Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2013 в 12:09, контрольная работа
В 476 г. пала Западная Римская империя. Это было катастрофой для античности и на-чалом государств средневековья. И хотя в действительности отмирание античного мира про-должалось потом еще не одно десятилетие, варвары принесли с собой совершенно новый тип государств, выдвинувший на первый план принцип личных, вассальных связей взамен римского принципа над общественного государства.
Появились так называемые варварские королевства: Вестготское королевство на юге Франции и на Пиренеях, Королевство вандалов в Африке, Англосаксонские королевства в Британии, Франкское королевство в Галин, Остготское королевство, а затем Королевство лангобардов в Италии и другие.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . 3
1.Сословно-представительные учреждения в Западной Европе в средние века. . . . . ... 4
2.Католическая церковь и средневековое государство в Европе . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
3.История канонического права в Западной Европе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . 23
РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ
Филиал РУДН в г. Перми
Факультет: ЮРИДИЧЕСКИЙ
Дисциплина: История государства и права зарубежных стран
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 5
Студент Бурдин Алексей Валерьевич
Курс I, группа ПЮ-10-3п
№3732100075 студенческого билета
ПЕРМЬ
2011 год
Содержание
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . 3
1.Сословно-представительные учреждения в Западной Европе в средние века. . . . . ... 4
2.Католическая церковь и средневековое государство в Европе . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
3.История канонического права в Западной Европе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . 23
Введение
В 476 г. пала Западная Римская империя. Это было катастрофой для античности и началом государств средневековья. И хотя в действительности отмирание античного мира продолжалось потом еще не одно десятилетие, варвары принесли с собой совершенно новый тип государств, выдвинувший на первый план принцип личных, вассальных связей взамен римского принципа над общественного государства.
Появились так называемые варварские королевства: Вестготское королевство на юге Франции и на Пиренеях, Королевство вандалов в Африке, Англосаксонские королевства в Британии, Франкское королевство в Галин, Остготское королевство, а затем Королевство лангобардов в Италии и другие.
В VIII в. в Западной Европе возникает идея
о возрождении империи, которая находит
защитника и проводника в жизнь в лице
Карла Великого, франкского короля. В своем
стремлении стать наследником Рима этот
король сильно расширил границы своего
государства, подчинив себе земли Германии
и Италии, и короновался императорской
короной в Риме в 800 г. После его смерти
в 814 г., однако, империя франков угасла,
разделившись на три части: на Западно-Франкское
королевство во Франции, Восточно-Франкское
— в Германии и королевство в Италии. Короли
Восточно-Франкского королевства возобновили
в
Х-ХIII вв.
В течение XIII—XV вв. постепенно складываются
и упрочиваются королевства Англия,
Дания, Норвегия, Швеция, Франция, Кастилия,
Арагон, Португалия. В период раздробленности
Европы многие вассалы короля обладали
очень высокой степенью политической
и экономической самостоятельности, зачастую
намного превосходя могуществом своего
повелителя. Поэтому-то королевская власть,
стремясь подчинить себе своих вассалов
не только формально, но и на деле, искала
себе не менее сильных и богатых союзников.
Ими стали города, которые, в свою очередь,
нуждались в устойчивой и способной защитить
их интересы королевской власти. Король
жаловал городам свободы и привилегии
в торговых и ремесленных делах; города
представляли королю крупные денежные
суммы и поддерживали его.
Это положение нашло отражение и в политической,
государственной системе: сложился новый
тип монархии, получившей название сословно-представительной.
Дело в том, что в это время в разных странах
по-разному возникают сословно-представительные
учреждения.
В Англии — Историки воспринимают Великую хартию первым документом конституционного назначения в Англии наряду с Петицией о правах 1628 г., Хабеас корпус актом 1679 г. и др.Великая хартия вольностей 1215 года была принята в результате выступления баронов при участии рыцарства и горожан против короля Иоанна Безземельного. Официально в Англии этот документ считается первым конституционным актом. Однако историческое значение Хартии может быть оценено лишь с учетом реальных условий развития Англии в конце XII – начале XIII вв. Закрепляя требования и интересы разнородных и даже противоборствующих, но временно объединившихся сил, Хартия является противоречивым документом, не выходит за пределы феодального соглашения между королем и верхушкой оппозиции. Большинство статей Хартии касается вассально-ленных отношений короля и баронов и стремится ограничить произвол короля в использовании его сеньориальных прав, связанных с земельными владениями. Политические статьи Хартии свидетельствуют о том, что бароны стремились сохранить часть своих иммунитетов и привилегий, поставив осуществление отдельных прерогатив центральной власти под свой контроль или ограничив их использование в отношении феодальной верхушки.
Ряд положений Великой хартии обрели новую силу и значение благодаря возникновению парламента – представительного сословного собрания, созываемого и распускаемого по желанию короля. В период сеньориальной монархии король управлял в содружестве с относительно узким кругом советников в лице баронов и прелатов. Первая попытка организовать самостоятельный совет по сословному принципу, намеченная в Великой хартии, – это Совет баронов, который в действительности собирался вплоть до 1258 г.
Следующей стадией организации сословной активности стал парламент, созванный Симоном де Монфором, сводным братом правившего тогда короля Генриха III, в период очередной сословной смуты, когда бароны частично перешли на сторону короля, а Симону де Монфору, эрлу Лейчестера, пришлось опираться, помимо баронов, также на рыцарей и горожан. Собрание знати Симон де Монфор назвал парламентом (от франц. parlement – собрание для обсуждения от parler – говорить).
В 1258 году на Совете в Оксфорде
вооруженные бароны, вновь воспользовавшись
недовольством широких слоев
свободного населения королевской
политикой, заставили короля принять
так называемые Оксфордские провизии.
В них предусматривалась
Раскол в стане оппозиции дал возможность королю отказаться от соблюдения Оксфордских провизий. В ходе начавшейся в 1263 году гражданской войны силам де Монфора удалось одержать победу над сторонниками короля. В 1264 году де Монфор стал верховным правителем государства и реализовал требование рыцарства об участии в государственном управлении. Важнейшим итогом гражданской войны был созыв первого в истории Англии сословно-представительного учреждения – парламента (1265 год). В него наряду с баронами и духовными феодалами были приглашены представители от рыцарей и наиболее значительных городов.
К концу XIII в. королевская власть окончательно осознала необходимость компромисса, политического соглашения с феодалами всех рангов и верхушкой горожан в целях установления политической и социальной стабильности. Следствием такого соглашения явилось завершение формирования органа сословного представительства. В 1295 году был созван «образцовый» парламент, состав которого послужил моделью для последующих парламентов Англии. Помимо лично приглашенных королем крупных светских и духовных феодалов в него вошли по два представителя от 37 графств (рыцари) и по два представителя от городов.
Создание парламента повлекло
за собой изменение формы
Первое время возможности
парламента влиять на политику королевской
власти были незначительны. Его функции
сводились к определению
Постепенно парламент средневековой Англии приобрел три важнейших полномочия: право на участие в издании законов, право решать вопросы о поборах с населения в пользу королевской казны и право осуществлять контроль над высшими должностными лицами и выступать в некоторых случаях в качестве особого судебного органа.
Право законодательной инициативы парламента возникло из практики подачи коллективных парламентских петиций королю. Чаще всего они содержали просьбу о запрете нарушения старых законов или об издании новых. Король мог удовлетворить просьбу парламента или отвергнуть ее. Однако в течение XIV в. было установлено, что ни один закон не должен быть принят без согласия короля и палат парламента. В XV в. установилось правило, что ходатайства парламента должны облекаться в форму законопроектов, которые получили название «биллей». Так оформилось понятие закона (статута) как акта, исходящего от короля, палаты лордов и палаты общин.
В течение XIV в. постепенно
закрепилась компетенция
Стремясь подчинить своему контролю государственное управление, парламент с конца XIV в. постепенно ввел процедуру импичмента. Она состояла в возбуждении палатой общин перед палатой лордов как высшим судом страны обвинения против того или иного королевского должностного лица в злоупотреблении властью. Кроме того, в XV в. утвердилось право парламента прямо объявлять преступными те или иные злоупотребления. При этом издавался специальный акт, утверждаемый королем и получивший название «билля об опале».
На протяжении XIII в. происходит также развитие нового исполнительного органа – Королевского совета. Он стал представлять собой узкую группу ближайших советников короля, в руках которой сконцентрировалась высшая исполнительная и судебная власть. В эту группу входили обычно канцлер, казначей, судьи, наиболее приближенные к королю министериалы, в основном выходцы из рыцарских слоев. В дальнейшем большой совет крупнейших вассалов короны утратил свои функции, которые отошли к парламенту.
Во Франции в конце XII – первой половине XIII в. собраний было свыше 20. Во второй половине XIII в. эти ассамблеи спонтанно перерастают во Всеобщий совет, который время от времени созывает король.
В 1302 г. французский король созвал
сословия, чтобы те поддержали его
в борьбе с римским папой, в 1308
г. – чтобы санкционировать
Генеральные штаты исторически выросли из феодальных советов эпохи ленной монархии. Согласно феодальному обычаю, участие в совете вассалов было неотъемлемой обязанностью вассалитета.
В XIV – XV вв. созыв Генеральных штатов
определялся индивидуальными
Единой организации работы Штатов долгое время не было. Каждое собрание носило свой характер: то сословия заседали вместе, то – по отдельности. Программа сессии определялась королем, и депутаты лишь могли выразить свое мнение по королевским предложениям. Со временем голосование по бальяжам сменилось голосованием по сословиям в целом.
Информация о работе Сословно-представительные учреждения в Западной Европе в средние века