Социальная политика муниципального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 17:26, реферат

Описание работы

Целью данной работы является анализ сущности и направлений социальной политики муниципального образования.
Для достижения поставленной цели намечено решение следующих задач:
- рассмотреть социальную политику в современной России;
- определить роль муниципального образования в реализации социальной политики;
- определить основные направления муниципальной социальной политики;
- рассмотреть особенности муниципального управления в сфере образования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Муниципальная социальная политика………………………………....6
1.1 Социальная политика в современной России………………………...6
1.2 Роль муниципального образования в
реализации социальной политики………………………………………...7
1.3 Механизмы реализации муниципальной социальной политики……9
Глава 2. Муниципальное управление отраслями социальной сферы………..13
2.1 Муниципальное управление в сфере
социальной поддержки отдельных групп населения…………………...13
2.2 Муниципальное управление регулированием
занятости населения и трудовых отношений…………………………...14
2.3 Муниципальное управление в сфере образования…………………15
2.4 Управление молодежной политики………………………………….16
2.5 Управление в сфере культуры……………………………………….17
2.6 Взаимодействие органов государственного управления и органов местного самоуправления в социальной сфере..………………………………22
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованных источников и литературы…………………………...24

Работа содержит 1 файл

Кр Социальная политика муниципального образования.doc

— 118.00 Кб (Скачать)

      - минимальный уровень оплаты труда;

      - минимальный уровень социальных пенсий и других социальных выплат;

      - обязательные стандарты и программы,  в пределах которых образование  является бесплатным;

      - перечень лечебно-профилактических  услуг, оказываемых за счет  бюджетных средств.

     Минимальные социальные стандарты призваны установить те пороговые значения социальных благ для человека, ниже которых опускаться нельзя (с позиции современных представителей об уровне и качестве жизни). Этот «стандартный» уровень социальных благ, гарантированных каждому человеку, должен быть доступным по цене или вообще бесплатным для потребителя, т.е. частично или полностью оплаченным из бюджетных и внебюджетных средств.

     Социальные  стандарты выражаются через социальные нормы. Социальные нормы - единые или  групповые для однородных территорий меры социальных потребностей.

     Примеры социальных норм:

      - норма обеспеченности населения  учреждениями социально-культурной  сферы;

      - нормы наполняемости школьных  классов и групп в детских  дошкольных учреждениях;

      - нормы обеспечения населения  отдельными социальными услугами;

      - нормы кадрового и материального  обеспечения при оказании социальных  услуг.

     Соблюдение  минимальных социальных стандартов и норм требует крупных бюджетных  расходов. За последние годы в России было принято большое количество федеральных законов, устанавливающих те или иные социальные льготы, не обеспеченные финансированием. В связи с этим актуальна задача разумного ограничения общего количества социальных льгот и разграничения социальных стандартов на федеральные, региональные и муниципальные. При этом за федеральным уровнем должны сохраниться наиболее важные минимальные социальные стандарты. Каждый уровень бюджетной системы должен обеспечить финансирование введенных им социальных стандартов и норм и приводить их в соответствие с имеющимися финансовыми ресурсами.3

     В задачи федерального уровня власти входят установление основ государственной  социальной политики, правовое регулирование  отношений в социальной сфере, разработка федеральных программ социального  развития страны, разработка и утверждение государственных минимальных социальных стандартов федерального уровня, обеспечение государственных гарантий их реализации.

     Субъекты  РФ разрабатывают основы региональной социальной политики с учетом исторических и культурных традиций территории; устанавливают региональные социальные стандарты и нормы, учитывающие государственные минимальные социальные стандарты; заботятся о сохранении и укреплении социальной инфраструктуры, находящейся в собственности субъектов РФ; организуют подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников в области образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты населения; обеспечивают соблюдение законодательства РФ во всех сферах социальной политики.

     Муниципальный уровень призван конкретизировать методы, способы и механизмы достижения целей, определенных в рамках федеральной и региональной социальной политики, в привязке к особенностям конкретных территорий. Задачей органов местного самоуправления, как наиболее приближенных к населению, является непосредственное предоставление комплекса социальных услуг, обеспечивающих условия жизни человека и его воспроизводство.

     На  основе региональных норм и нормативов органами местного самоуправления могут  разрабатываться местные социальные нормы и нормативы, учитывающие  специфику конкретного муниципального образования.

     Фактический объем социальных услуг, предоставляемых  населению органами местного самоуправления таков:

      - комплексные центры социального  обслуживания ветеранов и других  социальных групп;

      - социально-реабилитационные центры и социальные приюты для несовершеннолетних;

      - дома инвалидов и престарелых;

      - детские дома;

      - центры психолого-педагогической  помощи населению и т.д.

     Органы  местного самоуправления осуществляют также мероприятия и содержат организационные структуры по борьбе с наркоманией, с детской беспризорностью, содействуют организации занятости населения, участвуют в подготовке и регистрации трудовых соглашений между трудовыми коллективами и работодателями на территории муниципальных образований, в разрешении трудовых споров.

     Социальная  политика муниципального образования  включает в себя следующие виды управлений:

     - регулирование занятости в трудовых  отношениях;

     - управление охраной здоровья  населения;

     - муниципальная жилищная политика;

     - управление социальной поддержкой населения;

     - управление образованием;

     - управление в сфере культуры  и досуга;

     - управление развитием спорта  и физической культуры;

     - молодежная политика. 
 

     Глава 2. Муниципальное управление отраслями социальной сферы 

     2.1 Муниципальное управление в сфере социальной поддержки отдельных групп населения 

     Социальная  защита представляет собой систему  законодательных, экономических, социальных и иных гарантий, обеспечивающую всем трудоспособным гражданам равные права  и условия для труда, а нетрудоспособным (социально уязвимым) слоям - преимущества в пользовании общественными фондами потребления, прямую материальную и социально- психологическую поддержку во всех формах.

Социальная  поддержка - это временные или  постоянные меры адресной поддержки  отдельных категорий граждан в кризисной ситуации.

Социальная  защита и социальная поддержка граждан  являются прерогативой государства. Федеральное  законодательство относит к компетенции  муниципальных районов и городских  округов в данной сфере только опеку и попечительство и к компетенции поселений - оказание содействия в установлении в соответствии с федеральными законами опеки и попечительства над нуждающимися в этом жителями поселения. Однако основную часть забот по социальной поддержке граждан традиционно осуществляют органы местного самоуправления в качестве государственных полномочий. Как наиболее близкие к населению, органы местного самоуправления лучше знают конкретные условия жизни отдельных граждан и могут выполнять функции социальной поддержки более эффективно. В связи с недостаточностью государственного финансирования местные бюджеты несут существенную долю затрат по социальной поддержке населения.

Основные  формы социальной поддержки отдельных  групп населения являются:

- денежные  пособия;

- помощь  в натуральной форме (продукты, одежда);

- субсидии (целевые средства для оплаты  услуг);

- компенсации  (возмещение некоторых расходов).

Муниципальная политика в области социальной защиты и социальной поддержки населения  представляет собой реализацию собственных  и переданных (федеральных, и региональных) государственных полномочий по организации комплекса мероприятий, направленных на предохранение отдельных уязвимых групп населения и граждан от попадания в зону крайнего социального неблагополучия. Формирование и реализация местной политики в области социальной поддержки населения осуществляются в рамках адресной помощи конкретным группам и слоям населения, отдельным гражданам 

     2.2 Муниципальное управление регулированием  занятости населения и трудовых  отношений 

     Занятость - это совокупность экономических  и социальных отношений, связанных  с обеспечением трудоспособных граждан  рабочими местами и их участие в хозяйственной деятельности.

     Проблема  занятости населения является одной  из важнейших для муниципального образования. В поселениях, находящихся  в стадии стагнации и упадка, безработица - главная социальная проблема. Кроме  собственно занятости как наличия рабочего места, у этой проблемы есть еще два аспекта. Это во- первых, уровень и регулярность выплаты заработной платы, определяющие уровень материального благосостояния населения и объемы налоговых поступлений в местные бюджеты, и во- вторых, условия труда, которые могут оказывать неблагоприятное воздействие на состояние здоровья и продолжительности жизни человека.

     Сложность муниципального регулирования вопросов занятости состоит в том, что  основное правовое регулирование этих вопросов относится к сфере федерального и регионального законодательства и реализуется через территориальные структуры федеральной службы занятости. Большая часть трудоспособного населения, проживающего на территории муниципального образования, работает на предприятиях и организациях немуниципальной формы собственности. Возможности влияния органов местного самоуправления на рынок труда, на отношения между работниками и работодателями весьма ограничены. Типичный пример - так называемая маятниковая трудовая миграция, когда гражданин постоянно проживает на территории одного поселения, а работает (и платит налоги) на территории другого. Функции трудоустройства незанятого населения и выплаты пособий безработным являются прерогативой государства. Тем не менее органы местного самоуправления имеют определенные возможности и рычаги влияния на процессы занятости и трудовых отношений на своих территориях, и на их основе может быть сформирована муниципальная политика в данной сфере. 

2.3 Муниципальное управление в сфере образования 

     Образовательный уровень населения - одна из важнейших характеристик муниципального образования, определяющих его конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность. Повышение образовательного уровня населения требует длительного времени и значительных финансовых вложений. Расходы на образование являются в большинстве муниципальных образований самой крупной статьей расходов местных бюджетов.

     Муниципальная политика в сфере образования  строится на основе государственной  политики, базирующейся на следующих  принципах:

      - гуманистический характер образования, 

      - приоритет общечеловеческих ценностей,  жизни и здоровья человека,

      - свободного развития личности;

      - общедоступность образования, 

      - адаптивность системы образования  к уровням и особенностям развития  и подготовки обучающихся;

      - светский характер образования  в государственных и муниципальных  образовательных учреждениях; 

      - свобода и плюрализм в образовании.

     В России проводится политика реформирования сферы образования. Предусматривается  переход к 12- летнему образованию, введение единого стандартизированного выпускного экзамена, позволяющего без вступительных экзаменов поступить в любой вуз в случае набора нужного числа баллов. Эти изменения неоднозначно воспринимаются в обществе, но продолжают тенденцию к вхождению России в мировую практику образования. Расширяются возможности выбора вариативных форм образования (лицеи, гимназии, колледжи, профильные классы и т.д.).4 Параллельно с системой бесплатного образования развивается платное образование во всех звеньях - от детских садов до университетов. Этот процесс имеет ряд негативных сторон: бесплатное образование становится менее доступным, снижается его качество, нарастает процесс его коммерциализации, усиливается неравенство граждан при его получении. Однако интерес населения к образованию растет, что проявляется в первую очередь в увеличении конкурса в вузы. 
 
 
 
 

     2.4 Управление молодежной политики

     Управление  в сфере молодежной политики включает:

Информация о работе Социальная политика муниципального образования