________.
иные основания)
2) <**>__________________________
3) <**>__________________________
------------------------------
<*> - передача в собственность Муниципального образования Участков осуществляется в соответствии с правилами, установленными пунктом 4 статьи 35 Земельного кодекса РФ.
<**> - по каждому передаваемому Участку в текст договора включается информация, указанная в пп. 1 п. 1.1.2 настоящего договора.
1.2. Комплекты документов, описывающих объекты (с указанием кадастровых номеров) и подготовленные районными филиалами государственного учреждения "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости" (далее - ГУИОН) - проектно-инвентаризационными бюро (далее - ПИБ) в соответствии с требованиями, предъявляемыми к порядку проведения технического и кадастрового учета объектов недвижимости, прилагаются к договору и являются его неотъемлемой частью (приложение 1 к настоящему договору). Указанный комплект документов должен быть прошит и скреплен печатью, а также подписан начальником ПИБ (либо начальником ГУИОН).
2. Права и обязанности сторон
2.1. Муниципальное образование обязуется:
2.1.1. Одновременно с подписанием настоящего договора принять
объекты по передаточному акту от ______________________________
______________________________
обеспечивающая техническое обслуживание и ремонт недвижимого
______________________________
имущества казны Санкт-Петербурга либо иной владелец объекта)
2.2. Комитет обязуется:
2.2.1. Одновременно с подписанием настоящего договора обеспечить передачу объектов Муниципальному образованию по передаточному акту.
2.2.2. В срок, не превышающий 10 дней с момента подписания настоящего договора, подготовить документы, необходимые для государственной регистрации настоящего договора, перехода права собственности на объекты, а также представить указанные документы в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
3. Возникновение права собственности
3.1. Право собственности на объекты переходит к Муниципальному образованию с момента государственной регистрации перехода права собственности в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
3.2. Бремя содержания, а также риск случайной гибели или случайного повреждения объектов переходит к Муниципальному образованию с момента передачи объектов в соответствии с пунктами 2.1.1 и 2.2.1 настоящего договора.
4. Особые условия
4.1. Настоящий договор вступает в силу с момента его государственной регистрации.
4.2. Муниципальное образование пользуется объектами с момента подписания передаточного акта (пп. 2.1.1 и 2.2.1 настоящего договора).
4.3. ______________________________
(иные условия, устанавливаемые сторонами)
5. Ответственность сторон
5.1. Стороны несут ответственность в порядке, предусмотренном законодательством, за предоставление не соответствующей действительности информации, за непредставление информации, которая им была известна либо которая должна была быть известна, и имевшей существенное значение для заключения настоящего договора.
5.2. Стороны несут ответственность за невыполнение либо ненадлежащее выполнение условий настоящего договора в соответствии с требованиями законодательства.
6. Прочие условия
6.1. Все изменения и дополнения к настоящему договору действительны, если они совершены в письменной форме и подписаны сторонами.
Информация о работе Становление и развитие института муниципальной собственности