Система муниципального управления г. Тампере

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 10:29, курсовая работа

Описание работы

Основная задача исследования – определить и изучить принцип, по которому устроена система местных органов власти в соседней с Россией Финляндии. Также, представляется необходимым выявить возможные схожие моменты в системе местного самоуправления двух стран и наиболее существенные их различия.

Содержание

Введение 3
Глава I: История местного самоуправления Финляндии 5
Глава II: Муниципальное управление г. Тампере 16
Заключение 25
Список источников и литературы 26

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 208.00 Кб (Скачать)

      

Общая территория региона насчитывает 14,469.39 км2. Население (по данным 2009г.) около 477 000 чел, при этом в главном городе региона – г.Тампере – проживает практически половина всего населения региона – около 213,143 чел. Плотность населения в регионе - 33/км2. Официальные символы области: Белая трясогузка, рыба Жерех и цветы черёмухи.

      Как упоминалось в предыдущей главе, одна из наметившихся тенденций – объединение соседствующих муниципалитетов, в первую очередь, для облегчения экономической ситуации. Именно в результате такого процесса 1 января 2007 года в регионе Тампере появилось новое муниципальное образование, благодаря этому получившее статус города – город Акаа. Город образовался в результате слияния двух муниципальных единиц - городов Тойяла и Вииала. Также, город Мянття-Вилппуларезультат слияния одноименных поселений (2009г.) Састамала – слияние трёх населённых пунктов (Vammala, Äetsä и Mouhijärvi, 2009г.)

      Муниципальный совет.

      Муниципальный совет или Совет городских  уполномоченных является высшим законодательным органом г.Тампере. Он избирается раз в четыре года на всеобщих выборах. Муниципальный совет является высшим органом, принимающим решения по вопросам городского управления, в том числе экономическим. Так, Муниципальный совет утверждает городской бюджет, проценты подоходного налога, размеры ассигнований для различных ведомств и т.п. Совет отвечает за формирование городского правительства.

      Муниципальный совет города Тампере, избранный  на период 2009 – 2012 гг. насчитывает 67 членов (39 женщин и 28 мужчин). Муниципальный совет управляет городом и своими финансами. Кроме того, совет реализует решения, принятые Городским советом (англ. City board) и гарантирует, что они соответствуют действующему законодательству.

      Городского совета руководит городской администрацией, готовит вопросы, подлежащие рассмотрению Городским правительством, руководит выполнением решений правительства, следит за муниципальными интересами, и официально представляет муниципалитет. Если не указано иное, городского совета заключает договоры и осуществляет другие официальные операции от имени муниципалитета. К его прочим обязанностям относится общее развитие города, ведение контроля за городским планированием, контроль муниципальных должностных лиц, а также ведение мониторинга финансового управления города.

      Городской совет готовит и предоставляет Годовой отчёт и Годовую финансовую отчётность в июне каждого года на рассмотрение Городскому правительству. На следующий год, городского совета, как ожидается, проект бюджета, что городской совет принимает к концу текущего года. Также, Городской совет готовит проект Городского бюджета на следующий год, который городское Правительство в свою очередь должно одобрить и принять к концу текущего года.

      Городской совет имеет председателя и 10 членов, каждый из которых имеет личного заместителя. Мэр является председателем Городского совета. Городской совет избирает первого и второго заместителей председателя из числа представителей совета на срок полномочий Городского совета.

      Городской Совет состоит из двух комитетов: Комитета Планирования и Кадрового Комитета. Секции планирования имеет председателя и шести других членов. Мэр является председателем данного комитета. Кадровый комитет, в свою очередь, состоит из 7 представителей.

      Целью Комитета Планирования является рассмотрение вопросов, связанных со стратегическим управлением и планированием консолидированной муниципальной корпорации.

      Цель Кадрового Комитета заключается в рассмотрении вопросов, связанных со стратегическим управлением персоналом данной консолидированной муниципальной корпорации. Вся информация и отчёты по заседаниям Городского Совета публикуется как в приёмной Совета так и на его официальном сайте соответственно после каждого заседания, во вторник.

      Городское правительство (англ. City Council).

      Задачами  правительства являются управление городской администрацией; подготовка вопросов, выносимых на рассмотрение муниципального совета; приведение в  исполнение решений муниципального совета; контроль законности решений совета, а также контроль городских интересов.

      Члены городского правительства, а также  их персональные заместители, избираются муниципальным советом на 2-годичный срок.

      Городское правительство возглавляет председатель и два заместителя председателей. Срок их полномочий составляет два года. На основе предложений внешней ревизионной комиссии, правительство избирает аудиторов для контроля городской администрации и финансовых расходов. Правительство избирает Городской совет (англ. City board), а также членов и заместителей членов комитетов и советов директоров.

      Городское правительство получает Годовую финансовую отчётность и общий Годовой отчет, которые должны быть рассмотрены к концу июня текущего года. Ставки местных муниципальных налогов и налога на недвижимость на будущий год должны быть определены в срок до 16 ноября, в декабре заканчивается срок принятия городского бюджета и годового финансового плана.

      Правительство заседает раз в месяц, по понедельникам в 5:00 вечера (в июле созывается только при необходимости). Вопросы рассматриваются в порядке поступления. Решаются вопросы касающиеся муниципального управления или финансов, и адресуются от имени Правительства на имя председателя городского совета, мэра или заместителя мэра в соответствующем секторе. Обсуждение вопросов начинается в 4:00 вечера, за час до заседания.

      Заседания являются открытыми для общественности, если не принято иного решения.

      Городское руководство.

      Руководство городом осуществляют мэр и вице-мэры. Городское руководство следит за деятельностью подразделений входящих в городской концерн, определяет меры, необходимые для развития структуры городского концерна.

      Задачами  мэра и вице-мэров являются осуществление  руководства в своей сфере  ответственности, развитие методов  управления и отслеживание достижения поставленных целей.  Они также следят за деятельность комиссий,  ведомств и учреждений.

      На  собраниях городского правительства  мэр и вице-мэры отчитываются о  своей деятельности.  Мэр и вице-мэры также должны присутствовать на собраниях муниципального совета.

      Мэр и его заместители являются служащими, которые избраны муниципальным  советом. Их мандат был недавно ограничен  пятью годами.

      Мэр города Тампере на срок 2007-2012гг. Тимо Ниеминен (Timo P. Nieminen).

      Он  представляет партию Национальная коалиция (фин. Kansallinen Kokoomus).

      В сферу ответственности мэра входят следующие вопросы:

  • общее планирование городской деятельности и городской экономики
  • подготовка бюджета и контроль над его исполнением
  • вопросы экономической жизни
  • вопросы, относящиеся к городскому управлению
  • в компетенцию мэра также входят вопросы, связанные с деятельностью Административного центра городской мэрии, центра по экономике и планированию городской мэрии, контрольной и технической комиссий.
 

      Вице-мэр  Тимо Ханхилахти (финн. Timo Hanhilahti).  Избран на срок 2009-2012гг. Курирует вопросы градостроительного планирования, земельные вопросы и вопросы недвижимости, а также жилищной политики. Также в его компетенцию входят вопросы строительства, деятельности общественного транспорта, коммунальные услуги и работы службы спасения.  Член партии Финляндский Центр (фин. Suomen Keskusta).

        Вице-мэр Кристина Йарвелла (финн. Kristiina Järvelä) отвечает за вопросы социального обеспечения, здравоохранения, а также дошкольного обучения и среднего-начального образования. Представитель партии Национальная коалиция (фин. Kansallinen Kokoomus). Избрана на срок  2009-2012гг

      Вице-мэр  Анна-Кайса Иконен (финн. Anna-kaisa Ikonen). Отвечает за вопросы управления персоналом, здравоохранения, трудоустройство и работу с пенсионерами, инвалидами и наркоманами. Является представителем партии Национальная коалиция (фин. Kansallinen Kokoomus). Избрана на срок  2009-2012гг

      Вице-мэр  Пертту Песа (финн. Perttu Pesä). В его ведении находятся вопросы образования, культуры, занятости и управления персоналом, а также отвечает за осуществление городской политики в области экологии и охраны окружающей среды. Избран на срок  2009-2012гг. Является членом партии Зелёный союз (фин. Vihreä liitto r.p, швед. Gröna förbundet) или Зелёные (фин. Vihreät).

      Как уже упоминалось ранее, партийная принадлежность членов того или иного органа муниципального самоуправления в целом не играет никакой роли, поскольку принятие решений является совместным. Тем не менее, распределение мест среди коалиций городского собрания г,Тампере по партийной принадлежности можно проследить на рис.2.

      Основные статьи расходов городского бюджета г.Тампере - это здравоохранение, социальная защита, образование: они в совокупности представляют 80% от всех расходов бюджета. Такж расходуются средства на то, что в Финляндии называется "техническая инфраструктура" (дороги, освещение, благоустройство). Оставшиеся деньги идут на развитие культуры и спорта в регионе.

      Примерно  треть доходов бюджета - от местных  налогов, треть получают из бюджета Финляндии, и треть - от прочих доходов, например, от прибыли городских предприятий ЖКХ. 
 

      Городской Совет не имеет права принимать  Законы. Он лишь обладает правом утверждать правила, в развитие или во исполнение государственных законов. Например, Советом утверждаются правила строительства: определяется как близко от водоемов можно строить жилье и т.д. Однако базовые принципы, рамки в любом случае устанавливаются общефинскими законами.

      Тампере является национальным лидером в Финляндии в вопросе разработки рабочих муниципальных моделей. Благодаря постоянной активной модернизации и обновлениям, Тампере способен лучше удовлетворять растущие потребности и решать проблемы в операционной среде, такие как изменения в обслуживании потребителей и ужесточение финансовой ситуации.

      Оперативные модели, разработанные в Тампере имеет три основных направления деятельности:

  • развитие участия общества в принятии решений
  • модель управления «покупатель-поставщик»
  • современная модель городского менеджмента

      Степень вовлечённости жителей города в дела города, таким образом, очень высока.

      Для успешного внедрения и работы специально разработанного электронного ресурсы eService – сотрудничество простых граждан является решающим. Отзывы клиентов, систематический сбор данных и внедрение новых средств участвующих в эксперименте позволяют данной области управления и принятия решений на местном уровне успешно развиваться.

      Стоит отметить ещё раз, что Закон о  местном самоуправлении подчеркивает важность представительной демократии и важность участия граждан и пользователей услуг в местных делах.

      "Совет должен обеспечить местным жителям и пользователям услуг возможность участия в формировании и деятельности местных властей" (Закон о местном правительства 27 §).

      Наиболее важные законы управления землепользования и застройки в Финляндии содержится в Законе о землепользовании и строительстве. Среди прочего, он имеет своей целью гарантировать открытую огласку планировочных решений и участие жителей в принятии данных решений.

      Основными принципами финского местного самоуправления являются прозрачность и доступ к информации.

      Местные органы власти должны предоставлять информацию всем членам сообщества по текущим вопросам, находящимся на рассмотрении, или планов, затрагивающих их непосредственные интересы, их развитие, принятые решения и их последствия.

      Граждане могут также оставлять свои комментарии по актуальным вопросам в процессе подготовки каких-либо решений на местном уровне, используя интернет-форум "Вальма". Кроме того, мэр и председатель городского совета регулярно устраивают различные мероприятия и встречи с гражданами.

      Тампере стал первым муниципалитетом в Финляндии, который внедрил новую модель управления городом (мэр-должность городского менеджера) в 2007 году. Благодаря этому, роль политического руководства в регионе в настоящее время значительно возросла. В дополнение к фактическому процессу принятия решений сама подготовки вопросов и их рассмотрение стали гораздо более демократически управляема.

      Жителям Тампере услуги предоставляются с использованием «многосторонней» модели. Это означает, что сторонние предоставляют услуг населению в равной степени наряду с собственными городскими компаниями (принадлежащими муниципалитету). Таким образом город обеспечивает доступность и качество услуг, за которые оно несет ответственность, независимо от того, каким образом и какой компанией они были предоставлены.

      При выборе подрядчика для предоставления услуг населению ключевыми факторами являются эффективность, разнообразие и экономическая выгода. И именно жители города рассматриваются как пользователи и потребители услуг, а не государство или город в целом.

 

      Заключение 

      Таким образом, современная модель муниципального самоуправления Финлнядии представляет собой результат многолетних преобразований, направленных на улучшений качества жизни её граждан. Учитывая уникальность подхода финских властей к решению многих насущных для нашей страны проблем, опыт этой страны может быть крайне полезен и при заимствовании многих идей России, возможно, удалось бы реформировать существующую застоявшуюся и во многом устаревшую систему местного самоуправления и решить, таким образом, многие проблемы.

      В некоторых моментах, однако, финская система самоуправления схожа с нашей, вместе с тем, по ряду позиций есть и интересные принципиальные отличия. Естественно, не разумно призывать слепо копировать финский опыт: все-таки и масштабы и специфика двух стран совершенно отличные друг от друга, но знать о нем и, возможно, использовать что-то интересное - представляется весьма полезным.

      Общие моменты, которые можно было бы отметить, включают в себя, например, назначение по контракту руководителя местной администрации, достаточно широкий круг обязанностей и полномочий в сфере образования, здравоохранения, соцзащиты, ЖКХ (правда, в Финляндии он даже шире, там здравоохранение, образование и соцзащита почти целиком отданы в ведение муниципалитетов).

      В то же время, ключевое различие, возможно, широко распространённое и с успехом  применяемое (как можно было убедиться  на примере г.Тампере) назначение на управленческие должности людей, со специализированным образованием –  так называемых сити-менеджеров (англ. City-manager).

 

Список источников и литературы 

      Ланко Д.А. Децентрализация в политическом процессе (на примере Финляндии) - Санкт-Петербург, 2001. 

Электронные ресурсы: 

  1. www.wikipedia.org – Свободная online энциклопедия
  2. www.tampere.fi – Официальный сайт г.Тампере (финск., англ. языки)
  3. www.suomi.fi – Официальный сайт правительства Финляндии
  4. www.pirkanmaa.fi – Официальный сайт региона Пирканмаа (регион Тампере)


Информация о работе Система муниципального управления г. Тампере