Система муниципального управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 17:57, контрольная работа

Описание работы

Состав правовой базы местного самоуправления. Роль и значение для развития местного самоуправления Конституции РФ, ФЗ № 131-ФЗ. Особенности формирования правовой базы местного самоуправления.
Эффективное функционирование системы местного самоуправления во многом определяется уровнем развития правовой базы. Правовая база местного самоуправления - это система законодательных и иных нормативных актов, на основе которых оно функционирует.

Работа содержит 1 файл

контрольная моя.doc

— 286.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное  образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«РосСИЙский государственный  университет ТУРИЗМА  И сервиса»

(ФГОУВПО  «РГУТиС») 

Экономический факультет

Кафедра “Государственное и муниципальное управление”  
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

СИСТЕМА МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

ВАРИАНТ № 3

для специальности 080504  “Государственное и муниципальное  управление” 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва, 2010 г.

 

      III вариант

      Правовые  основы местного самоуправления.

      Состав  правовой базы местного самоуправления. Роль и значение для  развития местного самоуправления Конституции РФ, ФЗ № 131-ФЗ. Особенности  формирования правовой базы местного самоуправления.

      Эффективное функционирование системы местного самоуправления во многом определяется уровнем развития правовой базы. Правовая база местного самоуправления - это система законодательных и иных нормативных актов, на основе которых оно функционирует.

      Правовую  основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, а также правовая база Российской Федерации, включающая в себя Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты РФ (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, уставы муниципальных образований, решения, принятые на референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты (рис. 1).

      Формирование  правовой базы местного самоуправления основано на разграничении полномочий между уровнями власти и соподчиненности правовых норм. Поскольку установление общих принципов организации местного самоуправления является, согласно Конституции, предметом совместного ведения РФ и ее субъектов, оно предполагает издание федеральных законов и принятие в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. Региональные законы позволяют конкретизировать положения федеральных законов применительно к местным условиям, однако они не могут противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Муниципальные правовые акты не могут противоречить федеральным правовым актам и правовым актам субъектов РФ.

      Рис.1. Состав правовой базы местного самоуправления.

      Правовая  база местного самоуправления находится в стадии формирования. Но в системе правовых знаний уже выделилась особая отрасль - муниципальное право. Оно регулирует отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления. Это комплексная отрасль, появившаяся на стыке нескольких отраслей права: конституционного, административного, финансового, земельного, экологического и др. Комплексный характер муниципального права отражает многогранность муниципальной деятельности.

     Федеральный закон даёт более конкретную формулировку: Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

     Общие принципы местного самоуправления –  это закрепляемые Конституцией РФ, федеральными законами, обусловленные  природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых им органов, самостоятельно осуществляющих управление местными делами и обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и муниципальных образований.

     Конституция РФ, Закон об общих принципах организации местного самоуправления закрепляют общие принципы местного самоуправления, присущие всей системе местного самоуправления в Российской Федерации.

      Конституционные основы местного самоуправления

      Конституционные нормы обладают высшей юридической  силой в отношении всех других законодательных актов любого уровня. В сводном виде основные положения Конституции РФ по вопросам местного самоуправления представлены в табл. 1.

      Таблица 1.  Конституционные основы местного самоуправления в РФ

Предмет регулирования Статьи Содержание  конституционных норм
Глава 1. Основы конституционного строя
Статус  местного самоуправления п. 2

ст. 3

Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также  через органы государственной власти и органы местного самоуправления
ст. 12 В РФ признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

Органы местного самоуправления не входят в систему  органов государственной власти

Муниципальная собственность п. 2

ст. 8

В РФ признается и защищается муниципальная собственность
п. 2

ст. 9

В муниципальной  собственности могут находиться земля и другие природные ресурсы
Глава 2. Права и свободы человека и  гражданина
Основные  права и свободы ст. 18 Определяют  деятельность органов местного самоуправления
п. 2

ст. 24

Органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность  ознакомления с документами и  материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом
п. 2

ст. 32

Право граждан  избирать и быть избранными в органы местного самоуправления
ст. 33 Право граждан  на индивидуальные и коллективные обращения  в органы местного самоуправления
Право на жилище п. 2

ст. 40

Органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище
п. 3

ст. 40

Обязанность предоставления жилья малоимущим и  иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, бесплатно  или за доступную плату из муниципальных  жилищных фондов
Право на медицинскую

помощь

п. 1

ст. 41

Бесплатная  медицинская помощь в муниципальных  учреждениях здравоохранения за счет соответствующих бюджетов, страховых  взносов, других поступлений
Право на образование п. 2

ст. 43

Общедоступное и бесплатное дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование в муниципальных образовательных учреждениях
п. 3

ст. 43

Бесплатное  высшее образование в муниципальном  образовательном учреждении на конкурсной основе
Глава 3. Федеральное устройство
Установление принципов организации местного

самоуправления

пп. "н"

п. 1

ст. 72

Установление  общих принципов организации  местного самоуправления отнесено к  совместному ведению РФ и субъектов  Федерации 
Глава 8. Местное самоуправление    
Сфера

деятельности

п. 1

ст. 130

Обеспечивает  самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной  собственностью
Форма

осуществления

п. 2

ст. 130

Осуществляется  гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления
Территории п. 1,

п. 2

ст. 131

Осуществляется  в городских, сельских поселениях и  на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Изменение  границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения
Структура

органов

п. 1

ст. 131

Структура органов  местного самоуправления определяется населением самостоятельно
Задачи  и

функции

п. 1

ст. 132

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения
Выполнение

государственных

полномочий

п. 2

ст. 132

Органы местного самоуправления могут в законодательном  порядке наделяться отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых  для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству
Гарантии  прав ст. 133 Местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной  власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами

      Конституция РФ признает и гарантирует местное  самоуправление, провозглашает его  право на муниципальную собственность, включая собственность на землю  и другие природные ресурсы, самостоятельное решение вопросов местного значения, самостоятельное формирование, утверждение и исполнение местного бюджета. В пределах своих полномочий оно самостоятельно.

      Органы  местного самоуправления, как упоминалось, не входят в систему органов государственной власти. Это необходимо трактовать не как утрату ими полномочий, а как невозможность органов государственной власти выступать в качестве вышестоящей инстанции по отношению к органам местного самоуправления.

      Полномочия  федеральных органов  государственной власти в области местного самоуправления

      К полномочиям федеральных органов  государственной власти в области  местного самоуправления относятся: определение  общих принципов организации  местного самоуправления в Российской Федерации, устанавливаемых настоящим Федеральным законом; правовое регулирование по предметам ведения Российской Федерации и в пределах полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации прав, обязанностей и ответственности федеральных органов государственной власти и их должностных лиц, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц в области местного самоуправления; правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности граждан, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения; правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены федеральными законами в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

      Полномочия  органов государственной  власти субъектов  Российской Федерации  в области местного самоуправления

      К полномочиям органов государственной  власти субъектов Российской Федерации  в области местного самоуправления относятся: правовое регулирование  вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации  в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом; правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц в области местного самоуправления в случаях и порядке, установленных федеральными законами; правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по предметам ведения субъектов Российской Федерации, а также в пределах полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены законами субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

      Осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

      В случае противоречия конституции (устава), закона, иного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, регулирующих вопросы организации местного самоуправления и устанавливающих права, обязанности и ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону и другим федеральным законам применяются Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы.

      Состав  федерального законодательства.

      Федеральный закон 2003 года N 131-ФЗ относит к полномочиям  федеральных органов государственной  власти в области местного самоуправления: определение общих принципов  организации местного самоуправления в РФ; правовое регулирование деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и их должностных лиц в области местного самоуправления; правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности граждан, органов и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения и при осуществлении переданных государственных полномочий.

      Федеральные законодательные акты, касающиеся местного самоуправления, могут быть разделены  на две группы. Первая включает в  себя федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, постановления и определения Конституционного Суда РФ, специально посвященные вопросам местного самоуправления. Ко второй относятся федеральные отраслевые законы и иные нормативные правовые акты, содержащие отдельные нормы муниципального права.

      В первой группе главным является Закон, определяющий общие принципы деятельности местного самоуправления. В нем раскрыты основные понятия и термины местного самоуправления, определена его роль в осуществлении народовластия, закреплены права граждан на осуществление местного самоуправления.

Информация о работе Система муниципального управления