Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 18:47, реферат
Показателем самостоятельности той или иной отрасли права является наличие не только отдельного предмета и метода правового регулирования общественных отношений, но и специфических отраслевых принципов правового регулирования.
Понятие принципов права социального обеспечения и их классификация…………………………………………………………………….2
Действие общеправовых принципов в сфере социального обеспечения………………………………………………………………………..6
Общая характеристика межотраслевых, отраслевых и внутриотраслевых принципов……………………………………………………9
СОДЕРЖАНИЕ
Показателем
самостоятельности той или иной
отрасли права является наличие
не только отдельного предмета и метода
правового регулирования
В теории права под правовыми принципами (принципами права) понимаются исходные нормативно-руководящие начала (положения), которые выражают главное в сущности права, на базе которого оно возникает, развивается и функционирует.
В
течение долгого времени эта
формулировка оставалась традиционной,
однако в последние годы взгляды
специалистов стали меняться. Споры
обычно сводятся к тому, являются ли
принципы права только «руководящими
идеями» или они должны быть закреплены
в нормах. Представляется, что закрепление
правовых принципов в нормах права
- это то, к чему должна стремиться
правовая система любого социального,
цивилизованного государства. В
условиях же переходного периода, нестабильности
экономики, падения политических и
моральных устоев общества законодательно
реализовать в нашей стране данную
задачу весьма сложно, хотя существуют
отдельные положительные
· устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;
· всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;
· государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;
· государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
· паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;
· обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;
· ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;
· обеспечение надзора и общественного контроля;
· автономность финансовой системы обязательного социального страхования.
До настоящего времени кодифицированного нормативного акта (основ законодательства или кодекса), где были бы зафиксированы принципы социального обеспечения, не существует. Они содержатся в различных федеральных законах, других нормативным актах, которые составляют содержание отдельных институтов права социального обеспечения. Данные принципы, например, отражены в постановлении Правительства РФ от 07.08.1995 № 790, одобрившем Программу пенсионной реформы в Российской Федерации, Федеральном законе от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и ряде других.
В настоящее время в связи с происходящими изменениями в экономической политике государства, проводящейся реформой пенсионного обеспечения трансформируются и принципы права социального обеспечения, изменяются их формулировки. Однако некоторые идеи, сформулированные в начале XX в., не потеряли своей актуальности и сегодня.
В
историческом аспекте значительное
влияние на формирование принципов
права социального обеспечения
оказала рабочая страховая
1)
что государственное
2) страхование должно охватывать всех лиц наемного труда и их семейств;
3)
все застрахованные должны
4)
всеми видами страхования
Принципы
права социального обеспечения
отражают объективно сложившиеся закономерности
развития общества, состояние экономики,
вытекают из содержания социальной политики
государства в сфере
Таким образом, под принципами права социального обеспечения понимаются основополагающие идеи, руководящие начала, которые, с одной стороны, характеризуют внутреннее единство данной отрасли права, а с другой - указывают основные тенденции ее развития.
Классификация принципов по сфере действия такова:
· общеправовые принципы, свойственные всем отраслям права (гуманизм, демократизм, принцип социальной справедливости, признания и гарантированности прав и свобод человека и гражданина, равенство всех перед законом, презумпции невинности и т.д.);
· межотраслевые принципы, которые отражают единые черты нескольких отраслей права (государственная защита материнства и детства);
· отраслевые принципы, характеризующие отдельную отрасль права (всеобщность права социального обеспечения, социальное обеспечение за счет обязательных платежей во внебюджетные фонды, государственного бюджета, негосударственных пенсионных фондов и др.);
· внутриотраслевые принципы, касающиеся отдельных институтов отраслей права (принципы пенсионного обеспечения, социального обслуживания, обязательного медицинского страхования и др.).
Система принципов права социального обеспечения должна соотноситься с общей системой принципов права, в основе которой лежит родовая классификация.
2.Действие общеправовых принципов в сфере социального обеспечения.
Общеправовые
принципы определяют сущностные характеристики
всей правовой системы соответствующего
государства, содержание его законодательства.
Термин “общеправовые принципы”
получил достаточно широкое применение
в практике Конституционного Суда Российской
Федерации. Как следует из его
установлений, эти принципы подлежат
применению независимо от закрепления
их в конкретных нормативных актах.
Они “обладают высшей степенью нормативной
обобщенности, предопределяют содержание
конституционных прав человека, отраслевых
прав граждан, носят универсальный
характер и в связи с этим оказывают
регулирующее воздействие на все
сферы общественных отношений. Общеобязательность
таких принципов состоит как
в приоритетности перед иными
правовыми установлениями, так и
в распространении их действия на
все субъекты права” (Постановление
Конституционного Суда Российской Федерации
от 27 января 1993 года N 1-П). Одним из таких
принципов Конституционный Суд
счел, например, принцип справедливости
(Постановление
Отсутствие
прямой зависимости между
В
то же время основополагающее значение
для всей правовой системы имеют
положения, закрепленные в Конституции
Российской Федерации и составляющие
основы ее конституционного строя. В
этой связи они либо непосредственно
выступают в качестве общеправовых
принципов, либо являются одним из наиболее
важных источников их постулирования.
Из числа таких конституционно закрепленных
принципов, имеющих важное значение
и в сфере социального
Непосредственное
действие прав и свобод означает, что
нормы, их закрепляющие, не нуждаются
в издании дополнительных правовых
актов, конкретизирующих порядок их
применения, и органы государственного
и муниципального управления обязаны
руководствоваться ими в своей
деятельности.Принцип
Распространяясь
на всю систему прав и свобод человека
и гражданина, данный принцип имеет
важное значение для реализации социальных
прав и свобод и функционирования
механизмов социального обеспечения.
Приведенные положения выражают
также формально-юридический
Принцип
законности вытекает из положений статьи
15 Конституции Российской Федерации,
где она провозглашается как
правовой акт высшей юридической
силы. Законы и другие правовые акты
не могут противоречить
Принцип социального государства, сформулированный в статье 7 Конституции, ориентирует политику государства на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В этой связи на конституционном уровне признается необходимость охраны труда и здоровья людей, государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развития системы социальных служб. В данной конституционной норме юридически воплощены также и социальные аспекты общеправового принципа справедливости.
Принцип федерализма пронизывает все конституционные нормы и всю систему законодательства, в силу чего естественным образом выступает в качестве принципа государственного управления.