Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 17:57, контрольная работа
Состав правовой базы местного самоуправления. Роль и значение для развития местного самоуправления Конституции РФ, ФЗ № 131-ФЗ. Особенности формирования правовой базы местного самоуправления.
Эффективное функционирование системы местного самоуправления во многом определяется уровнем развития правовой базы. Правовая база местного самоуправления - это система законодательных и иных нормативных актов, на основе которых оно функционирует.
Федеральное
агентство по образованию
ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«РосСИЙский государственный университет ТУРИЗМА И сервиса»
(ФГОУВПО
«РГУТиС»)
Экономический факультет
Кафедра
“Государственное и
муниципальное управление”
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине
СИСТЕМА МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
ВАРИАНТ № 3
для специальности
080504 “Государственное и муниципальное
управление”
Москва, 2010 г.
III вариант
Правовые основы местного самоуправления.
Состав правовой базы местного самоуправления. Роль и значение для развития местного самоуправления Конституции РФ, ФЗ № 131-ФЗ. Особенности формирования правовой базы местного самоуправления.
Эффективное функционирование системы местного самоуправления во многом определяется уровнем развития правовой базы. Правовая база местного самоуправления - это система законодательных и иных нормативных актов, на основе которых оно функционирует.
Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, а также правовая база Российской Федерации, включающая в себя Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты РФ (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, уставы муниципальных образований, решения, принятые на референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты (рис. 1).
Формирование правовой базы местного самоуправления основано на разграничении полномочий между уровнями власти и соподчиненности правовых норм. Поскольку установление общих принципов организации местного самоуправления является, согласно Конституции, предметом совместного ведения РФ и ее субъектов, оно предполагает издание федеральных законов и принятие в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. Региональные законы позволяют конкретизировать положения федеральных законов применительно к местным условиям, однако они не могут противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Муниципальные правовые акты не могут противоречить федеральным правовым актам и правовым актам субъектов РФ.
Рис.1. Состав правовой базы местного самоуправления.
Правовая база местного самоуправления находится в стадии формирования. Но в системе правовых знаний уже выделилась особая отрасль - муниципальное право. Оно регулирует отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления. Это комплексная отрасль, появившаяся на стыке нескольких отраслей права: конституционного, административного, финансового, земельного, экологического и др. Комплексный характер муниципального права отражает многогранность муниципальной деятельности.
Федеральный закон даёт более конкретную формулировку: Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Общие принципы местного самоуправления – это закрепляемые Конституцией РФ, федеральными законами, обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых им органов, самостоятельно осуществляющих управление местными делами и обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и муниципальных образований.
Конституция РФ, Закон об общих принципах организации местного самоуправления закрепляют общие принципы местного самоуправления, присущие всей системе местного самоуправления в Российской Федерации.
Конституционные основы местного самоуправления
Конституционные нормы обладают высшей юридической силой в отношении всех других законодательных актов любого уровня. В сводном виде основные положения Конституции РФ по вопросам местного самоуправления представлены в табл. 1.
Таблица 1. Конституционные основы местного самоуправления в РФ
Предмет регулирования | Статьи | Содержание конституционных норм |
Глава 1. Основы конституционного строя | ||
Статус местного самоуправления | п. 2
ст. 3 |
Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления |
ст. 12 | В РФ признается
и гарантируется местное Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти | |
Муниципальная собственность | п. 2
ст. 8 |
В РФ признается и защищается муниципальная собственность |
п. 2
ст. 9 |
В муниципальной собственности могут находиться земля и другие природные ресурсы | |
Глава 2. Права и свободы человека и гражданина | ||
Основные права и свободы | ст. 18 | Определяют деятельность органов местного самоуправления |
п. 2
ст. 24 |
Органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом | |
п. 2
ст. 32 |
Право граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления | |
ст. 33 | Право граждан на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления | |
Право на жилище | п. 2
ст. 40 |
Органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище |
п. 3
ст. 40 |
Обязанность предоставления жилья малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, бесплатно или за доступную плату из муниципальных жилищных фондов | |
Право
на медицинскую
помощь |
п. 1
ст. 41 |
Бесплатная медицинская помощь в муниципальных учреждениях здравоохранения за счет соответствующих бюджетов, страховых взносов, других поступлений |
Право на образование | п. 2
ст. 43 |
Общедоступное и бесплатное дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование в муниципальных образовательных учреждениях |
п. 3
ст. 43 |
Бесплатное высшее образование в муниципальном образовательном учреждении на конкурсной основе | |
Глава 3. Федеральное устройство | ||
Установление
принципов организации местного
самоуправления |
пп. "н"
п. 1 ст. 72 |
Установление общих принципов организации местного самоуправления отнесено к совместному ведению РФ и субъектов Федерации |
Глава 8. Местное самоуправление | ||
Сфера
деятельности |
п. 1
ст. 130 |
Обеспечивает
самостоятельное решение |
Форма
осуществления |
п. 2
ст. 130 |
Осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления |
Территории | п. 1,
п. 2 ст. 131 |
Осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения |
Структура
органов |
п. 1
ст. 131 |
Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно |
Задачи
и
функции |
п. 1
ст. 132 |
Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения |
Выполнение
государственных полномочий |
п. 2
ст. 132 |
Органы местного самоуправления могут в законодательном порядке наделяться отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству |
Гарантии прав | ст. 133 | Местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами |
Конституция РФ признает и гарантирует местное самоуправление, провозглашает его право на муниципальную собственность, включая собственность на землю и другие природные ресурсы, самостоятельное решение вопросов местного значения, самостоятельное формирование, утверждение и исполнение местного бюджета. В пределах своих полномочий оно самостоятельно.
Органы
местного самоуправления, как упоминалось,
не входят в систему органов
Полномочия федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления
К
полномочиям федеральных
Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления
К
полномочиям органов
Осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
В случае противоречия конституции (устава), закона, иного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, регулирующих вопросы организации местного самоуправления и устанавливающих права, обязанности и ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону и другим федеральным законам применяются Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы.
Состав федерального законодательства.
Федеральный
закон 2003 года N 131-ФЗ относит к полномочиям
федеральных органов
Федеральные законодательные акты, касающиеся местного самоуправления, могут быть разделены на две группы. Первая включает в себя федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, постановления и определения Конституционного Суда РФ, специально посвященные вопросам местного самоуправления. Ко второй относятся федеральные отраслевые законы и иные нормативные правовые акты, содержащие отдельные нормы муниципального права.
В первой группе главным является Закон, определяющий общие принципы деятельности местного самоуправления. В нем раскрыты основные понятия и термины местного самоуправления, определена его роль в осуществлении народовластия, закреплены права граждан на осуществление местного самоуправления.