Региональные целевые программы

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 15:13, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение региональных целевых программ как один из инструментов государственного и муниципального регулирования развития экономики и социальной сферы. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:
рассмотреть методику разработки региональных целевых программ;
отразить роль и место целевых программ в регулировании развития регионов;
определить основные задачи целевых программ на современном этапе;
осветить особенности и условия применения программно-целевого метода в социально-экономическом развитии регионов;
проанализировать механизм реализации целевой программы на примере «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы».

Работа содержит 1 файл

курсовик по СГМУ.docx

— 66.33 Кб (Скачать)

    В России основные положения программного метода отражены в нормативными актах, принятых на федеральном уровне - "Порядок  разработки и реализации федеральных  целевых и межгосударственных целевых  программ, в осуществлении которых  участвует Российская Федерация", утвержденный Постановлением Правительства  Российской Федерации от 26 июня 1995 года №594 - и нормативных актах, относящихся  к отдельным сферам деятельности правительства (социальной, инфраструктурной и т.д.). В настоящее время наблюдается снижение роли региональных программ в политике Российской Федерации. Следовательно, одним из основных условий преодоления кризиса и дальнейшего перехода к устойчивому развитию является использование программно-целевого метода, наряду с реализацией государственной контрактной системы, являющейся одним из главных инструментов современной организации рынка. При таком подходе на первый план выдвигаются не формальные характеристики программного сектора экономики, такие как общее число программ и т.д., а заложенная в программном методе потенциальная возможность существенно повысит эффективность государственного управления экономикой.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Глава 2. Реализация региональной целевой программы на примере Пермского края.

    Для обеспечения мониторинга и анализа  хода реализации целевой программы  определяется государственный заказчик - координатор целевой программы, который осуществляет координацию деятельности государственных заказчиков по подготовке и реализации программных мероприятий, а также по анализу и рациональному использованию средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств из внебюджетных источников. Государственный заказчик - координатор несет ответственность за подготовку и реализацию целевой программы в целом. Он ежегодно согласовывает с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации уточненные показатели эффективности программы на соответствующий год, а в дальнейшем ежеквартально отчитывается о ходе их выполнения. Кроме того, контроль за ходом реализации целевой программы может осуществляться в процессе комплексных проверок с участием представителей государственного заказчика, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации3.

     Текущее управление реализацией целевой  программы осуществляется государственным  заказчиком или дирекцией на основе государственных контрактов на закупку и поставку продукции для федеральных государственных нужд, заключаемых координатором программы со всеми исполнителями программных мероприятий. Государственный контракт определяет права и обязанности государственного заказчика и поставщика по обеспечению федеральных государственных нужд, регулирует их отношения при выполнении государственного контракта, в том числе предусматривает осуществление контроля за ходом работ по выполнению государственного контракта.

     Государственные заказчики целевой программы  сообщают в Министерство финансов Российской Федерации и Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации  о заключенных со всеми исполнителями  программных мероприятий государственных  контрактах на ее финансирование из внебюджетных источников и бюджетов субъектов  Российской Федерации, в том числе  на закупку и поставку продукции  для федеральных государственных  нужд. Сведения о проектах, содержащих НИОКР гражданского назначения, государственные  заказчики сообщают также в Министерство образования и науки Российской Федерации.

     Механизм  формирования, разработки, утверждения, реализации, корректировки и досрочного прекращения реализации подпрограмм  определяется в порядке, установленном  для целевых программ.

     Министерство  экономического развития и торговли Российской Федерации с участием Министерства финансов Российской Федерации организует экспертные проверки хода реализации отдельных целевых программ. При этом обращается внимание на выполнение сроков реализации программных мероприятий, на целевое и эффективное использование средств, выделяемых на их реализацию, привлечение средств внебюджетных источников финансирования и бюджетов субъектов Российской Федерации, конечные результаты программы.

     По  результатам экспертных проверок подготавливаются предложения для внесения в Правительство  Российской Федерации о целесообразности продолжения работ и финансирования программ или об их прекращении, уточнении  льгот или применении санкций  к участникам реализации программ.

      Примером  реализации региональной программы  может послужить Концепция долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы» (далее – концепция), которая определяет направления и механизмы решения задачи обеспечения жильем молодых семей в Пермском крае с целью обеспечения социально-экономических прав молодежи и улучшения демографической ситуации в регионе.

      Концепция разработана в соответствии с  законодательными и нормативными актами Российской Федерации и Пермского  края:

  • Законом Пермского края от 02.04.2010 № 598-ПК «О стратегическом планировании социально-экономического развития Пермского края»;
  • постановлением Правительства Пермского края от 11.02.2009 № 63-п «О разработке, формировании и реализации долгосрочных целевых программ».

      Концепция является основой для разработки краевой долгосрочной программы  «Обеспечение жильем молодых семей  в Пермском крае на 2011-2015 годы» (далее  – Программа).

      Целесообразно использование программно-целевого метода для решения задачи обеспечения жильем молодых семей, поскольку она:

  • входит в число приоритетов для формирования региональных целевых программ,  ее решение позволяет обеспечить возможность  улучшения жилищных условий и качества жизни населения, эффективного функционирования рынка жилья, а также возможность  предотвратить чрезвычайные ситуации;
  • не может быть решена в пределах одного финансового года и требует значительных бюджетных расходов в течение 5 лет;
  • носит комплексный характер, ее решение окажет существенное положительное влияние на социальное благополучие общества, общее экономическое развитие и рост производства.

      Программа носит межмуниципальный характер и  направлена на целевую аудиторию  молодых людей, создавших семью. Основными целями Программы являются укрепление системы государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы, улучшение демографической ситуации в Пермском крае, стимулирование сознательного трудоустройства молодых граждан.

      Для достижения цели необходимо решить следующие  основные задачи:

  • обеспечить первичную финансовую поддержку молодых семей для приобретения (строительства) отдельного благоустроенного жилья;
  • стимулировать накопление молодыми семьями собственных денежных средств для приобретения (строительства) отдельного благоустроенного жилья;
  • привлечь дополнительные финансовые и инвестиционные ресурсы для содействия молодым семьям в приобретении (строительстве) благоустроенного жилья на долгосрочную перспективу;
  • продолжить внедрение в практику правовых, финансовых и организационных механизмов государственной и муниципальной поддержки с целью обеспечения жильем молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
  • пропагандировать новые приоритеты демографического поведения молодого населения, связанные с укреплением семейных отношений и многодетностью.

      Реализация  Программы осуществляется государственным  заказчиком в лице Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края с участием органов  местного самоуправления муниципальных  образований Пермского края. Органы местного самоуправления муниципальных образований Пермского края являются исполнителями Программы на соответствующей территории.  Государственный заказчик Программы осуществляет:

  • нормативно-правовое и методологическое обеспечение реализации Программы, включая разработку правовых, финансовых и организационных механизмов, в том числе разработку и утверждение в установленном порядке правил предоставления социальной выплаты за счет средств федерального, краевого бюджетов молодым семьям - участникам Программы;
  • подготовку предложений по объемам и условиям предоставления средств федерального, краевого и местных бюджетов для решения жилищных проблем молодых семей;
  • предоставление муниципальным образованиям Пермского края финансовой поддержки в пределах средств, предусмотренных на реализацию Программы в федеральном, краевом бюджетах на соответствующий год;
  • организацию информационной и разъяснительной работы, направленной на освещение целей и задач Программы;
  • мониторинг реализации Программы с целью анализа ситуации, обобщения и распространения положительного опыта;
  • координацию деятельности исполнителей в ходе реализации Программы;
  • контроль за целевым использованием бюджетных средств с подготовкой и представлением соответствующих отчетов.

      Программа предполагает финансирование из средств  федерального бюджета на условиях софинансирования мероприятий Программы, предполагаемые в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», входящей в состав проекта федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2015 годы» (на конкурсной основе); средства краевого бюджета (в соответствии с бюджетным законодательством Пермского края); средства местных бюджетов муниципальных образований Пермского края (предполагаемые в рамках муниципальных программ по обеспечению жильем молодых семей); средства из внебюджетных источников (предполагаемые собственные средства молодых семей, ипотечные и иные кредиты и займы).

      Программа предусматривает оказание финансовой помощи молодой семье - участнику  Программы в виде социальной выплаты. Социальная выплата используется молодыми семьями - участниками Программы  на строительство (приобретение) жилья  или направляется на погашение кредитов (займов), полученных ими на эти цели. Примерный объем финансирования Программы из краевого бюджета в  расчете на пять лет представлен  в таблице 1.

      Реализация  этой программы позволит обеспечить первичную финансовую поддержку молодых семей для приобретения (строительства) отдельного благоустроенного жилья; стимулировать накопление молодыми семьями собственных денежных средств для приобретения (строительства) отдельного благоустроенного жилья; сформировать новые приоритеты демографического поведения молодого населения, связанные с укреплением семейных отношений и многодетностью.

    Оценка  показателей будет производиться  на основании мониторинга реализации Программы, проводимого Министерством  культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края совместно  с органами местного самоуправления муниципальных образований Пермского  края.

      Таким образом, Программа соответствует  приоритетным направлениям развития Пермского  края, способствуя стабилизации численности  населения Пермского края, повышению  рождаемости и привлечению федеральных  финансовых средств. 
 
 
 
 
 

      Заключение

    Одним из основных способов вывода региона  из кризисного состояния и увеличения темпов экономического роста являются региональные целевые программы (РЦП). Это связано с тем, что рыночная экономика не всегда благоприятствует мобилизации финансовых ресурсов, необходимых для регионального экономического роста. Методология программного целевого управления развитием регионов широко распространена в экономически развитых странах, где показала свою эффективность и результативность. Основу этого метода составляет формирование целей, соответствующих ресурсам, необходимым для их реализации, в рамках определенной программы. Отдельная программа представляет собой взаимосвязанные мероприятия, направленные на реализацию одной или нескольких целей. В результате достигается максимальная эффективность планирования и управления региональным экономическим развитием.

    Проведенный анализ разработки и реализации программно-целевого метода в практике регулирования  и прогнозирования территориального развития РФ показал, что к настоящему времени этот метод занял прочное  место в системах государственного управления. Если при этом дополнительно  учесть многочисленные работы по региональному  программированию, которые разворачиваются  во многих регионах – от уровня субъекта Федерации до отдельных муниципальных образований (и городов), то следует признать, что этот метод оказался вполне работоспособным для современных условий формирования системы государственного управления и местного самоуправления при господствующих рыночных отношениях. Программно-целевой метод сегодня широко используется для активизации экономического роста регионов как в форме отраслевых РЦП, так и комплексных, связанных со всеми сферами региональной экономики.

    Наряду с этим целевые программы являются действенным механизмом для создания условий системного и комплексного развития регионов, решения насущных проблем региональной экономики. Они представляют собой гибкий инструментарий обеспечения эффективной и долгосрочной региональной экономической политики, на основании рационального управления региональными экономическими процессами. К основным достоинствам РЦП относятся:

Информация о работе Региональные целевые программы