Социальное страхование: принципы и практика развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 15:31, курсовая работа

Описание работы

Задачи контрольно-курсовой работы:
1.Рассмотреть историю развития социального страхования в России
2.Рассмотреть современную систему социального страхования в РФ
3.Выявить ее принципы.

Содержание

Введение 3
Глава 1. История развития социального страхования в России 5
1.1. Возникновение социального страхования в России (1903-1933 гг.) 5
1.2.Социальное страхование и профсоюзы(1933 – 1990 г.г.) 7
Глава 2.Система современного социального страхования РФ и ее принципы 9
2.1. Развитие системы современного социального страхования РФ 15 9
2.2. Обязательное социальное страхование в России 12
2.3. Принципы социального страхования в РФ 21
Заключение 23
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 165.50 Кб (Скачать)

     Одним из главных направлений социальных реформ в России является переход  от государственного социального обеспечения  к смешанной системе страхования  от социальных рисков. Формирование рыночной экономики в условиях кризиса госбюджетной системы социального обеспечения и здравоохранения в России потребовало, во-первых, сохранения пенсий, пособий и других гарантий социального обеспечения населения в условиях рынка и высокой инфляции. Во-вторых, возникновение рынка труда и безработицы является основанием для создания системы социальной защиты от безработицы. Поскольку данные потребности граждан обусловлены наличием социальных рисков, оптимальной формой их удовлетворения является механизм социального страхования.

     Закон "О занятости населения в Российской Федерации" (1991 г.) определил государственные гарантии реализации права на труд и на защиту от безработицы для граждан России. Согласно этому закону, безработные — это трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные государственной службой занятости с целью поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. 
Государственная политика в Российской Федерации направлена на реализацию прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Государственные гарантии для безработных граждан включают:

  • бесплатные профессиональную ориентацию, подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению службы занятости, выплату стипендий в данный период;
  • компенсацию расходов, связанных с направлением на работу в другой регион по рекомендации службы занятости;
  • выплату пособия по безработице;
  • возможность заключать трудовые контракты на участие в общественных работах;
  • бесплатные медицинское обслуживание и освидетельствование при приеме на работу и направлении на обучение, оплату периода временной нетрудоспособности за счет средств Фонда занятости не свыше 30 календарных дней в течение года безработицы или всего периода обучения в размере пособия или стипендии.

     Согласно  закону, с целью реализации политики занятости государство осуществляет меры в области финансово-кредитной, инвестиционной, налоговой политики, правовое регулирование занятости, формирование службы занятости и Государственного фонда занятости населения РФ. Новый закон о занятости позволяет образовывать негосударственные институты помощи в трудоустройстве граждан на лицензионной основе. 
По новому закону о занятости, Государственный фонд занятости населения РФ является внебюджетным федеральным фондом, образованным с целью финансирования государственной политики занятости и не являющимся юридическим лицом. Государственная служба занятости управляет и распоряжается средствами данного фонда.

     Все виды пособий и других платежей безработным должны индексироваться согласно закону. Стипендии, выплачиваемые гражданам во время профессиональной подготовки, переподготовки по направлению службы занятости, устанавливаются в следующем порядке:

  • для граждан, уволенных в течение года до начала безработицы и проработавших в этот период не менее 26 недель — 75% от средней зарплаты за 3 месяца на последнем рабочем месте;
  • для граждан, потерявших работу в результате производственной травмы или профессионального заболевания, — на уровне 100% средней зарплаты за последние 3 месяца (за счет средств работодателя);
  • для остальных граждан — на уровне государственной стипендии в образовательных учреждениях соответствующего профиля.

     Уровень пособия по безработице определяется в процентах к средней зарплате в течение 3 последних месяцев, если безработный гражданин имел оплачиваемую работу в течение 26 недель за последние 12 месяцев до наступления безработицы. В других случаях пособие по безработице равно минимальной заработной плате. При наличии иждивенцев размер пособия увеличивается на 50% минимальной оплаты труда на каждого из них. 
Период выплаты пособия по безработице не может быть выше 12 месяцев в сумме за последние 18 месяцев. Пособие по безработице выплачивается гражданам, трудовой стаж которых дает им право на получение пенсии по старости, не более 24 месяцев. Пособие по безработице выплачивается в следующем размере:

  • первые 3 месяца — 75% от среднемесячного заработка за 3 месяца на последнем рабочем месте;
  • последующие 4 месяца — 60% средней зарплаты на последнем рабочем месте;
  • далее — 45% среднего заработка, но в любом случае не меньше, чем минимальная зарплата в РФ и не более, чем средняя зарплата в соответствующем регионе страны.

     Закон предполагает, что безработные граждане, которые имеют трудовой стаж, дающий право на получение полной пенсии по возрасту, могут выйти на пенсию досрочно по предложению государственной службы занятости, но не ранее, чем за 2 года до назначения полной пенсии. 
В законе установлено, что члены семьи безработного (его иждивенцы) и граждане, потерявшие право на получение пособий по безработице, могут получать социальную помощь (финансовую и натуральную). В законе предусмотрено, что граждане РФ могут заключать соглашения на добровольное страхование от безработицы со страховыми организациями.

     2.2.Обязательное социальное страхование в России

     Обязательное  социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.(4)

     Обязательное  социальное страхование в России состоит из 4 частей:

  1. Обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности (болезни) или материнства;
  2. Обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  3. Обязательное медицинское страхование;
  4. Обязательное пенсионное страхование.

     Финансовые  средства обязательного страхования аккумулируются и распределяются тремя фондами:

  1. Фонд обязательного социального страхования - один из государственных внебюджетных фондов, созданный для обеспечения обязательного социального страхования граждан России. Создан 1 января 1991 г. совместным постановлением Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов РСФСР № 600/9-3 от 25 декабря 1990 г.

     Деятельность  фонда регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования», а также иными законодательными и нормативными актами.

     С 1 января 2005 года на Фонд возложена задача по реализации федерального закона от 22.08.2004 122-ФЗ в части обеспечения граждан получателей социальных услуг путевками на санаторно-курортное лечение, а также их бесплатного проезда к месту лечения и обратно за счет средств федерального бюджета.

     В этом же году в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12. 2004 года 771 "Об утверждении Правил обеспечения в 2005 году инвалидов техническими средствами реабилитации, отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета"  на Фонд также возложена задача по обеспечению инвалидов, отдельных категорий граждан из числа ветеранов техническими средствами реабилитации, протезами (кроме зубных) и протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета.

     Отделения Фонда созданы на территориях  всех субъектов Российской Федерации.

     Фонд  организует исполнение бюджета государственного социального страхования, утверждаемого  ежегодно федеральным законом, контролирует использование средств социального  страхования. В необходимых случаях  Фонд перераспределяет средства социального  страхования между регионами и отраслями, поддерживая финансовую устойчивость системы. Кроме того, Фондом разрабатываются и реализуются государственные программы по совершенствованию социального страхования, охраны здоровья работников.

  1. Фонд обязательного медицинского страхования - один из государственных внебюджетных фондов, созданный для финансирования медицинского обслуживания граждан России. Создан 24 февраля 1993 года постановлением Верховного Совета РФ № 4543-I.

     Закон "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (1991 г.) обеспечивает конституционное право граждан России на медицинскую помощь и направлен на повышение ответственности граждан, государства и работодателей в области охраны здоровья в течение переходного периода. Законом введено добровольное медицинское страхование (с 1991 г.) и обязательное медицинское страхование (с 1993 г.) в России. Он ориентирован на переход от государственной бюджетной модели к бюджетно-страховой модели финансирования здравоохранения. Попытки реформирования централизованного государственного здравоохранения в России на принципах децентрализации управления, формирования внутреннего рынка, конкуренции и нормативной экономики в рамках бюджетной системы здравоохранения в стране в 1988-1991 гг. не имели успеха в условиях острого бюджетного кризиса.

     Новый закон стимулирует развитие деятельности медицинских страховых организаций  различных организационно-правовых форм с 1991 г. В 1992 г. в России действовало 579 страховых медицинских компаний, 448 из них находились в региональных центрах, 131 — в Москве. Страховые медицинские компании имеют право заниматься обязательным и добровольным медицинским страхованием, исключая другие виды страхования. В соответствии с Законом, государственные органы управления медицинским обслуживанием и медицинские учреждения не имеют права учреждать страховые медицинские компании. Это связано с идеей независимости системы медицинского страхования от государственной бюрократии и медицины. Страховые медицинские компании обязаны осуществлять обязательное медицинское страхование на некоммерческой основе.

     Добровольное  медицинское страхование в России сегодня является формой предпринимательской  деятельности. Таким образом, статус страховых медицинских организаций в России противоречив: коммерческий и некоммерческий одновременно.

     Страхователями  в системе обязательного медицинского страхования являются:

  • для неработающего населения — государство и местные власти;
  • для работающего населения — предприятия и организации (работодатели).

     Страховщики, медицинские учреждения и частнопрактикующие врачи в системе медицинского страхования должны иметь лицензию. Согласно закону, граждане России имеют право на:

  • обязательное и добровольное медицинское страхование;
  • выбор страховой медицинской организации, свободный выбор медицинского учреждения и врача;
  • право на медицинскую помощь на всей территории России;
  • на предъявление иска страхователю, страховщику и медицинскому учреждению на возмещение ущерба пациенту.

     Смешанная система здравоохранения в РФ, согласно закону, включает следующие  составляющие:

  • государственная и муниципальная системы медицинского обслуживания;
  • государственная система обязательного медицинского страхования;
  • негосударственные медицинские учреждения и страховые компании, частнопрактикующие врачи.

     Обязательное  медицинское страхование в России реализуется на основе разработки федеральных  и региональных программ обязательного медицинского страхования. Базовая программа данного вида страхования разрабатывается Министерством здравоохранения РФ и утверждается Правительством РФ. На ее основе правительства субъектов федерации разрабатывают и утверждают территориальные программы. Цены на медицинские услуги в системе медицинского страхования устанавливаются в результате соглашения социальных партнеров: региональных правительств, страховых медицинских организаций и профессиональных медицинских ассоциаций. Медицинские учреждения, которые работают в системе обязательного медицинского страхования, согласно Закону, не платят налоги со своих доходов.

     Контроль  за деятельностью страховых медицинских  компаний осуществляется государственными органами по контролю за страховой деятельностью в составе Минфина РФ, которые выдают лицензии на деятельность в области медицинского страхования. Закон разрешает деятельность негосударственных медицинских учреждений, которые обязаны иметь лицензию. Новый страховой закон вводит механизм аккредитации всех медицинских учреждений. Последняя является формой контроля за их соответствием установленным профессиональным медицинским стандартам. Но в кризисный период развития российской экономики и здравоохранения с дефицитом многих лекарственных препаратов идея аккредитации труднореализуема.

Информация о работе Социальное страхование: принципы и практика развития