Социально-экономическая организация

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 05:28, контрольная работа

Описание работы

В России весьма интенсивно создаются и ликвидируются организации различных правовых форм и организационных структур. Значительная часть людей уже попробовала себя в роли собственников или руководителей малых и средних компаний. Другая часть думает о том, стоит ли создавать собственное дело или следует идти в наем менеджером, продавцом, т.д. Умение профессионально руководить организацией или даже просто чувствовать себя в ней комфортно требует определенного набора знаний.

Содержание

Введение._______________________________________________3
1. Понятие организации, признаки. __________________________4
1.1. Понятие организации.__________________________________4
1.2. Признаки организации._________________________________5
2. Виды организации.______________________________________8
2.1. Основные виды организации. ___________________________8
2.2. Виды социальных систем. _____________________________13
3. Социально-экономические организации. ___________________20
3.1. Классификация организаций. ___________________________20
3.2. Особенности социально-экономических организаций. ______22
3.3 Социально-экономическая система_______________________23
Заключение. _____________________________________________30
Список литературы. ______________________________________32

Работа содержит 1 файл

Системология организации2.doc

— 177.00 Кб (Скачать)

              В рамках одной социальной организации и даже в рамках одного типа социальных организаций может существовать несколько типов отношений.


3. Социально-экономические организации

3.1 Классификация организаций.

              Социальные организации, составляющие основу любой цивилизации, можно представить в виде большого набора правовых норм и организационных структур. В любой науке классификация занимает особое место. Классификация организаций важна по трем причинам:

нахождение сходных социальных организаций по каким-либо параметрам, это помогает создавать минимум методик для их анализа и совершенствования;

возможность определения их численного распределения по классификации для создания соответствующей инфраструктуры: подготовке кадров, контрольных служб и т.д.;

принадлежность социальной организации к той или иной группе позволяет определить их отношение к налоговым и другим льготам.

              Социальные организации могут быть:

правительственные и неправительственные;

коммерческие и некоммерческие;

бюджетные и не бюджетные;

общественные и хозяйственные;

формальные и неформальные.

              Кроме того, различают социальные организации по:

отраслевой принадлежности (промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, торговые и др.);

 

самостоятельности принятия решений (головные/ материнские, дочерние и зависимые).

              Могут применяться и дополнительные признаки для классификации.

              Статус правительственной социальной организации дается официальными органами власти. На них распространяются различные привилегии, льготы и жесткие обязательства. К неправительственным социальным организациям относятся все другие социальные организации, не имеющие такого статуса.             

              Коммерческие социальные организации строят свою деятельность на получении максимальной прибыли в интересах учредителей, а для некоммерческих основная цель состоит в удовлетворении общественных потребностей, при этом вся прибыль идет не учредителям, а на развитие социальной организации.

              Бюджетные социальные организации строят свою деятельность исходя из выделенных государством средств, при этом они освобождаются от уплаты многих налогов, в том числе НДС. Не бюджетные социальные организации сами изыскивают источники финансирования. Многие социальные организации пытаются привлечь для своего развития как бюджетные, та и не бюджетные средства.

              Общественные социальные организации строят свою деятельность на основе удовлетворения потребностей своих членов общества (во внутренней среде), а хозяйственные – для удовлетворения потребностей и интересов человека и общества во внешней для организации среде.

              Формальные социальные организации – это зарегистрированные в установленном порядке общества, товарищества и т.д., которые выступают как юридические и неюридические лица. Неформальные социальные организации – это незарегистрированные в государственном органе социальные организации либо в силу их малочисленности, либо по каким-то другим причинам. К неформальным социальным организациям относятся объединения людей, связанных личными  интересами в области культуры, быта, спорта и др., имеющие лидера и не ведущие финансово-хозяйственную деятельность, направленную на получение материальной прибыли.


3.2 Особенности социально-экономических организаций.

              Социально-экономическая организация характеризуется наличием социальных и экономических связей между работниками. К социальным связям относятся:

межличностные, бытовые отношения;

отношения по уровням управления;

отношения к человеку общественных организаций.

              К экономическим связям относятся:

- материальное стимулирование и ответственность;

прожиточный уровень, льготы и привилегии.

              Соотношение этих связей играет решающую роль при создании или диагностике организации.

             

Социальные

Связи

Экономические связи

Слабые

Средние

Сильные

Слабые

Неустойчивые организации

Слабые организации

Конфликтные организации

Средние

Слабые неформальные организация

 

Средние организация

Сильные

Сильные неформальные организация

 

Сильные организации

      Таб. 1.  Влияние связей на состояние организации.

 

              В табл.1 показано соответствие между уровнями названных выше связей и получающихся при этом состояний социально-экономических организаций.

              Для социально-культурных или социально-образовательных организаций таблица будет иметь такой же вид, если заменить слова "экономические связи" на культурные или образовательные. Эта таблица имеет очень большое практическое значение при организации или диагностике организации.

 

3.3 Социально-экономическая система

 

Любая производственно-хозяйственная система, будь то организация, предприятие,  банк, объединение,  отрасль и т.д.,  является социально-экономической системой.  Возникают эти  системы  на пересечении двух систем более высокого порядка:   1) общество и 2) ресурсы.

            Все социально-экономические  системы равны по двум факторам.

Первый фактор равенства - социальный, т.к. люди, осуществляющие процессы  производства  и управление ими,  являются его главным элементом.  Второй фактор равенства - экономический, т.к. в результате труда создаются материальные блага - конкретный конечный продукт:  объем производства;  объем  строительно-монтажных работ; объем товарооборота; объем оказанных услуг и пр. Из  вышесказанного  определения  можно  вывести главное свойство  социально-экономической  системы - это то, что в ее основе лежат интересы людей,  и основной ее элемент - человек.

            Теперь рассмотрим составляющие  менеджмента.  Поставив  перед собой цель или задачу независимо от того,  какому уровню они принадлежат (макро или микро),  руководитель  любого  ранга, оценив ситуацию,  взвесив все "за" и "против", принимает управленческое решение.  Как,  какими  способами,  методами  и средствами можно  достичь поставленной цели или задачи?  Кто непосредственно (какие функциональные подразделения) займутся этим?  После  четкого  ответа на эти вопросы руководитель начинает осуществлять конкретное  целенаправленное  воздействие на все  эти  инстанции  и следить за ходом событий,  чтобы в нужный момент подключить действие необходимой функции,  например, согласования, координации, контроля, активизации, стимулирования или санкции и пр. Исходя из этого мы можем определить, что же такое управление.

правление  -  это целенаправленное воздействие на коллективы людей с целью организации и координации  их  деятельности для достижения поставленных целей. 

Кроме того, мы можем дать более широкое определение этого понятия, управление -  это  процесс планирования,  организации,  мотивации и контроля, необходимый для формулирования и достижения  целей организации.

            Отсюда  следует,  что  процесс управления - это определенная последовательность  действий,  направленных  на постановку целей, разработку средств и методов их реализации и организацию совместного труда людей.

            Если обратиться к работе Мескона и др. "Основы менеджмента", то понятие процесса управления выглядит как  объем  непрерывных, взаимосвязанных действий по реализации функций управления в рамках организации.  Эта формулировка как бы объединяет первые два  понятия процесса управления в одну.  По смыслу и содержанию эти два понятия не противоречат друг другу и  использование каждого из них правомерно.  Четкое представление об управлении как процессе предполагает наличие определенной системы управления.  Система  управления - это система целенаправленного воздействия на объект управления с  целью  его перевода в  состояние,  соответствующее  поставленным целям, или поддержания в данном состоянии.

            Исходя из этого определения,  система управления или система целенаправленного воздействия называется управляющей  системой, а  та  система,  на которую направлено это воздействие — управляемой.

            Прежде чем определить место нахождения,  взаимосвязь и влияние управляющей и управляемой систем, определим сферу приложения менеджмента.

            В кибернетике  существуют  понятия  "закрытой"  и  "открытой" систем. Cистемы открытого типа, а именно: завод, трест, банк, фирма и пр.  Иными словами, система, которая живет и развивается по законам, присущим всем ей  подобным  системам.  Эта  система имеет внутреннюю  и  внешнюю среду своего обитания,  значит, она должна подвергаться воздействию внешней и внутренней информации, что означает наличие прямых и обратных связей, исходной и конечной информации и, следовательно, наличие метода преобразования этой информации. Закрытая же система этими параметрами в полной мере не наделена.  Это некая идеальная, абстрактная система,  о  которой известно что-то (один параметр), что не дает ясного представления о  ее  жизнедеятельности. Сформируем понятие "система".

            Система -  совокупность  взаимосвязанных,  взаимодействующих элементов, представляющих  единое  целое  и образующих новое свойство.  Например, чтобы сшить  какое-либо изделие,  необходимо иметь заказчика на это изделие,  того,  кто это сделает - портного,  ткань, нитки, пуговицы, другую фурнитуру, выкройку и  пр. А также на чем это будет изготовлено - швейную машину; и только в совокупности, по нужным расчетам и правилам мы получим единое целое - конкретную вещь, в которой и будет  воплощено  понятие  новое  свойство, т.к. только сочетание всех компонентов системы (ткань,  нитки и пр.) позволяет достичь этого.  Этот простой  пример  можно распространить и на такое понятие как система - завод, фабрика, фирма, конгломерат и т.д. В дальнейшем любую организацию, предприятие  будем именовать как система,  а конкретнее как социально-экономическая система. Определив сферу присутствия менеджмента, рассмотрим внутреннюю и внешнюю среды системы.                                                                 

Прежде чем определить содержание каждой составляющей внутренней среды системы, дадим определение миссии всей системы.

            Миссия — смысл существования системы, ее предназначение для общества (в обществе).

            Теперь дадим определение каждой составляющей.

            Цели управления - конкретные конечные состояния системы  или желаемый результат.

           Структура организации - это логические взаимоотношения (связи) различных  уровней управления и функциональных подразделений предприятия.

            Задача - предписанная работа,  которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки иными словами  задача — это алгоритм решения цели или разрешения проблемы

            Технология - средство преобразования сырья.

            Теперь рассмотрим внешнюю среду организации, которая характеризуется относительной стабильностью  и  определенностью.

 

Внешняя среда организации

В этой схеме отражены факторы, оказывающие прямое влияние на деятельность организации. Но существуют и другие факторы, которые нельзя не учитывать при руководстве системой. Это косвенные факторы:

•          международные события;

•          научно-технический прогресс;

•          политические факторы;

•          состояние экономики;

•          социально-культурные факторы и пр.

Перечень прямых  и  косвенных  факторов применительно к конкретной системе может быть дополнен. Например, как в число прямых так и косвенных факторов можно добавить: экологию, форс-мажорные обстоятельства и прочие факторы. Все факторы в  той или иной мере и в определенное время -- время "Ч" могут оказать как положительное так и отрицательное влияние  на  развитие, функционирование, а подчас и существование системы.

Для того,  чтобы система развивалась в желательном  для нас направлении необходимо качественное управление системой.

 

Принципиальная схема управления организацией.

В основе этой схемы заложен принцип взаимодействия субъекта и объекта управления.

            Информация, поступающая  из управляющей системы, называется командной и поступает в управляемую систему в виде указаний, инструкций,  распорядительных  и  нормативных актов и др. Информация обратной связи дает представление о  ходе  выполнения работ  управляемой системой и поступает в управляющую систему в виде форм статистической отчетности, оперативной информации, различных справок, пояснительных записок и докладных.  Если содержание этих документов требует вмешательств в ход работы объекта управления, то субъект управления реагирует на это. Таким образом, эти две системы взаимосвязаны друг с другом и взаимодействуют между собой, но сила этих связей в ряде отраслей может быть различной. Например, в промышленности слаб канал командной информации, намного сильней канал обратной связи. В армии, наоборот, канал командной информации более силен.

Информация о работе Социально-экономическая организация