Принципы права социального обеспечения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 18:47, реферат

Описание работы

Показателем самостоятельности той или иной отрасли права является наличие не только отдельного предмета и метода правового регулирования общественных отношений, но и специфических отраслевых принципов правового регулирования.

Содержание

Понятие принципов права социального обеспечения и их классификация…………………………………………………………………….2
Действие общеправовых принципов в сфере социального обеспечения………………………………………………………………………..6
Общая характеристика межотраслевых, отраслевых и внутриотраслевых принципов……………………………………………………9

Работа содержит 1 файл

масляев реферат.docx

— 32.39 Кб (Скачать)

     Федеративный  характер государственного устройства России закреплен в статье 1 Конституции  и развивается в положениях статьи 5. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной  целостности, единстве системы государственной  власти, разграничении предметов  ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной  власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении  народов в Российской Федерации.

     Предметы  ведения и полномочий Российской Федерации, ее субъектов, а также  предметы их совместного ведения  и полномочий, установленные нормами  главы 3 Конституции Российской Федерации, реализуются в деятельности органов  государственной власти федерального уровня и уровня субъектов Федерации, определяя их компетенцию, в том  числе и в социальной сфере. Исходя из конституционно установленного разграничения  предметов ведения и полномочий в государственной системе социального  обеспечения выделяются федеральный  уровень и уровень субъектов  Федерации.

     3.Общая характеристика межотраслевых, отраслевых и внутриотраслевых принципов.

     Для ряда отраслей права, нормы которых  регулируют общественные отношения, связанные  с реализацией гражданами предоставленных  им прав, общими являются, например, следующие  принципы: обеспечение достойной  жизни и свободного развития человека, обеспечение государственной поддержки  семьи, материнства, отцовства и  детства, инвалидов и пожилых  граждан, запрещение принудительного труда и др. Это так называемые межотраслевые принципы, наиболее характерные для таких отраслей права, как трудовое, семейное, право социального обеспечения. В российском законодательстве последних лет, регулирующем отдельные институты социального обеспечения, прослеживается тенденция закрепления внутриотраслевых принципов непосредственно в нормах права. Так, в ст. 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» указаны следующие принципы социального обслуживания:

  1. адресность, доступность, добровольность;
  2. гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, конфиденциальность, профилактическая направленность.

     Постановлением  Правительства РФ от 7 августа 1995 г. была одобрена концепция реформы системы пенсионного обеспечения, в которой выделялись следующие принципы:

  • каждый имеет право на государственное пенсионное обеспечение в случае утраты трудоспособности вследствие старости, инвалидности, при потере кормильца и в иных случаях, установленных законом;
  • каждый работающий по найму подлежит обязательному государственному пенсионному страхованию;
  • каждый застрахованный по обязательному государственному пенсионному страхованию имеет право на трудовую пенсию в соответствии с продолжительностью страхования и заработком, с которого уплачивались страховые взносы;
  • финансирование государственного пенсионного обеспечения основывается на принципе солидарности, включая солидарность поколений, субъектов Российской Федерации и отраслей экономики;

     средства  обязательного государственного пенсионного  страхования используются исключительно  на пенсионное обеспечение застрахованных по правилам и нормам, установленным  законом. Часть этих средств централизуется и перераспределяется в целях  обеспечения пенсионных гарантий граждан  независимо от их места жительства на территории Российской Федерации. Расходы  на пенсионное обеспечение лиц, не участвовавших  в пенсионном страховании, покрываются  за счет средств федерального бюджета.

     Принцип солидарности поколений при финансировании трудовых пенсий подвергся корректировке  в Программе пенсионной реформы  в Российской Федерации, одобренной Постановлением Правительства РФ от 20 мая 1998 г. В частности, в ней указывалось: «В целях повышения долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы предлагается поэтапное, в полном соответствии с организационными и финансовыми возможностями государства и существующей пенсионной системы, введение накопительных механизмов в систему государственного пенсионного страхования».

     Введение  накопительного механизма, на наш взгляд, возможно было лишь при наличии следующих  условий: экономическая стабильность в государстве, усовершенствование оплаты труда, ликвидация ее задолженности, повышение ее уровня, пересмотр налогового законодательства, обеспечение занятости  населения, так как низкооплачиваемые  категории граждан, лица, не получающие зарплату, не имеющие работу, не могут  участвовать в накопительной  системе, а в будущем – рассчитывать на достойную пенсию.

     Реальная  действительность России не отвечает предъявленным требованиям. Замена распределительного пенсионного обеспечения  накопительным расценивается специалистами  как эксперимент с непредсказуемыми последствиями, затрагивающий жизненные интересы десятков миллионов людей.

     С 1 января 2002 г. в России завершена реформа пенсионного обеспечения. Принятые законы коренным образом изменили идеологию, направленность, структуру, содержание, принципы пенсионного обеспечения, ввели обязательную индивидуально-накопительную систему.

     Таким образом, на примере перехода от распределительной  к накопительной системе пенсионного  обеспечения мы видим, что принципы правового регулирования общественных отношений – это не застывшая  догма, а развивающаяся правовая категория, на которую оказывают  влияние многочисленные факторы.

     Под принципами права социального обеспечения  понимаются основополагающие идеи, руководящие  начала, которые, с одной стороны, характеризуют внутреннее единство данной отрасли права, ас другой –  указывают основные тенденции ее развития.

     Ученые, занимающиеся исследованиями в области  социального обеспечения, по-разному  формулируют отраслевые принципы, не совпадает и их количество у различных  авторов.

     Так, например, В.Ш. Шайхатдинов к отраслевым принципам относит:

  • связь обеспечения, как правило, с трудом;
  • обеспечение не только граждан, но и их семей;
  • свободу приобретения гражданами своих прав и распоряжениями;
  • приоритет в обеспечении некоторых категорий граждан;
  • зависимость уровня обеспечения от прожиточного минимума.

    Конечно, можно оспаривать формулировки отдельных  принципов, их полноту, но нельзя отрицать объективность их существования  и определяющее воздействие на развитие права социального обеспечения.

     Нам представляется наиболее удачными формулировка и разработка принципов права  социального обеспечения, предложенные Э.Г. Тучковой. В частности, она выделяет следующие принципы:

  • осуществление социального обеспечения за счет как страховых платежей, так и средств бюджета;
  • дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств;
  • обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума;
  • гарантированность социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми;
  • многообразие видов социального обеспечения;
  • участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав.

     На  наш взгляд, перечисленные выше принципы следует дополнить принципом  всеобщности социального обеспечения. 
 
 
 
 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бабич А.М, Жильцов Е.Ж. Экономика социального страхования. М. 2002.
  2. Батыгин К. С, Симоненко Г.С. Пособия то государственному социальному страхованию. Законодательство и комментарии. М. 2002.
  3. Братчикова Н.В. Комментарий к закону «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». М. 2003.
  4. Братчикова Н.В. Комментарий к закону «О негосударственных пенсионных фондах». М. 2005.
  5. Братчикова Н.В. Особенности начисления пособия по временной нетрудоспособности // Право и экономика. 2004. №2.
  6. Братчикова Н.В. Правовое регулирование обязательного пенсионного страхования // Право и экономика. 2005. №6.
  7. Буянова М.О. Социальное обслуживание граждан России в условиях рыночной экономики. М. 2004.,
  8. Буянова М.О., Кондратьева ЗА., Кобзева СИ. Право социального обеспечения: Учебное пособие. Особенная часть. М. 2001.

     9. Воронин Ю. Каким должен быть  новый пенсионный закон // Хозяйство

    10. Долженкова ГД. Правовое регулирование  основных видов социального обеспечения  осужденных // Журнал российского права. 2002. №7.

     11.Захаров М.Ж, Севастьянова В.Б., Тучкова Э.Г. Комментарий к новому пенсионному законодательству. М. 2004.

    1. Захаров МЛ., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения. М. 2005.

Информация о работе Принципы права социального обеспечения