Шпаргалка "Муниципальное право"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 22:57, шпаргалка

Описание работы

1. Местное самоуправление — система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории.
6. Понятие муниципального права РФ
Муниципальное право - относительно новое явление в российской правовой системе. Оно формируется под влиянием утверждения и развития местного самоуправления в РФ, появления и закрепления в законодательстве таких терминов, понятий и отношений как муниципальное образование, муниципальная собственность, муниципальное предприятие, местные финансы, бюджет, муниципальная служба, муниципальный служащий и т.п.
Понятие <муниципальное право> используется в трех значениях.

Работа содержит 1 файл

шпоры по муниципальному праву.doc

— 96.50 Кб (Скачать)

17.  Народная правотворческая инициатива – это новый демократический институт, которого не было в старом законодательстве о местных органах власти. Правотворческая инициатива населения предусмотрена Законом об общих принципах организации местного самоуправления. Суть правотворческой инициативы – в разработке самими гражданами проектов правовых актов по вопросам местного значения и внесения их на рассмотрение органов местного самоуправления.   

 Возможность  использования данного права позволяет населению добиваться решения вопросов местного значения не через дачу наказов, как было в советский период, а путем внесения непосредственно в орган местного самоуправления проекта соответствующего решения по какому-либо вопросу местной жизни.   

 Законодательство  предусматривает гарантии реализации  этого права:  

a) обязательность рассмотрения органами местного самоуправления проектов правовых актов внесенных населением;  

b) гласность рассмотрения (на открытом заседании);   

c) официальное опубликование (обнародование) результатов рассмотрения.    

 Народная  правотворческая инициатива позволяет  гражданам активно участвовать  в местном самоуправлении и  влиять на выработку и определение  направлений деятельности органов  местного самоуправления, предлагать свои варианты разрешения вопросов местного значения, определять приоритет в деятельности представительных и выборных органов местного самоуправления.     

 Народная  правотворческая инициатива является  воплощением на практике конституционного  права граждан (ст.33) обращаться лично, направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления.

18.  Под территориальным  общественным самоуправлением понимается  самоорганизация граждан по месту  их жительства на части территории  поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

Границы территории, на которой осуществляется территориальное  общественное самоуправление, устанавливаются  представительным органом  поселения по предложению населения, проживающего на данной территории.

2. Территориальное  общественное самоуправление осуществляется  в поселениях непосредственно  населением посредством проведения  собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.

3. Территориальное  общественное самоуправление может  осуществляться в пределах следующих  территорий проживания граждан:  подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.

4. Органы территориального  общественного самоуправления избираются  на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории.

5. Территориальное  общественное самоуправление считается  учрежденным с момента регистрации  устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения. Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.

6. Собрание граждан  по вопросам организации и  осуществления территориального  общественного самоуправления считается  правомочным, если в нем принимают  участие не менее половины  жителей соответствующей  территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.

Конференция граждан  по вопросам организации и осуществления  территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.

7. К исключительным  полномочиям собрания, конференции  граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, относятся:

1) установление  структуры органов территориального общественного самоуправления;

2) принятие устава  территориального общественного  самоуправления, внесение в него изменений и дополнений;

3) избрание органов  территориального общественного  самоуправления;

4) определение  основных направлений деятельности территориального общественного самоуправления;

5) утверждение  сметы доходов и расходов территориального  общественного самоуправления и отчета о ее исполнении;

6) рассмотрение  и утверждение отчетов о деятельности  органов территориального общественного самоуправления.

8. Органы территориального  общественного самоуправления:

1) представляют  интересы населения, проживающего  на соответствующей территории;

2) обеспечивают  исполнение решений, принятых  на собраниях и конференциях  граждан; 

3) могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;

(в ред. Федерального  закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)

4) вправе вносить  в органы местного самоуправления  проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.

9. В уставе  территориального общественного  самоуправления устанавливаются: 

1) территория, на  которой оно осуществляется;

2) цели, задачи, формы и основные направления  деятельности территориального  общественного самоуправления;

3) порядок  формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий  органов территориального общественного  самоуправления;

4) порядок принятия  решений; 

5) порядок приобретения  имущества, а также порядок  пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;

6) порядок прекращения  осуществления территориального  общественного самоуправления.

10. Дополнительные  требования к уставу территориального  общественного самоуправления органами местного самоуправления устанавливаться не могут.

11. Порядок организации  и осуществления территориального  общественного самоуправления, условия  и порядок выделения необходимых  средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.  
 

20.  Под обращениями принято понимать изложенные в устной или письменной форме предложения, заявления, жалобы, ходатайства, в том числе коллективные обращения граждан.     

  Предложение – обращение гражданина конкретного характера, не связанное с нарушением его прав, направленное на улучшение организации и деятельности органов местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений, вне зависимости от организационно-правовой формы, в решении вопросов экономической, социально-культурной и других сфер местной жизни.    

 Заявление  – обращение гражданина по  поводу реализации принадлежащих  ему прав, закрепленных Конституцией  РФ, законами РФ и её субъектов.     

Жалоба – обращение гражданина по поводу восстановления прав или законных интересов, нарушенных действиями (бездействием), решениями органов местного самоуправления, их должностными и выборными лицами, руководителями предприятий, учреждений и общественных объединений.     

  Ходатайство – письменное обращение гражданина с просьбой о признании за ним определенного статуса, прав, гарантий и льгот с предоставлением документов их подтверждающих.    

 Коллективное  обращение – это обращение  двух и более граждан в письменной  форме, содержащее частный интерес, либо обращение, имеющее общественный характер, принятое на митинге, собрании и подписанное их организаторами и (или) участниками.  

27. Представительные органы, порядок их формирования и организации работы   

 Представительными органами местного самоуправления являются дума, муниципальное собрание, муниципальный комитет, совет и т.п., представляющие собой коллегиальный орган местного самоуправления. Они состоят из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании и в соответствии с порядком, установленным Законом об общих принципах организации местного самоуправления (ст.15). Название, полномочия, структура, организационные формы деятельности и численный состав представительного органа местного самоуправления определяется уставом муниципального образования. Срок полномочий депутата не может быть менее 2 лет и не более 5 лет, что определяется уставом муниципального образования.   

 Свои  полномочия депутаты осуществляют  на общественных началах или на постоянной основе с момента их избрания и до выборов нового состава депутатов.   

 Из  своего состава депутаты выбирают  председателя представительного  органа местного самоуправления, который организует работу этого  органа: созывает и ведет заседания, подписывает решения представительного органа и осуществляет другие полномочия в соответствии с уставом муниципального образования и регламентов работы представительного органа.    

 Если  уставом предусмотрена должность  главы муниципального образования, то он может быть наделен правом входить в состав представительного органа местного самоуправления, председательствовать на его заседаниях. В таких случаях председатель представительного органа из состава депутатов не избирается, а его функции выполняет глава муниципального образования – выборное должностное лицо.   

 Представительный  орган образует из числа депутатов  комиссии, комитеты, другие органы  для подготовки вопросов к  рассмотрению на заседании представительного  органа. К работе этих структурных органов могут привлекаться на общественных началах специалисты (экономисты, социологи и т.п.). Решения комитетов и комиссий, принимаемые по вопросам их ведения, носят рекомендательный характер.     

 Депутаты  представительного органа могут  объединяться в депутатские группы (фракции) по партийной принадлежности, политическим и иным интересам. Подобные группы регистрируются в представительном органе.    

 Депутаты, избранные от смежных территориальных  избирательных округов, могут  объединяться в территориальные депутатские группы. Эти группы взаимодействуют с расположенными на их территории предприятиями, организациями, учреждениями, органами территориального общественного самоуправления, изучают общественное мнение, ведут прием избирателей, участвуют в решении вопросов благоустройства территории.    

 Правовое, организационно-методическое, информационное  и материально-техническое обеспечение  деятельности представительного  органа осуществляется обычно  через аппарат исполнительно-распорядительного  органа местного самоуправления. В этих же целях представительный орган в соответствии с уставом может создавать и собственный аппарат.   

 Основной  формой деятельности представительного  органа является сессия (заседание), периодичность созыва которых  определяется в уставе муниципального образования и регламенте представительного органа - как правило не реже одного раза в месяц, в соответствии с планом работы представительного органа. Кроме плановых заседаний могут созываться внеочередные сессии (заседания) по инициативе главы муниципального образования или по требованию депутатов. Для полномочия сессии обычно необходимо присутствие двух третей состава депутатов, конкретное количество депутатов (кворум) устанавливается уставом муниципального образования.    

Информация о работе Шпаргалка "Муниципальное право"