Социальная политика муниципального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 17:26, реферат

Описание работы

Целью данной работы является анализ сущности и направлений социальной политики муниципального образования.
Для достижения поставленной цели намечено решение следующих задач:
- рассмотреть социальную политику в современной России;
- определить роль муниципального образования в реализации социальной политики;
- определить основные направления муниципальной социальной политики;
- рассмотреть особенности муниципального управления в сфере образования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Муниципальная социальная политика………………………………....6
1.1 Социальная политика в современной России………………………...6
1.2 Роль муниципального образования в
реализации социальной политики………………………………………...7
1.3 Механизмы реализации муниципальной социальной политики……9
Глава 2. Муниципальное управление отраслями социальной сферы………..13
2.1 Муниципальное управление в сфере
социальной поддержки отдельных групп населения…………………...13
2.2 Муниципальное управление регулированием
занятости населения и трудовых отношений…………………………...14
2.3 Муниципальное управление в сфере образования…………………15
2.4 Управление молодежной политики………………………………….16
2.5 Управление в сфере культуры……………………………………….17
2.6 Взаимодействие органов государственного управления и органов местного самоуправления в социальной сфере..………………………………22
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованных источников и литературы…………………………...24

Работа содержит 1 файл

Кр Социальная политика муниципального образования.doc

— 118.00 Кб (Скачать)

      - разработку системы мер по совершенствованию нормативно-правовой базы государственной поддержки и защиты прав и интересов молодых граждан России;

      - расширение практики социологических исследований и мониторингов по положению молодежи в Российской Федерации, подготовки ежегодного доклада о положении молодежи и реализации молодежной политики Российской Федерации, регулярное проведение общероссийских, межрегиональных, региональных научно-практических, учебно-методических конференций, семинаров по проблемам реализации государственной молодежной политики;

      - формирование и реализация мер по улучшению кадрового потенциала, по обеспечению системы подготовки специалистов по направлениям и технологиям реализации государственной молодежной политики;

      - формирование и развитие федеральной системы информационной помощи молодежи, обеспечение деятельности информационно-аналитических, учебно-технических центров по вопросам государственной молодежной политики.

     2.5 Управление в сфере культуры

     Управление  сферой культуры является важным направлением муниципальной социальной политики, во многом определяющим комфортность проживания населения на муниципальной территории.

     Право участия в культурной жизни и  пользования учреждениями культуры, а также доступ к культурным ценностям  каждого гражданина РФ гарантируются  Конституцией РФ (ст. 44). Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» был первым «отраслевым» законом и послужил основой для формирования регионального законодательства в сфере культуры.

     Культура  - это исторически сложившийся уровень развития общества, выраженный в типах и формах реализации творческих сил и способностей человека, а также в создаваемых людьми культурных ценностях. Отрасль культуры призвана сохранять исторические, национальные памятники культуры, пополнять копилку культурных достижений в области литературы, искусства, - художественного творчества, музыки, живописи, скульптуры, зодчества, приобщать людей к творениям культуры, воспитывать культурного человека, проводить исследования в области культуры.

     Культурные  ценности - нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, мир символики, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.

       В соответствии с действующим  законодательством в Российской  Федерации допускаются все формы собственности на культурные ценности, здания, сооружения, имущественные комплексы, оборудование и другое имущество культурного назначения.

     Культурное  наследие - это материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности народов, их вклада в мировую цивилизацию.

     Культурное  наследие народов РФ, в том числе  культурные ценности, хранящиеся в  фондах государственных и муниципальных  музеев, архивов и библиотек, картинных галерей, в ассортиментных кабинетах предприятий художественной промышленности и традиционных народных промыслов, включая помещения и здания, где они расположены, не подлежат приватизации. Приватизация других объектов культуры допускается в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации, при условии сохранения культурной деятельности в качестве основного вида деятельности, сохранения профильных услуг, организации обслуживания льготных категорий населения.

     Культурные  блага - услуги, предоставляемые юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей.

     Культурная  деятельность - деятельность по сохранению культурного наследия, созданию, распространению  и освоению культурных ценностей и благ.

     К отрасли культуры относятся разнообразные  организации и виды деятельности:

      - культурно-просветительская деятельность;

      - театрально-концертная деятельность;

      - цирковая деятельность;

      - декоративно-прикладное искусство;

      - библиотечное дело;

      - музейное дело;

      - историко-архивная деятельность;

      - кино-видеопроизводство;

      - изобразительные искусства;

      - содержание и реставрация памятников истории и культуры;

      - радио и телевидение;

      - краеведение.

     Формирование  и осуществление осмысленной  культурной политики является одной  из важных задач государства, во многом определяющих его жизнеспособность и место в цивилизованном мире. Государство должно, с одной стороны, формировать культурную жизнь общества в целом, с другой стороны, согласовывать культурные потребности и интересы различных слоев общества, территориальных, национальных и других общностей.

 

     2.6. Взаимодействие органов государственного управления и органов местного самоуправления в образовательной сфере 

     Современный период развития человеческого общества принес понимание того, что демократическое, правовое государство может решать основные задачи только при наличии  развитой системы самоуправления. Составляя  одну из основ конституционного строя  правового государства, местное самоуправление позволяет демократизировать аппарат управления, эффективно решать местные вопросы и обеспечивать учет интересов местных сообществ при проведении государственной политики, оптимально сочетать интересы и права человека и интересы государства.

     Местному  самоуправлению принадлежит важная роль в реализации одной из главных  задач современности - соединение в  единое целое интересов государства, общества и личности, поскольку главный  смысл, сущность местного самоуправления состоит в том, чтобы на уровне каждой отдельно взятой личности осуществлять гармонизацию прав и свобод человека и гражданина с интересами государства и общества. Именно такая направленность местного самоуправления отвечает идеям современного демократического правового социального государства, высшая ценность которого - человек, его права и свободы.

     Российская  Федерация после длительного  перерыва пытается вернуться к цивилизованной системе социального управления, включающего государственное управление и местное самоуправление.

     Местное самоуправление необходимо рассматривать  как многогранное, многоаспектное и  многостороннее социальное явление. Современное  местное самоуправление следует  рассматривать как механизм взаимодействия территориальных сообществ и  государства, главной задачей которого является согласование соответствующих интересов.

     Становление местного самоуправления - задача не только самого местного самоуправления, но и  государственной власти на всех ее уровнях.

Развитие  местного самоуправления невозможно без поддержки государством, его политических решений, опирающихся на гражданские инициативы населения.

     В настоящее время становление  местного самоуправления тормозится рядом  нерешенных проблем, связанных с  несовершенством ныне существующей правовой базы, в том числе: отсутствием федерального нормативного правового регулирования, обеспечивающего четкую реализацию ряда норм Конституции Российской Федерации о местном самоуправлении; отсутствием четкого нормативного правового разграничения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления; внутренней несогласованностью и бессистемностью законодательства Российской Федерации о местном самоуправлении; неэффективностью законодательного обеспечения финансово-экономической самостоятельности муниципальных образований; несовершенством системы судебной защиты интересов местного самоуправления.5

     Говоря  о взаимоотношении местного самоуправления с институтами государства, необходимо также подчеркнуть, что местное  самоуправление есть одна из форм демократии - как непосредственной, так и представительной.

     Общественные  начала в местном самоуправлении имеют своим назначением повышение  активности населения в решении  вопросов управления государственно-общественными  делами. Сочетание государственного и общественного в местном самоуправлении очень важно в практическом плане. С помощью единства этих двух начал решаются важнейшие общественно-государственные задачи.

 

Заключение

     Социальная  функция является главной, определяющей для муниципального управления среди всех остальных. Целью социальной политики является последовательное повышение уровня жизни населения и снижение социального неравенства, обеспечение всеобщей доступности основных социальных благ и, прежде всего, качественного образования, медицинского и социального обслуживания.

     Под социальной политикой в узком  смысле при анализе управления социальным развитием муниципального образования  понимается деятельность субъектов  управления различного уровня, направленная на управление социальным развитием муниципального образования, на обеспечение материальных и культурных потребностей его членов и на регулирование процессов социальной дифференциации.

     Местная социальная политика, как неотъемлемый компонент системы управления социальной сферой муниципальных образований, в процессе своей разработки и реализации должна исходить из совокупности основополагающих методологических принципов, присущих любой научно обоснованной системе управления.

     Под социальной сферой понимается социально-культурный комплекс муниципального образования. Входящие в социально-культурный комплекс социальной сферы отрасли образования, здравоохранения, культуры, занятости, социальной поддержки объединены общей целью, содержанием и тенденциями развития.

     Особенностью  сферы социального регулирования является преобладание в ней учреждений, финансируемых за счет средств местного бюджета.

     Местное самоуправление составляет одну из важнейших  частей механизма управления, который  позволяет оптимально сочетать интересы и права человека и местные, региональные, общегосударственные интересы.

Местное самоуправление является самостоятельным  уровнем публичной власти, имеющим  как общие черты с государственной  властью, так и существенные отличия. Местное самоуправление и государство  тесно связаны и представляют собой два уровня властной организации общества.

     Муниципальное управление в социальной сфере заключается  в осуществлении органами муниципального управления управленческой деятельности, направленной на поддержание и развитие основных отраслей социальной сферы муниципального образования, обеспечение целостности местного сообщества, в соответствии с предоставленными законом полномочиями.

     Специфика муниципального управления в социальной сфере состоит в сочетании  двух видов воздействия: административного (государственного) и самоорганизации (самоуправления) - и достижении целостности этих видов.

Муниципальное управление в социальной сфере - это  управление на местном уровне, объектом воздействия которого является целостное  развитие местного сообщества соответствующего муниципального образования, обеспечивающее создание благоприятных условий жизнедеятельности населения.

 

 

      Список использованных источников и литературы 

1. Нормативно-правовые  акты 

     1. Гражданский Кодекс Российской  Федерации. (Часть первая) от 30 ноября 1994 года. №51-ФЗ // Российская газета.1994.8 декабря. Ст.29.

      2. Об общих принципах организации  местного самоуправления: Федеральный  закон от 28 августа 1995 г. №154-ФЗ // Собрание  законодательства  РФ.1995. №33. Ст. 15.

      3. Об общих принципах организации местного самоуправления: Федеральный закон от 6 ноября  2003 г. №131-ФЗ // Собрание  законодательства  РФ. 2003. № 47. Ст. 35.

Информация о работе Социальная политика муниципального образования