Проблемы и перспективы муниципального управления в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 18:28, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является:
- определить перспективы развития муниципального управления в современной России
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- теоретический анализ литературы по проблеме исследования
- рассмотреть содержание понятия муниципальное управление
- изучить основные концепции муниципального управления
- выявить подходы к развитию муниципального управления в современной науке
- изучить нормативные основания муниципального управления в России
- проанализировать состояние муниципального управления в России

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические аспекты муниципального управления
1.1 Содержание понятия «муниципальное управление»
1.2 Основные концепции муниципального управления
1.3 Зарубежный опыт организации местного самоуправления
Глава II. Проблемы и перспективы муниципального управления в современной России
2.1 Система местного самоуправления в современной России
2.2 Нормативно - правовые основания системы муниципального управления в России
2.3 Проблемы и перспективы развития системы местного самоуправления в России
Заключение
Терминологический справочник
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая МУ.doc

— 216.00 Кб (Скачать)

В-пятых, устав муниципального образования устанавливает основания  и виды ответственности органов  и должностных лиц местного самоуправления. Уставом муниципального образования  в соответствии с законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрена возможность отзыва населением депутата, члена выборного местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.

В-шестых, уставом муниципального образования определяются экономическая и финансовая основа осуществления местного самоуправления, общий порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.

В-седьмых, в уставе муниципального образования могут регулироваться вопросы организации местного самоуправления, обусловленные компактным проживанием на территории муниципального образования национальных групп и общностей, коренных (аборигенных) народов, казачества с учетом исторических и иных местных традиций. Устав муниципального образования может содержать и другие положения об организации местного самоуправления, о компетенции и порядке деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления в соответствии с законами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.

Кроме устава на муниципальном уровне принимаются и другие нормативные правовые акты, регламентирующие отдельные вопросы организации и деятельности местного самоуправления: регламенты представительных органов, положения о территориальном общественном самоуправлении и др.

Таким образом, правовую основу местного самоуправления в Российской Федерации составляют нормативные  правовые акты, регулирующие вопросы  организации и деятельности местного самоуправления.

2.3 Проблемы и перспективы развития системы местного самоуправления в России

Возрождение местного самоуправления в нашей стране связано с общими демократическими преобразованиями, инициированными  перестройкой. Причем непосредственным стимулом послужили не политические, а экономические мотивы. Постановление  «О проведении в 1990 году экспериментальной отработки механизма хозяйствования на основе самоуправления и самофинансирования» Совета Министров СССР и Совета Министров РСФСР от 12 января 1990 г. представляли собой попытку децентрализации управления на основе хозрасчета - модели, которая, как тогда считалось, способна пробудить инициативу не только в трудовых коллективах, но и в органах власти.

Новый этап развития местного самоуправления начался с принятием 12 декабря 1993 года новой Конституции  Российской Федерации. Она определяет суть местного самоуправления как «самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью» (ст. 130). Комментируя конституционные гарантии местного самоуправления, судья Конституционного суда Российской Федерации А.Я. Слива указывает, что формула, аналогичная той, что прописана в ст. 12 Конституции: «В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление», _ в Основном законе страны используется еще только по отношению к правам человека. «Это означает, что право на местное самоуправление как коллективное право сообщества граждан» неотчуждаемо, его никто не может отнять», как никто не может отнять у человека его права. [11, стр. 28]

В соответствии со статьей 34 ФЗ № 131 структура органов местного самоуправления состоит из двух частей: обязательной и необязательной. Обязательная часть предусматривает наличие следующих элементов: представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования). Кроме обязательной части в структуре органов в зависимости от сложности муниципального образования могут быть и другие элементы: контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.[11, стр.28]

Возможные сочетания  трех устойчивых элементов системы муниципального управления представительного органа, местной администрации и высшего должностного лица основываются на следующих вариантах распределения полномочий местного сообщества (ст. 36 ФЗ № 131):

1. Непосредственно делегируемые  населением полномочия реализуются в различных пропорциях в компетенции представительного органа и выборного высшего должностного лица.

2. Все непосредственно  делегируемые населением полномочия  реализуются в компетенции представительного  органа

3. Все непосредственно делегируемые населением полномочия реализуются в компетенции выборного должностного лица (при этом контрольные полномочия население оставляет за собой и реализует их посредством сходов и референдумов)

Применение того или  иного варианта делегирования полномочий зависит от численности населения муниципального образования и размеров его территории, от объема и сложности решаемых вопросов, социально политической ситуации.

При этом используются организационные  модели, которые в мировой практике классифицируются как «сильный совет - сильный мэр», если глава муниципального образования в соответствии с уставом избирается на муниципальных выборах, или «сильный совет - слабый мэр» если глава муниципального образования в соответствии с уставом избирается представительным органом из своего состава.

Местное самоуправление, укрепляя основы народовластия, создавая условия жизнедеятельности людей, стабилизируя политическую систему, является важным механизмом обеспечения единства страны. Именно развитое местное самоуправление может быть одной из наиболее надежных гарантий обеспечения целостности государства. Оно - тот цементирующий раствор, который скрепляет государственную целостность России.

Но в то же время  реализация многих из перечисленных  задач, обеспечение определенного уровня жизни населения осуществляется не в государстве вообще, а в конкретных территориальных образованиях компактного проживания граждан - муниципальных образованиях. Именно здесь должны быть прежде всего созданы условия для реализации гарантированных государством прав и свобод, а также обеспечена возможность благоустроенного проживания.

Местное самоуправление позволяет оптимизировать использование  общенациональных ресурсов. Местные  сообщества способны решать свои проблемы в наиболее эффективных формах, с учетом конкретных условий каждой отдельной территории. Поэтому реально действующее местное самоуправление позволяет государственной власти сконцентрироваться на решении проблем федерального и регионального уровня, способствует повышению эффективности государственного управления.

Органы государственной  власти должны не только создавать  правовую и экономическую основы деятельности муниципальной власти, но и разъяснять населению государственную  политику в области развития местного самоуправления, способствовать тому, чтобы граждане имели реальную возможность участвовать в решении вопросов местного значения.

Причина происходящего  кроется в том, что местное  управление в России обладает широким  спектром полномочий, но практическая реализация полномочий органов местного управления во многом осложняется трудностями как объективного, так и субъективного характера. До настоящего времени законодательно не закреплены за местными бюджетами помимо части общегосударственных налоговых поступлений собственные доходные источники на базе налогов с физических лиц, налогов на собственность, земельных платежей, местных налогов и сборов. Средства, полученные на местах от местных налогов и сборов, установленных федеральным законодательством, поступают в распоряжение вышестоящих органов, которые потом часть этих средств (около 25-30%) возвращают местам. Если жизненные силы местных сообществ не реализуются, потенциалы их заморожены, а население не проявляет активности, тогда нет источника развития общества, нет надежды на его полное возрождение.

Для дальнейшей работы конкретизируем выявленные проблемные зоны:

§ Несогласованность  и несистематизированность локальных  нормативных актов и законодательства Российской Федерации о местном  самоуправлении. Ряд федеральных  нормативных правовых актов, в первую очередь принятых до вступления в силу Конституции Российской Федерации, содержат положения, не соответствующие конституционному статусу местного самоуправления.

§ Неполное и непоследовательное законодательное регулирование  вопросов организации и деятельности местного самоуправления. Нормы Конституции Российской Федерации и принятых нормативных правовых актов не исчерпывают необходимое правовое обеспечение осуществления местного самоуправления, что мешает финансовой самостоятельности местного самоуправления.

§ Отсутствие четкого  правового разграничения полномочий между органами государственной  власти (федеральными и субъектов  Российской Федерации) и органами местного самоуправления

§ Недостаточное обеспечение  финансово - экономической самостоятельности муниципальных образований.

§ Нехватка квалифицированных  муниципальных кадров.

К основным направлениям и задачам реформирования системы  местного самоуправления относят.

 

Направление

Задачи

 

Налоги и  бюджет

§ Завершение в рамках налоговой и бюджетной реформ формирования финансово - экономической базы местного самоуправления, совершенствование системы бюджетного и налогового регулирования

§ Обеспечение минимальных  местных бюджетов путем закрепления  доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов, устанавливаемых на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности, с учетом специфики муниципальных образований

 

Наделение полномочиями органы местной власти

Разграничение полномочий и соответствующих материальных и финансовых ресурсов между:

§ федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов  Российской Федерации;

§ органами государственной  власти (федеральными и субъектов  Российской Федерации) и органами местного самоуправления;

§ органами местного самоуправления, в случае если на территории муниципального образования имеются другие муниципальные  образования;

 

Контроль

§ Формирование системы  эффективного государственного контроля за соблюдением органами местного самоуправления федерального законодательства и законодательства соответствующего субъекта Российской Федерации

§ Обеспечение стабильной нормативной правовой базы экономической  деятельности муниципальных образований

 
     

Переход к рыночным отношениям, базирующимся на экономических методах управления, требует, с одной стороны, знания и использования традиционных подходов к управлению, когда во главу угла ставится контроль над людьми, обеспечение стабильности и создание вертикальной структуры управления (т.е. во главе управляющей ячейки стоит руководитель, осуществляющий единоличное руководство и выполняющий все функции управления). С другой - изучения и применения новых подходов к управлению, предполагающих использование инициативы и творческих способностей людей, поиск новых взглядов, норм и ценностей, открытый доступ к информации. Эти требования в первую очередь касаются местного управления, т.к. это основа государства.

В современном обществе ярко выражена необходимость качественного  управления, что обусловлено ужесточением конкуренции регионов за инвестиции и квалифицированную рабочую силу, ускорением научно - технического прогресса, с чем связан рост уровня потребностей населения.

Местное управление относится  к числу традиционных демократических  институтов и выступает представительным органом государства. Основой этой системы являются местные представительные органы, осуществляющие функцию представительства населения в рамках соответствующих административно - территориальных единиц, и формирующиеся населением в результате свободных, прямых выборов.

Местное самоуправление, укрепляя основы народовластия, создавая условия жизнедеятельности людей, стабилизируя политическую систему, является важным механизмом обеспечения единства страны. Именно развитое местное самоуправление может быть одной из наиболее надежных гарантий обеспечения целостности государства. Оно - тот цементирующий раствор, который скрепляет государственную целостность России.

Заключение

В работе были рассмотрены  основные концепции муниципального управления, понятия муниципального управления, система местного самоуправления в современной России, а также рассмотрение зарубежного опыта организации местного самоуправления.

Муниципальное управление - это практическое, организующее и  регулирующее воздействие местных органов власти на общественную жизнедеятельность населения муниципального образования в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на их властную силу.

Содержанием муниципального управления являются все процессы управления социально-экономическими системами и объектами муниципального образования.

Обладает признаками критерия:

возможность самостоятельного существования территориального образования (автономный бюджет, административный контроль над подведомственными  ему территориями);

отсутствие непосредственной (вертикальной) подчиненности местного органа власти вышестоящему органу государственной  власти;

участие населения территории муниципального образования в процессах  принятия решений по вопросам местного значения;

выборность местных органов власти, их подотчетность населению;

гарантии социальной защиты населения со стороны органов  местного самоуправления.

Местное управление в  его современном понимании стало  формироваться на рубеже XVIII - XIX веков. В общественной науке сложились две основные теории местного управления: общественная и государственная с различными модификациями и вариантами. С течением времени пришли к выводу: согласно теориям местного управления, муниципальная власть, с одной стороны, является частью социальной системы, несет на себе ее интересы, а с другой стороны, является структурой в государстве и несет в себе его функции. Местное управление в системе публичной власти является наиболее приближенным к населению, обладает значительной автономией и самостоятельностью в решении вопросов местного значения.

Информация о работе Проблемы и перспективы муниципального управления в современной России