Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 10:29, курсовая работа
Основная задача исследования – определить и изучить принцип, по которому устроена система местных органов власти в соседней с Россией Финляндии. Также, представляется необходимым выявить возможные схожие моменты в системе местного самоуправления двух стран и наиболее существенные их различия.
Введение 3
Глава I: История местного самоуправления Финляндии 5
Глава II: Муниципальное управление г. Тампере 16
Заключение 25
Список источников и литературы 26
Существенные различия между системами местного самоуправления России и Финляндии прослеживались ещё до реформы 2009-2010г.
Как было сказано ранее, до 2010г. в стране насчитывалось 12 губерний, во главе правления каждой из которых стоял назначенный губернатор. Да, губернатора назначал президент. Но и полномочия у губернатора в Финляндии были не те, что в нынешней России. Губернское правление – это учреждение, относящееся к министерству внутренних дел. Его задача уже тогда заключалась в развитии всей губернии. В губернском правлении имелся общий отдел, отдел по делам социального обеспечения и здравоохранения, отдел по делам школ, губернская контора, а также губернский суд, который рассматривал, в частности, административные вопросы. Высшим органом управления уезда являлась уездная управа.
Финны не избирали и не избирают главу администрации. Муниципальное управление возглавляет профессиональный муниципальный менеджер, который назначается советом и ответственен перед ним. Менеджер, как и все специалисты, работающие в муниципальном управлении, сохраняет свой пост после выборов и не зависит от их результата. Тем самым обеспечивается устойчивость в деятельности муниципалитета. Финны предпочитают профессионализм и компетентность популистским резким изменениям. Большинство муниципальных менеджеров имеет ту или иную университетскую степень, а примерно половина из них изучала местное самоуправление в Университете г.Тампере. Теоретически собрание может уволить менеджера по юридическим основаниям, однако на практике это происходит достаточно редко.
Сегодня структура государственного управления Финляндии включает в себя три уровня:
1. Центральное государственное управление
2. Промежуточное региональное управление
3. Муниципальное местное самоуправление
Внутри каждого уровня можно выделить ряд подсистем управления.
Как
видно, система власти в Финляндии представлена
тремя уровнями: центральным, региональным
(промежуточным) и местным. Однако, иногда
она описывается как состоящая только
из двух звеньев — центральной и местной
администрации. На региональном уровне
власти нет прямых выборов, не взимаются
никакие налоги и существуют, наряду с
некоторыми государственными органами,
институты кооперации местных властей.
Система формирования Регионального Совета довольно сложная. Например, в регионе Южное Сааво 17 городских и 14 сельских муниципалитетов. От каждого города или сельского муниципалитета в Совет должен быть делегирован как минимум один представитель. (Максимальное число представителей от каждого муниципалитета зависит от количества проживающих там людей.) При этом 40% членов Совета должны быть женщины. Места в Совете распределяются пропорционально между политическими партиями, в зависимости от результатов, которые они показали на муниципальных выборов. Персонально членов Совета избирают на собрании представителей всех муниципалитетов региона. На первом заседании Регионального Совета «нового созыва» будет избран председатель и два его заместителя, а также Правительство региона в составе 13 человек. Из 13 членов Правительства 5 -будут представителями крупнейшей в стране Партии центра. Остальные места будут пропорционально распределены между другими партиями. Также по партийному принципу будут распределены и места председателя, а также двух его заместителей.
Что касается бюджета, как уже ранее упоминалось, ситуация в Финляндии кардинально отличается от России. Очень сложно назвать это "бюджетом" в привычном смысле слово, потому что бюджет формируется за счет налогов. В Финляндии же на уровне регионов нет поступлений налогов. Налоги собираются в бюджет страны и в бюджеты муниципалитетов. На уровне региона на текущую деятельность Регионального совета средства выделяют муниципалитеты - каждый из них вносит ежегодный взнос, пропорционально численности населения.
Кроме того, ежегодно, на различные программы развития каждый регион получает порядка 25 миллионов евро из госбюджета Финляндии и бюджета Евросоюза. Но это - не собственные деньги регионов. Региональный совет как раз и занимаемся их распределением, решает, на какие проекты развития территории их направить. Что касается средств на обеспечение работы самого Регионального Совета и Правительства, то они невелики: всего 2 миллиона евро в год.
В Финляндии система бюджетных отношений отличается от России и других стран Европы. Большая зона ответственности вынесена на уровень муниципалитетов: местная власть отвечает за здравоохранение, социальную защиту населения, образование, ЖКХ. То есть, можно сказать, что Региональный Совет и Региональное Правительство фактически отвечают, в основном, только за получение и распределение средств на развитие от государства и от Евросоюза. Региональный Совет ответственен за составление различных планов: как наилучшим образом использовать эти средства на развитие региона. Работа ведётся, однако, всегда в тесном взаимодействии с органами государственной власти Финляндии.
Государственные субсидии предоставляются коммунам частично для того, чтобы обеспечить оказание обязательных услуг, но в основном — чтобы выравнять доходы богатых и бедных муниципалитетов. Несколько наиболее развитых муниципалитетов субсидии не получают. В то же время в отдаленных районах севера и востока страны, где расстояния и издержки высоки и где существенен уровень безработицы, объем субсидий может превышать 50 % доходов местных бюджетов. Объем субсидий рассчитывается на основе математической формулы и не зависит от политического решения или субъективного мнения какого-либо представителя государства.
Существует также небольшая специальная государственная поддержка для муниципалитетов, попавших в затруднительное финансовое положение. Министерство финансов Финляндии ежегодно предоставляет временную финансовую помощь 20–30 беднейшим муниципалитетам. К сожалению, количество бедных муниципалитетов в последнее время возросло, притом что ресурсы государства для предоставления им поддержки, не увеличиваются.
До конца 2009 года в Финляндии было пять провинций под управлением губернаторов, назначаемых президентом, но начиная с 2010 года в стране нет ни провинций, ни губернаторов. Государственные министерства имеют сети региональных офисов. Региональное развитие и региональное здравоохранение — это общие задачи местных властей региона, финансируемые из местных бюджетов.
Система местного самоуправления Финляндии состоит из единственного уровня. В 2009 году в стране насчитывалось 348 муниципальных образований (коммун). Столица — Хельсинки с населением 583 тыс. человек представляет собой одну коммуну. Самый маленький муниципалитет — остров Соттунга в Балтийском море — насчитывает всего 120 жителей. Муниципальные образования страны сильно отличаются друг от друга, однако формально имеют равные полномочия. В среднем муниципальное образование имеет 15 200 жителей и площадь 873 кв. км, но при этом примерно половина коммун насчитывает менее 6 тыс. жителей. Как именно должно называться муниципальное образование — городом или сельским муниципалитетом — решает муниципальный совет. Сельский муниципалитет, как правило, состоит из нескольких поселков или деревень, не имеющих собственной администрации. Формально между городами и сельскими муниципалитетами нет разницы. В Финляндии нет аналогов российским субъектам Федерации или районам, а размер финского сельского муниципалитета больше, чем российского сельского поселения.
Говоря
о муниципальном
Важно понимать разницу между городской мэрией и Правлением городского Совета. Правление городского Совета - это часть представительной власти: 11 его членов - избираются из числа депутатов Городского Совета.
Местное управление в целом в Финляндии основывается на принципе самоуправления населения, проживающего на территории муниципалитета. Это самоуправление гарантируется Конституцией Финляндии и более подробно излагается в Законе о местном самоуправлении.
Фундаментом для эффективной деятельности местного самоуправления в Финляндии является право муниципалитетов устанавливать свои собственные налоги (изменять ставку налога можно лишь раз в год при принятии бюджета). Самостоятельные доходы предоставляют свободу действий и ресурсы для демократического самоуправления в муниципалитетах.
Муниципалитеты предоставляют все основные виды общественных услуг своему населению. Некоторые из этих задач определены законами, а некоторые определяются ими самостоятельно. Государство может определять задачи муниципалитетам только через законодательство. Основными задачами муниципалитетов являются:
Кроме того, все муниципалитеты Финляндии входят в Ассоциацию местных и региональных властей. Эта организация включает порядка 300 экспертов и играет серьезную роль в обществе. Она активно участвует в подготовке местных нормативно-правовых актов, регулярно участвует в переговорах с правительством, занимается соответствующим обучением и издает специальную литературу, всячески продвигает сотрудничество между государством и муниципалитетами.
Однако, сегодня, Финляндия (как и большинство стран Мира) сталкивается с различными, в первую очередь, экономическими трудностями, которые оказывают сильное влияние на все сферы политической жизни общества. Так, из-за непростой экономической ситуации в стране, обнаружилась одна интересная тенденция.
Многие финские коммуны продумывают варианты объединения со своими соседями. В 2001 году в Финляндии насчитывался 441 муниципалитет, в 2009 — только 348. К 2015 году их может остаться не более 300. 1 января 2009 года стал днем многих «слияний». Все это результат финансовых вызовов. Существует очевидная потребность снижать издержки и повышать эффективность расходов. Объединение — одно из возможных решений, в последнее время политически и финансово поддерживаемое правительством. Стоит отметить, что все объединения происходят добровольно, хотя закон и обязывает органы местного самоуправления сотрудничать в области высокотехнологичной медпомощи. Правительство предоставляет существенные «свадебные подарки» для объединяющихся. Однако многие по-прежнему предпочитают сотрудничать, сохраняя независимость: преимущества объединения для них не вполне очевидны. Во многих случаях издержки не сокращаются, поскольку гарантия занятости муниципальных работников распространяется на пять лет и результаты объединения можно будет ощутить только в будущем.
Таким
образом, система местного самоуправления
Финляндии не подвергалась радикальным
реформам с момента получения страной
независимости в 1917 году. Однако постепенное
ее изменение проходило почти непрерывно,
и в итоге она была реформирована довольно
серьезно. Сегодня, система местного самоуправления
Финляндии состоит из единственного уровня:
20 регионов, объединяющих в себе 432 общины.
Финские коммуны предоставляют населению
широкий спектр публичных услуг. Во многом
именно на мощном местном самоуправлении
основывается благосостояние людей в
этой стране.
Глава II: Муниципальное управление г.Тампере
С 1 января 2010 года губернии как основные административные единицы первого порядка в Финляндии были ликвидированы, губернские правления упразднены. Было образовано 20 областей, или регионов.
Одной из вновь образованных на территории бывшей губернии Западная Финляндия областей стала Пирканмаа (фин. Pirkanmaa / швед. Birkaland). Официальное английское и соответственно русское название – Tampere Rigion/ Регион г.Тампере, по названию центрального и самого крупного города данного региона.
Данная область включает в себя 22 муниципалитета, 11 из которых имеют статус города. Список муниципалитетов:
Информация о работе Система муниципального управления г. Тампере