Роль Конституционного суда в развитии федеративных отношений в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 16:28, курсовая работа

Описание работы

Цель рассмотреть компетенцию Конституционного Суда РФ с точки зрения отражения особенностей федеративного устройства России.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1.Рассмотреть федеративное, государственное устройство РФ, территориальную организацию государственной власти;
2.Проследить становление федеративных отношений;
3.Проанализировать роль Конституционного суда в вопросах федеративных отношений.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Общие понятия федеративных отношений в РФ 6
1.1 Федеративное устройство РФ 6
1.2 Форма Государственного устройства РФ 7
1.3 Территориальная организация государственной власти в РФ 8
Глава 2Становление федеративных отношений и практика Конституционного Суда Российской Федерации 11
2.1 Вопросы федеративных отношений в решениях конституционного суда РФ 12
2.2 Общие проблемы федеративного устройства Российской Федерации 17
2.3 Проблемы реформирования федеративных отношений в современной России 19
Глава 3 Пути решения проблемы (модернизация, результаты)………………………………………………………………………28
Заключение 31
Список литературы 35

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

— 174.50 Кб (Скачать)

Таким образом, настоящая  Конституция РФ является документом противоречивым и половинчатым, в  полной мере воплотившим собой все  реалии переходного периода, и реальное государственное устройство России по-прежнему плохо вписывается даже в весьма условные конституционные рамки. Результатом реализации конституционных норм не стало создание динамично развивающегося в современных условиях федеративного государства, что обернулось следствием не только правоприменительной практики, но и несовершенства самих конституционных установлений. Конституция Российской Федерации несет в себе немалый груз как изначально заложенных в ней, так и вновь открывшихся противоречий, стратегия преодоления которых на сегодняшний момент не может ограничиваться рутинным упорядочением федерального и регионального законодательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                              

                                                                  Заключение

 

Сейчас Россия  проходит  нелегкий  путь   становления  федеративной государственности через  многослойную федеральную систему, при которой субъекты Федерации  при формальном равенстве оказались  по многим параметрам фактически неравны. Потребуется сложный, длительный процесс, чтобы субъекты Федерации получили равные права.

Федерализм   представляет   собой универсальный инструмент организации государства, который  отвечает как критериям целостности  и единства, так и широкой самостоятельности субъектов Федерации, федерализм для России это оптимальная, наиболее   отвечающая размером, сложному региональному и многонациональному составу страны, форма государственного устройства. Это современное политическое средство урегулирования, децентрализации государственной власти и широкого демократического участия народных масс в построении могущественной державы.

Особенности организации  федеративных отношений в конкретных государствах, отдельных элементов  и типов связей в системе разделения государственной власти по вертикали говорят о многообразии современных моделей федерализма. Их изучение, с точки зрения оценки степени демократичности и эффективности, свидетельствует о важности ориентации на развитие моделей более высокого уровня организации федеративных отношений. В этом смысле предпочтение должно отдаваться моделям нецентрализованного, кооперативного, симметричного федерализма, допускающего лишь объективно заданные элементы асимметрии; федерализма, основанного на территориальном принципе организации государственной власти по вертикали и использующего национальный принцип территориальной организации лишь в случаях, если это обусловлено объективными факторами и если при этом не нарушаются права и свободы человека и гражданина, принципы равноправия субъектов федерации, равноправия и самоопределения народов.

Рассмотрение современной  конституционной модели российского  федерализма с точки зрения вышеобозначенных критериев дает основание считать  ее более прогрессивной по сравнению  с ранее существовавшей конституционной моделью государственного устройства России. В то же время вряд ли следует рассматривать действующую конституционную модель как окончательное решение вопроса о федеративном устройстве России. Сопоставление особенностей конституционной модели российского федерализма с общими чертами, выявленными как прогрессивные при оценке современных моделей федерализма, созданных мировой практикой, дает основание полагать, что российская модель имеет в значительной мере переходный характер. В ней наблюдается сочетание централизации и не централизации, дуалистических и кооперативных отношений. О неустойчивости отечественной формулы федерализма свидетельствует также попытка найти компромисс между принципом равноправия субъектов Российской Федерации и различиями в их государственно-правовой природе; между территориальными и национальными факторами при организации государственного устройства России. Переходный характер российской модели федерализма имеет, тем не менее, ориентацию на развитие в сторону демократизации и повышения эффективности федеративных связей. Снятие препятствий в этом направлении обусловлено успехом в устранении противоречий, вызванных как объективными причинами временного характера, так и искусственно созданными барьерами, конструктивные пути, ликвидации которых возможны и реальны.

Комплексное исследование формально-юридической модели и  фактических отношений между  Федерацией и ее субъектами, складывающихся в процессе ее реализации, позволяет  сделать вывод о значительной степени "коллизионности" и в определенной мере правильности конституционных основ российского федерализма. Можно было бы выделить, по меньшей мере, четыре уровня конституционно-правовых проблем, не позволяющих говорить об эффективном функционировании конституционной модели разделения государственной власти между Федерацией и ее субъектами.

Во-первых, правовые коллизии и пробелы содержатся в нормах самой федеральной Конституции. Закрепленная в Конституции России модель федеративного устройства концептуально  не выдержана до конца, так как есть продукт отражения противоречий в российском обществе. Данная модель не дает ответы на целый ряд ключевых вопросов, по которым сохраняются разногласия в практике конституционного строительства.

Сегодня уже достаточно ясно, что в федеральной Конституции необходимо скорректировать юридическую формализацию основных принципов федеративного устройства и правовых форм регулирования федеративных отношений, круг предметов ведения, определить основные принципы, формы и процедуру разграничения и реализации компетенции по предметам совместного ведения, установить основы публично-правовой ответственности Федерации и ее субъектов за ненадлежащее осуществление разделенной по вертикали государственной власти.

Совершенствование федеральной  Конституции позволит в некоторой мере снять основную часть противоречий, составляющих второй уровень конституционно-правовых проблем, — правовые коллизии между Конституцией Российской Федерации и договорами, соглашениями, заключаемыми между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Третий уровень конституционно-правовых проблем составляют противоречия между  федеральной конституционной моделью  разделения государственной власти и тем, как она конкретизируется в федеральном текущем законодательстве. Наблюдается непоследовательность федеральных властей в политике текущего законодательного регулирования федеративных отношений. В федеральных актах нарушаются нормы российской Конституции, ущемляется конституционный статус субъектов Федерации.

Наконец, четвертый уровень  конституционно-правовых проблем проявляется  в значительности коллизий между  федеральной Конституцией и федеральным  законодательством, с одной стороны, и конституциями (уставами), а также  текущим законодательством субъектов Российской Федерации - с другой. Правовой нигилизм федеральных властей в свою очередь отражается на законотворчестве субъектов Федерации. Не могут не настораживать достаточная распространенность нарушений в конституционном (уставном) и текущем законотворчестве субъектов Российской Федерации конституционных основ российского федерализма. Органы государственной власти отдельных субъектов Федерации, не соглашаясь с федеральной моделью, нередко игнорируют положения российской Конституции, нормы федеральных актов, закрепляя собственное видение правового регулирования конституционных принципов федерализма, системы разделения государственной власти между Федерацией и ее субъектами.

Таким образом, "фактическая" система разделения власти сегодня в значительной мере не совпадает с "формально-юридической" конституционной моделью. Наблюдается существенный разрыв между закрепленными в Конституции РФ нормами и фактически сложившейся системой разделения государственной власти по вертикали на основе иных форм правового регулирования. Отклонения на федеральном уровне и в субъектах Федерации от конституционно-заданной модели означают, что государственность на основе федерализма еще не сформирована в России в необходимой мере. И после принятия новой федеральной Конституции становление России как Федерации продолжается, а поиск оптимальной парадигмы федерализма сохраняет свою актуальность.

 

 

 

 

 

                                                      Список литературы

 

1. Кондрашев   А.А.   Конституционно-правовая   ответственность   субъектов Федерации: вопросы теории  и  проблемы  реализации//  Журнал  российского права.[Текст] 2000 г. № 2. С. 25-34.

2. Крылов  Б.С.  Российский  федерализм  –   гарантия  демократии   и   прав

   человека.// Журнал российского права.[Текст] 2000 г. №1. С. 7-16

3. Плигин В. Реформа федеративных отношений и местное самоуправление // Общая тетрадь.[Текст] 2004 г. № 3 (30). С. 21.

4. Послание Президента  Российской Федерации Федеральному  Собранию Российской Федерации.  Государство Россия. Путь к эффективному государству.[Текст] - Москва -2000 г.

5. Постановление Конституционного Суда РФ от 4 апреля 2002 г. № 8-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в связи с запросами Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и Совета Республики Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея» // Собрание законодательства Российской Федерации.[Текст] 2002 г. № 15. Ст. 1497.

6. Синюков В.  И. О форме федерации в России// Государство  и  право.[Текст] 2000 г. №5. С. 28-35.

7. Указ Президента Российской Федерации от 22 октября 1993 года "Об основных началах организации государственной власти в субъектах Российской Федерации" // Собрание актов Президента и Правительства РФ.[Текст] 1993 г. № 43. Ст. 4089.

8. Указ Президента  Российской Федерации от 22 декабря  1993 года "О действии законодательства Российской Федерации Об органах государственной власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Российской Федерации" // Собрание актов Президента и Правительства РФ.[Текст] 1993 г. № 52. Ст. 5072.

9. Умнова И. А. Конституционные основы современного российского

   федерализма.[Текст] - М., 2004 г. С. 218—220

10.Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации". Комментарий. [Текст] - М.: Юрид. лит., 2000 г. 352 с.

11. Федеративное устройство России: история и современность. Сборник обзоров и статей /Ред. Н. А. Михалева, Е. В. Алферова [Текст] - М., 2002 г.

12. ХессеК. Основы конституционного права ФРГ. [Текст] - М., 2001 г. С.324.

 

 

1 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. Государство Россия. Путь к эффективному государству. [Текст] - Москва -2000, с.25.

2 ХессеК. Основы конституционного права ФРГ. [Текст] - М., 2001. С.324.

3 Плигин В. Реформа федеративных отношений и местное самоуправление // Общая тетрадь. [Текст] 2004. № 3 (30). С. 21.

4 Постановление Конституционного Суда РФ от 4 апреля 2002 г. № 8-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в связи с запросами Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и Совета Республики Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея» // Собрание законодательства Российской Федерации. [Текст] 2002. № 15. Ст. 1497.

5 Собрание законодательства Российской Федерации. [Текст] 2004. № 50. Ст. 4950.

6 Резолюция ПАСЕ № 1455 (2005) «Выполнение Россией своих обязательств перед Советом Европы».

7 Резолюция ПАСЕ № 1455 (2005) «Выполнение Россией своих обязательств перед Советом Европы».

8 Фетчерин В. В России невозможно гражданское общество без децентрализации // Общая тетрадь. [Текст] 2004. № 2 (29). С. 61.


Информация о работе Роль Конституционного суда в развитии федеративных отношений в РФ