Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 18:28, курсовая работа
Целью данной работы является:
- определить перспективы развития муниципального управления в современной России
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- теоретический анализ литературы по проблеме исследования
- рассмотреть содержание понятия муниципальное управление
- изучить основные концепции муниципального управления
- выявить подходы к развитию муниципального управления в современной науке
- изучить нормативные основания муниципального управления в России
- проанализировать состояние муниципального управления в России
Введение
Глава I. Теоретические аспекты муниципального управления
1.1 Содержание понятия «муниципальное управление»
1.2 Основные концепции муниципального управления
1.3 Зарубежный опыт организации местного самоуправления
Глава II. Проблемы и перспективы муниципального управления в современной России
2.1 Система местного самоуправления в современной России
2.2 Нормативно - правовые основания системы муниципального управления в России
2.3 Проблемы и перспективы развития системы местного самоуправления в России
Заключение
Терминологический справочник
Список литературы
В-пятых, устав муниципального
образования устанавливает
В-шестых, уставом муниципального образования определяются экономическая и финансовая основа осуществления местного самоуправления, общий порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.
В-седьмых, в уставе муниципального
образования могут
Кроме устава на муниципальном уровне принимаются и другие нормативные правовые акты, регламентирующие отдельные вопросы организации и деятельности местного самоуправления: регламенты представительных органов, положения о территориальном общественном самоуправлении и др.
Таким образом, правовую основу местного самоуправления в Российской Федерации составляют нормативные правовые акты, регулирующие вопросы организации и деятельности местного самоуправления.
2.3 Проблемы и перспективы развития системы местного самоуправления в России
Возрождение местного самоуправления в нашей стране связано с общими демократическими преобразованиями, инициированными перестройкой. Причем непосредственным стимулом послужили не политические, а экономические мотивы. Постановление «О проведении в 1990 году экспериментальной отработки механизма хозяйствования на основе самоуправления и самофинансирования» Совета Министров СССР и Совета Министров РСФСР от 12 января 1990 г. представляли собой попытку децентрализации управления на основе хозрасчета - модели, которая, как тогда считалось, способна пробудить инициативу не только в трудовых коллективах, но и в органах власти.
Новый этап развития местного самоуправления начался с принятием 12 декабря 1993 года новой Конституции Российской Федерации. Она определяет суть местного самоуправления как «самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью» (ст. 130). Комментируя конституционные гарантии местного самоуправления, судья Конституционного суда Российской Федерации А.Я. Слива указывает, что формула, аналогичная той, что прописана в ст. 12 Конституции: «В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление», _ в Основном законе страны используется еще только по отношению к правам человека. «Это означает, что право на местное самоуправление как коллективное право сообщества граждан» неотчуждаемо, его никто не может отнять», как никто не может отнять у человека его права. [11, стр. 28]
В соответствии со статьей 34 ФЗ № 131 структура органов местного
самоуправления состоит из двух частей:
обязательной и необязательной. Обязательная
часть предусматривает наличие следующих
элементов: представительный орган муниципального
образования, глава муниципального образования,
местная администрация (исполнительно-
Возможные сочетания трех устойчивых элементов системы муниципального управления представительного органа, местной администрации и высшего должностного лица основываются на следующих вариантах распределения полномочий местного сообщества (ст. 36 ФЗ № 131):
1. Непосредственно делегируемые населением полномочия реализуются в различных пропорциях в компетенции представительного органа и выборного высшего должностного лица.
2. Все непосредственно
делегируемые населением
3. Все непосредственно делегируемые населением полномочия реализуются в компетенции выборного должностного лица (при этом контрольные полномочия население оставляет за собой и реализует их посредством сходов и референдумов)
Применение того или иного варианта делегирования полномочий зависит от численности населения муниципального образования и размеров его территории, от объема и сложности решаемых вопросов, социально политической ситуации.
При этом используются организационные модели, которые в мировой практике классифицируются как «сильный совет - сильный мэр», если глава муниципального образования в соответствии с уставом избирается на муниципальных выборах, или «сильный совет - слабый мэр» если глава муниципального образования в соответствии с уставом избирается представительным органом из своего состава.
Местное самоуправление,
укрепляя основы народовластия, создавая
условия жизнедеятельности
Но в то же время реализация многих из перечисленных задач, обеспечение определенного уровня жизни населения осуществляется не в государстве вообще, а в конкретных территориальных образованиях компактного проживания граждан - муниципальных образованиях. Именно здесь должны быть прежде всего созданы условия для реализации гарантированных государством прав и свобод, а также обеспечена возможность благоустроенного проживания.
Местное самоуправление позволяет оптимизировать использование общенациональных ресурсов. Местные сообщества способны решать свои проблемы в наиболее эффективных формах, с учетом конкретных условий каждой отдельной территории. Поэтому реально действующее местное самоуправление позволяет государственной власти сконцентрироваться на решении проблем федерального и регионального уровня, способствует повышению эффективности государственного управления.
Органы государственной власти должны не только создавать правовую и экономическую основы деятельности муниципальной власти, но и разъяснять населению государственную политику в области развития местного самоуправления, способствовать тому, чтобы граждане имели реальную возможность участвовать в решении вопросов местного значения.
Причина происходящего кроется в том, что местное управление в России обладает широким спектром полномочий, но практическая реализация полномочий органов местного управления во многом осложняется трудностями как объективного, так и субъективного характера. До настоящего времени законодательно не закреплены за местными бюджетами помимо части общегосударственных налоговых поступлений собственные доходные источники на базе налогов с физических лиц, налогов на собственность, земельных платежей, местных налогов и сборов. Средства, полученные на местах от местных налогов и сборов, установленных федеральным законодательством, поступают в распоряжение вышестоящих органов, которые потом часть этих средств (около 25-30%) возвращают местам. Если жизненные силы местных сообществ не реализуются, потенциалы их заморожены, а население не проявляет активности, тогда нет источника развития общества, нет надежды на его полное возрождение.
Для дальнейшей работы конкретизируем выявленные проблемные зоны:
§ Несогласованность
и несистематизированность
§ Неполное и непоследовательное законодательное регулирование вопросов организации и деятельности местного самоуправления. Нормы Конституции Российской Федерации и принятых нормативных правовых актов не исчерпывают необходимое правовое обеспечение осуществления местного самоуправления, что мешает финансовой самостоятельности местного самоуправления.
§ Отсутствие четкого
правового разграничения
§ Недостаточное обеспечение
финансово - экономической самостоятельност
§ Нехватка квалифицированных муниципальных кадров.
К основным направлениям и задачам реформирования системы местного самоуправления относят.
Направление |
Задачи |
|
Налоги и бюджет |
§ Завершение в рамках налоговой и бюджетной реформ формирования финансово - экономической базы местного самоуправления, совершенствование системы бюджетного и налогового регулирования § Обеспечение минимальных местных бюджетов путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов, устанавливаемых на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности, с учетом специфики муниципальных образований |
|
Наделение полномочиями органы местной власти |
Разграничение полномочий и соответствующих материальных и финансовых ресурсов между: § федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; § органами государственной власти (федеральными и субъектов Российской Федерации) и органами местного самоуправления; § органами местного самоуправления, в случае если на территории муниципального образования имеются другие муниципальные образования; |
|
Контроль |
§ Формирование системы эффективного государственного контроля за соблюдением органами местного самоуправления федерального законодательства и законодательства соответствующего субъекта Российской Федерации § Обеспечение стабильной нормативной правовой базы экономической деятельности муниципальных образований |
|
Переход к рыночным отношениям, базирующимся на экономических методах управления, требует, с одной стороны, знания и использования традиционных подходов к управлению, когда во главу угла ставится контроль над людьми, обеспечение стабильности и создание вертикальной структуры управления (т.е. во главе управляющей ячейки стоит руководитель, осуществляющий единоличное руководство и выполняющий все функции управления). С другой - изучения и применения новых подходов к управлению, предполагающих использование инициативы и творческих способностей людей, поиск новых взглядов, норм и ценностей, открытый доступ к информации. Эти требования в первую очередь касаются местного управления, т.к. это основа государства.
В современном обществе ярко выражена необходимость качественного управления, что обусловлено ужесточением конкуренции регионов за инвестиции и квалифицированную рабочую силу, ускорением научно - технического прогресса, с чем связан рост уровня потребностей населения.
Местное управление относится к числу традиционных демократических институтов и выступает представительным органом государства. Основой этой системы являются местные представительные органы, осуществляющие функцию представительства населения в рамках соответствующих административно - территориальных единиц, и формирующиеся населением в результате свободных, прямых выборов.
Местное самоуправление,
укрепляя основы народовластия, создавая
условия жизнедеятельности
Заключение
В работе были рассмотрены основные концепции муниципального управления, понятия муниципального управления, система местного самоуправления в современной России, а также рассмотрение зарубежного опыта организации местного самоуправления.
Муниципальное управление - это практическое, организующее и регулирующее воздействие местных органов власти на общественную жизнедеятельность населения муниципального образования в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на их властную силу.
Содержанием муниципального управления являются все процессы управления социально-экономическими системами и объектами муниципального образования.
Обладает признаками критерия:
возможность самостоятельного существования территориального образования (автономный бюджет, административный контроль над подведомственными ему территориями);
отсутствие непосредственной (вертикальной) подчиненности местного органа власти вышестоящему органу государственной власти;
участие населения территории муниципального образования в процессах принятия решений по вопросам местного значения;
выборность местных органов власти, их подотчетность населению;
гарантии социальной защиты населения со стороны органов местного самоуправления.
Местное управление в
его современном понимании
Информация о работе Проблемы и перспективы муниципального управления в современной России