Депутаты,
как правило, работают на непостоянной
основе, однако представительный
орган может принять решение
о работе всех депутатов на
постоянной основе. Депутаты, работающие
на постоянной основе из местного
бюджета получают заработную
плату, размер которой устанавливается
решением представительного органа.
В
соответствии с законодательством
депутату установлены соответствующие
полномочия, гарантии и льготы, которые
находят свое отражение в уставе
муниципального образования и
решениях представительного органа
местного самоуправления.
28. Муниципальные
образования в структуре органов
местного самоуправления создают
кроме представительного органа
и иные органы. К иным органам
относятся исполнительные органы
местного самоуправления. Это соответствует
положениям ст.3 Европейской Хартии местного
самоуправления, согласно которой представительные
органы местного самоуправления, избранные
путем свободного, тайного, прямого, равного
и всеобщего голосования, «могут иметь
подотчетные им исполнительные органы».
Наиболее распространенным наименованием
исполнительного органа местного самоуправления
в России является «администрация муниципального
образования» или «местная администрация».
Опираясь на федеральное законодательство
и законы субъектов Федерации муниципальные
образования самостоятельно выбирают
и устанавливают организационную схему
исполнительного органа.
Факторами,
влияющими на выбор организационной
структуры исполнительных и иных
органов местного самоуправления
являются: размер и уровень социально-экономического
развития территории, численность населения,
финансовые возможности, национальные
и иные местные традиции и др. В крупных
муниципальных образованиях исполнительные
органы имеют разветвленную структуру
и относительно большой штат. Устанавливая
штатное расписание исполнительного органа,
муниципальное образование руководствуется
реестром муниципальных должностей муниципальной
службы, который утвержден законом субъекта
Федерации.
В
Законе об общих принципах
организации местного самоуправления
предлагаются возможные варианты образования
исполнительных органов. Может предусматриваться
должность главы муниципального образования
– выборного должностного лица, который
возглавляет исполнительный орган местного
самоуправления. Он может именоваться
главой, мэром города, района и т.п. Руководство
исполнительным органом он осуществляет
на принципе единоначалия. Глава муниципального
образования может избираться населением
или представительным органом из числа
его депутатов. Это высшее должностное
лицо муниципального образования.
Другой
возможный вариант организации
руководства исполнительным органом
местного самоуправления предусматривает
учреждение должности главы администрации.
В отличие от главы муниципального образования
он не может возглавлять деятельность
по осуществлению местного самоуправления,
не входит в состав представительного
органа и не может председательствовать
на его заседаниях, а является только руководителем
администрации муниципального образования
и замещает эту должность на контрактной
основе (трудового договора).
Закон
об общих принципах организации
местного самоуправления не исключает
возможности образования коллегиального
органа управления в системе местного
самоуправления.
В
соответствии с уставом муниципального
образования руководитель исполнительного
органа либо самостоятельно, либо с согласия
представительного органа назначает своих
заместителей и распределяет между ними
обязанности. Обычно в сфере финансово-экономической
деятельности, социальной защиты населения
и социальной политики, коммунально-бытового
обслуживания и др.
Структура
исполнительного органа местного
самоуправления включает различные
подразделения отраслевого и
функционального назначения: отделы,
управления, комитеты (образования,
здравоохранения, культуры, социальной
защиты и др.). Имеется и вспомогательный
аппарат: управление делами (канцелярия),
бухгалтерия, юридическая служба, отдел
кадров и др.
Структурные
подразделения исполнительного
органа создаются в соответствии
со схемой управления конкретным
муниципальным образованием, возглавляются
руководителем и имеют соответствующие
полномочия по осуществлению исполнительной
и распорядительной деятельности в определенной
сфере согласно уставу муниципального
образования и законодательству. Структурные
подразделения в соответствии с уставом
могут наделяться правами юридического
лица.
Функции
и полномочия структурных подразделений
исполнительного органа, организация
и порядок их деятельности
определяются специальными положениями,
которые утверждаются в порядке,
установленном уставом муниципального
образования. Сотрудники структурных
подразделений исполнительного органа
действуют на основании должностных инструкций,
утверждаемых, как правило, руководителем
соответствующего подразделения по согласованию
с руководителем исполнительного органа
местного самоуправления.
Управления
и отделы исполнительного органа
самостоятельно решают вопросы
управления, отнесенные к их ведению,
руководят подчиненными им предприятиями,
организациями, учреждениями. При
структурных подразделениях в качестве
совещательных органов могут создаваться
коллегии или консультативные общественные
советы, рекомендации которых, в случае
необходимости, могут оформляться в форме
приказов соответствующих руководителей
исполнительного органа.