Проблемы разграничения предметов ведения РФ и субъектов РФ.

Автор: t*************@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 07:58, курсовая работа

Описание работы

Вопросы касающиеся правового статуса субъектов РФ которые в свою очередь касаются проблем разграничения предметов ведения РФ и субъектов РФ являются очень важными вопросами данного исследования как считают исследователи которые занимаются изучением этого вопроса. Ученые приходят к тому что теоретическое незнание организации и деятельности органов государственной власти субъектов Федерации, а так же некачественную правовую основу которая в свою должна решать все возникающие процессы. Каждый год Президента РФ в своих посланиях Федеральному Собранию подчеркивает что нужен совершенный механизм помогающий решить взаимодействие федеральных органов государственной власти.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….....3
Глава 1. Теоретические и методологические основы разграничения предметов ведения РФ и субъектов РФ.
Теоретические………………………………………………..………………………..4
1. 1. Сущность разграничения предметов ведения РФ и субъектов РФ……….....4
1. 2. Разграничение предметов ведения и субъектов как важнейший принцип
федеративного устройства…………………………………………………………….7
1. 3. Конституционно-правовой механизм разграничения предметов ведения
между РФ и субъектами РФ………………………………………………………….11
Глава 2. Анализ проблем разграничения предметов ведения РФ и субъектов
РФ……………………………………………………………………………………....16
2. 1. Конституционные положения о разграничении предметов ведения РФ
и субъектов РФ.…………………………………………………………………...….16
2. 2. Анализ проблемы конституционного нормотворчества субъектов РФ……..18
2. 3. Анализ проблемы определения предметов ведения РФ……………………...20
Глава 3. Совершенствование проблемы разграничения предметов
ведения РФ и субъектов РФ………………………………………………………….23
3. 1. Методы решения проблемы разграничения предметов
ведения РФ и субъектов РФ………………………………………………………….23
Заключение……………………………………………………………………………27
Список использованной литературы………………………………………………..29

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 150.50 Кб (Скачать)
  • сферы государственной и общественной жизни, отрасли экономики и социально-культурного строительства;
  • политический курс и устойчивый вид деятельности;
  • юридические действия;
  • материальные объекты (собственность и т.п.);
  • финансово-денежные средства;
  • государственные и иные институты, органы, организации;
  • руководители, должностные лица;
  • правовые акты (с учетом их иерархии).

     Различные комбинации этих предметов как объектов воздействия, по мнению автора, и отличают компетенцию разных субъектов права.

     Несмотря  на заслуживающую внимания новизну  данного подхода к предметам  ведения, как справедливо отмечает Т.М. Бялкина, что не все из предложенного  перечня может быть бесспорно  отнесено к таковым. Поскольку предметы ведения – это все-таки определенные общественные отношения, возникающие по различным основаниям, на которые воздействует субъект компетенции, то вряд ли целесообразно считать предметами ведения сами материальные объекты, по поводу которых возникают общественные отношения, тем более считать таковыми конкретных должностных лиц.

     Можно согласиться с определением, которое  дает В.Г. Стрекозов: «предмет ведения  – это круг вопросов, решаемых высшими  органами государственной власти с помощью установленных Конституцией и другими законодательными актами полномочий этих органов». В определении, которое дает В.Г. Стрекозов, содержится главная проблема, возникающая при определении предметов ведения субъектов России, а именно: Конституция России не определяет четко круг вопросов, решаемых самостоятельно органами государственной власти субъектов России.

     Кроме того, в тексте Конституции России не содержится термин «предметы ведения  субъектов РФ». Вместо него употребляется  такое понятие, как «вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ» (ст.73, п.4 ст.76 Конституции России).

     Отсутствие  четкого перечня предметов ведения  субъектов России дает возможность  федеральному законодателю постоянно  ограничивать полномочия субъектов России.).

     В связи с вышеизложенным, трудно согласиться  с мнением Ю.В. Кудрявцева, который  говорит о том, что закрепленная схема распределения предметов  ведения и полномочий между Россией  и ее субъектами содействует укреплению федерации, и вместе с тем она способствует определенной самостоятельности субъектов.

     На  наш взгляд целесообразнее было бы в Конституции России перечислить  предметы ведения субъектов федерации  для того, чтобы избежать посягательства органов государственной власти России на компетенцию субъектов Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Совершенствование проблемы разграничения предметов ведения РФ и субъектов РФ.

3. 1. Методы решения  проблемы разграничения  предметов ведения  РФ и субъектов  РФ.

В целях  совершенствования процесса разграничения предметов ведения РФ и субъектов РФ.

- практиковать  предварительное рассмотрение Государственным  советом Российской Федерации  наиболее важных законопроектов, вносимых в Государственную Думу  Президентом Российской Федерации.  При необходимости возможен внеочередной созыв президиума Государственного совета для выработки рекомендаций Президенту по вопросу подписания или отклонения отдельных законов, в особенности принятых путем преодоления вето Совета Федерации;

- принять  федеральный закон по проблемам реализации статьи 72 Конституции Российской Федерации;

- внести  изменения и дополнения в Федеральный  закон о принципах и порядке  разграничения предметов ведения  и полномочий между органами  государственной власти Российской  Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в части более четкого разграничения, конкретизации совместных полномочий и исполнения законов в сфере совместных полномочий;

- провести  экспертизу федеральных нормативных  правовых актов в части выявления вмешательства в компетенцию субъектов Российской Федерации, провести анализ всех федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов в целях выявления случаев вмешательства федерального центра в компетенцию субъектов Российской Федерации, а также неправомерной, излишней детализации, не позволяющей субъектам Федерации осуществлять собственное правовое регулирование по соответствующим вопросам, и составить план работы по внесению в них необходимых изменений и дополнений. Президенту Российской Федерации, Правительству, депутатам Государственной Думы необходимо выйти с законодательной инициативой по приведению федеральных законов в соответствии с Конституцией РФ и по устранению внутренних противоречий в федеральных законах и коллизий между законами;

- отработать  организационные схемы согласительных  процедур по устранению несоответствий  в законодательстве, как региональном, так и федеральном; отработать схемы и механизмы судебных процедур по устранению таких несоответствий;

- необходимо  активизировать работу федеральных  органов исполнительной власти  Российской Федерации по рассмотрению  вопросов по реализации пункта 2 ст. 78 Конституции Российской Федерации, а также воссоздать на федеральном уровне орган, аналогичный Комиссии при Президенте Российской Федерации по подготовке договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Представляется, что таким органом могла бы стать специальная межведомственная комиссия Государственного совета Российской Федерации;

- осуществлять  постоянное совершенствование договоров  и соглашений между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий с целью уточнения либо расширения полномочий последних, при этом они не должны сужать полномочия субъектов либо лишать их отдельных полномочий, уже осуществляемых в соответствии с законодательством; приведения норм регионального законодательства в соответствие с нормами договоров и соглашений; закрепления в новых федеральных законах наиболее эффективных механизмов взаимодействия федеральных и региональных органов власти по отдельным предметам совместного ведения, появившихся в ходе реализации конкретных соглашений; уточнить ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора, включая компенсацию вызванных этими обстоятельствами финансовых потерь; уточнения основных направлений развития государственной региональной политики.

Разработать и принять концепцию распределения  налоговых поступлений и бюджетного регулирования между уровнями власти в соответствии с разграничением полномочий и предметов ведения. При этом главной идеей данной концепции должна стать необходимость создания общегосударственной методики формирования межбюджетных отношений федерального и регионального уровней, обеспечивающей гарантированное выполнение конституционных полномочий властными структурами всех уровней по социально-экономическому развитию территорий и выполнение государственных гарантий всем гражданам на уровне социальных стандартов и финансовых нормативов; решить вопрос о критериях (нормативах) определения объемов финансовых затрат для исчисления расходных полномочий бюджетов всех уровней на основе установления государственных минимальных социальных стандартов. Уточнить принципы, критерии и механизм распределения бюджетного Фонда развития регионов. Закрепить законодательно новую методику выделения трансфертов и, соответственно, пересмотреть деятельность ныне существующих фондов региональной поддержки с тем, чтобы выработать прозрачный механизм выделения из бюджета субсидий и региональных трансфертов.

Система органов государственной власти в Российской Федерации также  должна быть адекватна основным принципам  разграничения полномочий между  уровнями власти.

При этом в рамках компетенции Российской Федерации необходимо обеспечить эффективную государственную власть, исключив какое-либо дублирование функций, конкуренцию полномочий и структур органов власти разных уровней.

Обеспечить  правовое закрепление участия представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в разработке законопроектов федеральными органами исполнительной власти, а также учет их замечаний и предложений.

С учетом статуса Государственного совета Российской Федерации как органа, призванного  обеспечить гармоничное сочетание интересов Центра и регионов, представляется целесообразным законодательно возложить на Государственный совет функции по общей координации выработки государственной политики в сфере федеративных отношений, а также наделить Государственный совет определенными контрольными функциями в отношении реализации государственной политики в сфере федеративных отношений.

Для воплощения настоящей Концепции в жизнь  необходима разработка и утверждение  на федеральном уровне плана реализации Концепции, с указанием перечня конкретных мероприятий, сроков их проведения и определением ответственных исполнителей. Концепция может быть реализована лишь при условии согласованного взаимодействия законодательных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов публичной власти всех уровней.

Основными итогами четкого разграничения  предметов ведения  РФ и субъектов РФ между органами публичной власти различных уровней должны стать:

- подъем экономического потенциала как Российской Федерации в целом, так и каждого из субъектов Российской Федерации, каждого муниципального образования,

- обеспечение неукоснительного соблюдения конституционных прав граждан, подъем уровня жизни в стране в целом,

- полноценное осуществление государственной власти на федеральном и региональном уровнях, а также местного самоуправления,

- повышение международного авторитета Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Основу  Российского федеративного устройства составляют ее субъекты, многие из них  имеют свои, базирующиеся на законах  и традициях, отношения с Центром. Невозможно одним законом или даже принятием новой конституции, раз и навсегда разрешить все существующие сегодня проблемы. Для того чтобы не допустить крайностей и не разрушить стабильность в обществе, важно установить оптимальное соотношение двух федеративных начал – единства и многообразия. Очевиден тот факт, что федерация и ее субъекты должны строить свои отношения только с учетом необходимости сохранения баланса интересов. Формирование полноценной федерации сегодня входит в число приоритетных задач государственной национальной и региональной политики.

     Исключительные  полномочия федеральных органов  затрагивают далеко не все сферы  деятельности граждан и общественной жизни. Но именно в этих сферах проявляется  суверенитет и территориальное верховенство Российской Федерации, ее назначение обеспечивать общие интересы многонационального населения страны.

     Конституция РФ дает преимущества субъектам в  том смысле, что законы, изданные субъектами Федерации в пределах их исключительной компетенции, имеют верховенство по отношению к федеральному закону. Все договоры по разграничению полномочий должны проходить обязательную процедуру утверждения федеральным законом.

     Уже приведены в соответствие с федеральным  законодательством около 4,5 тыс. региональных законодательных актов, однако противоречия в законотворческой деятельности федеральной и региональной власти остаются. Необходимо внести и существенные корректировки в существующие федеральные законы, регламентирующие распределение полномочий между уровнями власти.

     Проблемы  разграничения предметов ведения  РФ и субъектов РФ стали решаться в последний период более интенсивно, но остается еще достаточно много  нерешенных вопросов стратегического  характера.

     К исключительному ведению отнесены вопросы, которые должны быть отнесены к предметам совместного ведения или даже самой Конституцией трактуются как таковые. В частности, порядок внесения поправок в Конституцию, обозначенный ст.136, достаточно убедительно свидетельствует о том, что изменение Конституции Российской Федерации без участия субъектов Российской Федерации невозможно, но п. «а» ст. 71 и ч. 1 ст. 76 Конституции относят изменение Конституции к исключительному ведению Федерации.

Кратко  сформулируем основные проблемы в изучаемой  сфере на данном этапе:

  1. Вместо того, чтобы более детально распределить предметы ведения 

ведения РФ и субъектов РФ предпринимается  поспешная попытка разделить  полномочия.

  1. Не определены исчерпывающим образом полномочия Российской Федерации, но исчерпывающим образом ограничены полномочия субъектов федерации.
  2. Игнорируется основной принцип: полномочия должны передаваться на тот уровень власти, на котором их реализация будет наиболее рациональной и эффективной.
  3. На федеральный уровень переданы полномочия в части контроля и надзора, управления ресурсами. Полномочия РФ не предполагают ответственности федеральных органов государственной власти перед местным населением.
  4. Предпринята попытка разграничить все полномочия при помощи одного Закона, в котором невозможно учесть в особенности отраслей законодательства.
  5. Отсутствует взаимодействие между федеральными органами государственной власти (службами, министерствами).

Информация о работе Проблемы разграничения предметов ведения РФ и субъектов РФ.