Принципы и порядок распределения доходов и расходов между бюджетами

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 18:53, реферат

Описание работы

Бюджетный контроль - составная часть финансово–экономического контроля и рассматривается как совокупность мероприятий, проводимых государственными органами по проверке законности, целесообразности и эффективности действий в образовании, распределении и использовании денежных фондов РФ, субъектов Федерации и местных органов самоуправления, выявлении резервов увеличения доходных поступлений в бюджет и улучшении бюджетно-налоговой дисциплины.

Содержание

Содержание
1. Экономический анализ бюджетных показателей……………………...…3
2. Принципы и порядок распределения доходов и расходов между бюджетами………………………………………………………….……..10
3. Список литературы…………………………………………………….…19

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 94.50 Кб (Скачать)

    Содержание 

  1. Экономический анализ бюджетных показателей……………………...…3
  2. Принципы и порядок распределения доходов и расходов между бюджетами………………………………………………………….……..10
  3. Список литературы…………………………………………………….…19
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Экономический анализ бюджетных показателей. 

      Бюджетный контроль - составная часть финансово–экономического контроля и рассматривается как  совокупность мероприятий, проводимых государственными органами по проверке законности, целесообразности и эффективности  действий в образовании, распределении и использовании денежных фондов РФ, субъектов Федерации и местных органов самоуправления, выявлении резервов увеличения доходных поступлений в бюджет и улучшении бюджетно-налоговой дисциплины. В условиях рыночной экономики, когда усложняются межбюджетные отношения, усиливается роль налогов как основного источника формирования доходной базы бюджета, многократно возрастает значимость бюджетного контроля. Его назначение заключается в содействии успешной реализации бюджетной политики государства, в обеспечении процесса формирования и эффективного использования денежных средств.

      Вопросы, связанные с исполнением бюджета, контролируются Кабинетом министров  республики и исполнительными комитетами Советов народных депутатов, главами  администраций регионов, городов при обсуждении этих вопросов на заседаниях и через соответствующие местные органы, на которых возложены контрольные функции.

      Ведущая роль в осуществлении бюджетного контроля как по масштабам охвата объектов контроля, так и по количеству контролируемых показателей принадлежит Министерству финансов республики и его местным органам. Правовой основой указанного контроля является утвержденное постановлением Кабинета министров “Положение о Министерстве финансов РТ”.

      Одним из методов проведения бюджетного контроля является анализ исполнения доходной и расходной частей бюджетов всех уровней, смет расходов бюджетных учреждений. Его роль в управлении государственными финансами субъектов хозяйствования, а также в регулировании социально-экономических процессов в обществе в рыночных условиях значительно возрастает.

      Важнейший элемент бюджетного процесса - экономический  анализ бюджетных показателей: их обоснованности, структуры, динамики, других параметров. Анализ проводится на всех этапах бюджетного процесса: при формировании, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета. Его осуществляют финансовые и налоговые органы; ведомства; органы казначейства; контролирующие органы; депутатский корпус; финансовые службы хозяйствующих структур.

      Анализ  проводится на всех этапах бюджетного процесса - при формировании, рассмотрении, утверждении, исполнении и составлении отчета об исполнении бюджета.

      На  стадии исполнения бюджета в процессе финансирования из бюджета плановых мероприятий и аккумуляции доходов  бюджета проводится анализ оперативных данных, текущей отчетности об исполнении бюджета и выполнении основных плановых показателей. На основе этих данных корректируются назначения по бюджетным учреждениям, выявляются недостатки в выполнении обязательств перед бюджетом.

      На  стадии составления отчета об исполнении бюджета финорганами анализируются  отчеты министерств, ведомств, управлений, отделов, предприятий, организаций  и учреждений. По результатам анализа  с учетом материалов проведенных  ранее ревизий и проверок вносятся предложения, направленные на устранение выделенных недостатков и мобилизацию внутрихозяйственных резервов.

      Методика  анализа избирается в зависимости  от поставленных задач, но можно выделить основополагающие принципы, которыми необходимо руководствоваться при проведении аналитической работы на любом уровне бюджета при решении любых задач. Анализ должен быть:

      - конкретным, т.е. основываться на  изучении широкого круга показателей,  всесторонне характеризующих экономическое  или финансовое явление, процесс,  тенденцию;

      - системным, т.е. представлять собой  систему аналитической работы - по  срокам, охвату вопросов, приемам,  взаимосвязи изучаемых показателей;

      - оперативным, т.е. по результатам  анализа должна осуществляться  разработка рекомендаций, на основе  которых можно оперативно повлиять на анализируемые показатели, процессы;

      - объективным, что должно обеспечиваться  объективным подбором информации, которая способна всесторонне  охарактеризовать всю совокупность  причин и факторов, определяющих  выявленную динамику, тенденции.

      Каждое  направление анализа имеет свои особенности. Например, при формировании бюджета депутатским корпусом изучается  соблюдение:

      - законодательства при расчете  бюджетных показателей;

      - социальных гарантированных государством  нормативов по расходам;

      - принципов бюджетного федерализма  при установлении взаимоотношений  федерального бюджета с бюджетами  субъектов РФ;

      - финансового обеспечения, установленного  прогнозами экономического и  социального развития различных  отраслей народного хозяйства,  социальной сфер;

      - целого ряда других положений.

      При анализе в ведомствах большое  внимание уделяется показателям  по сети, штатам, контингентам; соблюдению стандартов, норм и нормативов; другим вопросам.

      Органы  казначейства в приоритетном порядке  анализируют поступление и распределение доходов по уровням бюджетов; целевое использование бюджетных средств; своевременность их “прохождения” по счетам; другие вопросы.

      Анализ  бюджета как основного финансового  плана государства или его  административно-территориального образования базируется на комплексном подходе к его изучению, описанию информации, характеризующей процесс его исполнения, на использовании определенной методики анализа этой информации.

      Наряду  с методами экономического анализа, характеризующими общий подход к  исполнению бюджета, существует и методика его анализа, определяющая этапы и приемы аналитической обработки информации.

      Этапы анализа можно представить так:

      1-й  этап - осуществляются проверка, свод, группировка необходимых данных.

      2-й  этап - собственно аналитическая обработка: сравнение соответствующих показателей по доходам, расходам, нормативам, сети, штатам, контингентам; определение причин отклонений от уточненных назначений по бюджету; раскрытие взаимосвязей и количественных зависимостей между показателями.

      3-й  этап - подведение итогов анализа,  основные выводы.

      Заключительный  этап - разработка практических предложений  и рекомендаций по результатам анализа.

      Методика  экономического анализа исполнения бюджета условно может быть подразделена на общую и частную.

      Общая методика одинаково применима при  анализе как общих итогов исполнения бюджета, так и конкретных вопросов исполнения доходов и расходов. К  ней относятся:

      - определение задач анализа;

      - подбор и предварительная проверка  достоверности и правильности  данных;

      - использование приема сравнения  как основного при определении  уровня выполнения бюджетных  назначений и динамики показателей  бюджета;

      - применение утвержденных или  уточненных данных в качестве  базы сравнения и оценки показателей;

      - прием разложения отклонений от установленных назначений по факторам, различно повлиявшим на результаты исполнения по доходам или расходам;

      - широкое применение наряду с  абсолютными относительных и  средних показателей, а также  сводных величин; применение аналитических  группировок и построение таблиц, позволяющих судить о результатах исполнения бюджета.

      Практическое  применение частной методики определяется:

      - уровнем бюджета, который исследуется;

      - количеством и качеством данных, которые обеспечат наиболее полную  информацию по анализируемому вопросу, способами их проверки;

      - видами необходимых группировок  и расчетов, аналитических таблиц;

      - предположительными выводами, которые  могут последовать по результатам  анализа.

      Обработка экономической информации в процессе анализа исполнения бюджета осуществляется в следующей последовательности: сводка, группировка, сравнение, разложение, синтез. Важнейшим приемом анализа является группировка, представляющая изучаемые показатели в виде однородных групп. Показатели исполнения бюджета, сгруппированные по качественно однородным признакам, оформляются, как правило, в виде системы аналитических таблиц.

      Группировка подразделяется на основные (по видам  бюджетов, по целевому направлению, по объектам затрат), комбинированные  и вспомогательные. Используя метод группировок, можно выявить зависимость между отдельными факторами и результатами исполнения бюджета. Сопоставимость сравниваемых показателей исполнения бюджета достигается путем расчета средних и относительных величин. Однако необходимо иметь в виду, что средние величины сглаживают индивидуальные различия, а поэтому должны быть дополнены анализом абсолютных данных, на основе которых они рассчитывались.

      Каждый  из приемов анализа имеет важное значение, но конкретность и действенность  выводов экономического анализа зависят, прежде всего, от комплексного применения методических приемов. Дополняя друг друга, они способствуют раскрытию сложных связей и зависимостей, возникающих между различными показателями в процессе исполнения по доходам и расходам. Такой анализ предусматривает изучение не только отдельных сторон производства и отдельных результативных показателей, но и систематическое изучение экономики предприятия, показателей и факторов производства, а также комплексное выявление резервов, как по отдельным аналитическим показателям, так и по наиболее общим результативным показателям.

      Исполнить бюджет по доходам - значит мобилизовать контингенты налогов, сборов, других платежей и распределить их по уровням  бюджетной системы в соответствии с существующим законодательством. Основная задача анализа исполнения доходной части бюджета - изыскание резервов доходов, т.е. увеличения контингентов федеральных, территориальных и местных налогов, их собираемости.

      Исполнить бюджет по расходам – значит профинансировать расходы, предусмотренные в бюджете, в соответствии с бюджетной росписью. При анализе исполнения расходной части бюджета подводятся итоги исполнения бюджета в целом; по видам расходов; по нижестоящим бюджетам; по отдельным разделам, видам бюджетных учреждений, статьям затрат. Выясняются возможности более экономного использования ассигнований; проверяется целевой характер расходования бюджетных средств; оценивается степень удовлетворения потребностей учреждений в средствах.

      Выводы  экономического анализа, проводимого финансовыми органами, ведомствами, другими структурами, используются для:

      - объективной оценки результатов  исполнения бюджета;

      - выявления причин отклонений  от утвержденных показателей;

      - разработки предложений и рекомендаций, направленных на выявление резервов укрепления доходной базы бюджетов, обеспечение поступления в установленный срок платежей по каждому бюджету;

      - обеспечения своевременного финансирования  расходов по целевому назначению  в меру выполнения производственных  и оперативных планов;

      - укрепления финансовой дисциплины;

Информация о работе Принципы и порядок распределения доходов и расходов между бюджетами