Пресс службы

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 12:34, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение сущности и способов взаимодействия органов местного самоуправления(МСУ) со средствами массовой информации.
На протяжении всего времени существования подобных отделов и практики, и теоретики связей с общественностью пытаются определить специфику их деятельности, выявить наиболее общие цели и задачи их работы. Несмотря на это, однозначного подхода к определению функций и моделей построения таких отделов до сих пор не существует. Точно так же, как не существует и одинакового термина для их обозначения. Наиболее типичными наименованиями данных структурных подразделений являются: отдел по работе со СМИ, пресс-центр, пресс-служба.

Содержание

Введение………………………………………………………………......................3
1. Основные понятия о пресс службах……………………………...……………..4
1.1 Конкретные точки зрения рассматриваемые в литературе………....………..5
2. Функционирование зарубежных пресс служб………..………………………..9
2.1 Пресс-службы Великобритании…………………………………………….....9
2.2 Пресс-службы Соединенных Штатах Америки……………………………..12
3. Специфика пресс-служб в муниципальных образованиях Российской Федерации………………………………………………………….……………….15
3.1 Функции пресс-служб………………………………………………………….15
Заключение………………………………………………………………………….24
Список использованных источников………………………………..…….…

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 46.62 Кб (Скачать)

     Не  менее важным признается и объяснение людям, как та или иная программа  может повлиять на их жизнь: что они  могут получить от новой системы  образования, здравоохранения и  т.д. Информирование населения о  рисках, с которыми оно сталкивается (риск попасть в автокатастрофу, вред от курения) также входят в первоочередную задачу правительственных пресс-служб.

     Кит Хэмпсон не выделяет в своей работе четких функций правительственных  пресс-служб. Однако функциональные направления  деятельности этих служб становятся очевидны из приведенного в исследовании анализа деятельности и структуры  пресс-служб в министерствах и  ведомствах Правительства Великобритании.

     «Структура  пресс-служб с 1979 года практически  не изменилась», - утверждает ученый. Сотрудники служб являются государственными служащими, а пресс-службы всех министерств  и ведомств объединены в единую систему, входящую в состав Центрального бюро информации – ЦБИ (Central Office of Information – COI). Структура этих подразделений  одинакова в каждом министерстве. Она включает в себя следующие  три отдела:  
 
1) пресс-офис или информационную службу (Press Office), задача которой – взаимодействие с центральными, региональными и местными СМИ;  
 
2) отдел по связям с общественностью (Publicity Office) – реализация специальных отдельно финансируемых информационных, пропагандистских и рекламных проектов и кампаний (кампании против вождения автомобиля в нетрезвом виде, предупреждение несчастных случаев на железных дорогах и т.п.);  
 
3) отдел по работе с письмами и обращениями граждан (Enquiry Office) – рассмотрение жалоб и иных заявлений, поступающих от населения.

     Наряду  с пресс-службами в министерствах  и ведомствах, ЦБИ также имеет  свои отделения на местах. Всего  существует 12 региональных отделений. Они находятся в составе Правительственных  отделений в регионах (Government Office in the Regions), подчиняются ЦБИ и взаимодействуют  с отделами ЦБИ в министерствах. Задачи региональных отделений ЦБИ (также являющимися пресс-службой) несколько отличны от аналогичных  ведомственных подразделений. Их деятельность включает в себя выполнение следующих  задач:  
 
- взаимодействие с региональными и местными средствами массовой информации, их редакторами и журналистами (34% всей деятельности);  
 
- выпуск пресс-релизов и распространение их среди аудитории, а также по сети ЦБИ (30% всей деятельности);  
 
- организация визитов и встреч членов правительства и официальных лиц с представителями СМИ и избирателями, освещение региональных совещаний членов правительства и официальных лиц (20% всей деятельности);  
 
- связи с общественностью, в части привлечения инвесторов для различных проектов, типа строительства дорог или публичного продвижения какой-нибудь идеи (5% деятельности);  
 
- прочее, в числе которого возмездное распространение информации по любому вопросу, затрагивающему деятельность правительства (11 %).
 
 

2.2 Пресс-службы Соединенных Штатах Америки. 
 

     Системно  и достаточно детально работа правительственных организаций Соединенных Штатов Америки описана в работе специалиста по государственным делам и коммуникациям Маргерит Х. Салливан «Ответственная пресс-служба: Взгляд изнутри»4. Опираясь на труды Шейлы Тейт, автор монографии констатирует, что служба по связям с общественностью является «центром всей системы общения правительства США с народом. Пресс-служба – это, в первую очередь, канал, через который средства массовой информации ежедневно получают информацию о деятельности правительства.

     Официально  сформулированная задача данной службы отличается от задач ЦБИ Великобритании расстановкой акцентов и заключается  в «объяснении гражданам, как  политика и программы правительства  отражаются на их жизни. Эта сторона  работы пресс-службы делает общедоступными заботы и планы правительственных  чиновников, что помогает обществу понять, как на его жизни могут  отразиться те или иные действия правительства». То есть, на первое место выходит  функция пропаганды действий правительственных  организаций.

     Анализируя  опыт работы американских государственных  и муниципальных пресс-служб Маргерит Х. Салливан формулирует две их основные задачи:  
 
- выступать адвокатами правительства в отношениях со СМИ, разъясняя положительные стороны его действий, исправлять ошибочную информацию и облегчать понимание и интерпретацию уже имеющей информации;  
 
- выступать адвокатами СМИ перед правительством, доводя до него запросы журналистов.

     Взаимоотношения государственного аппарата и отдельных  чиновников со СМИ и общественность в США менее структурированы  и регламентированы по сравнению  с Британией. Практически каждый более ли менее высокопоставленный чиновник Америки при необходимости может обзавестись представителем по связям со СМИ. При этом в своей деятельности данный представитель будет руководствоваться распоряжениями данного чиновника и действующими законодательными и нормативными актами. В этой связи перечень функций пресс-служб включает в себя следующее:  
 
- проведение регулярных или специальных брифингов в качестве официального представителя должностного лица;  
 
- ежедневные дела пресс-службы (мониторинг выступлений СМИ, составление и распространение пресс-релизов);  
 
- содействие в разработке политического курса и стратегии информирования о нем СМИ и общественности;  
 
- планирование и проведение кампаний в СМИ по распространению согласованных долгосрочных материалов;  
 
- удовлетворение запросов СМИ;  
 
- подготовка интервью и брифингов с государственными чиновниками для прессы;  
 
- консультации с государственными чиновниками и их аппаратом по всем вопросам отношений с прессой и потенциальной реакции СМИ на предлагаемые политические решения;  
 
- контроль за подготовкой выступлений, подготовка речей и сообщений;  
 
- осуществления связи с другими государственными пресс-службами;  
 
- организация работы с журналистами (аккредитация, подвоз, размещение в гостиницах и т.д.);  
 
- анализ эффективности проводимых пресс-службой мероприятий и выработка рекомендаций на будущее.

     Таким образом, деятельность правительственных  пресс-служб США носит прагматичных и несколько утилитарный характер. Основная их миссия обеспечить информационную открытость чиновников, требуемую демократическими принципами построения государства.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Специфика пресс-служб в муниципальных образованиях Российской Федерации. 

     Определение специфики деятельности пресс-службы органов местного самоуправления Российской Федерации требует детального предварительного анализа функций, которые реализуются  и должны реализовываться в результате этой деятельности. Данная необходимость  обусловлена, в первую очередь, малой  изученностью теории данного вопроса. Несмотря на наличие ряда работ, посвященных  общим вопросам функционирования специализированных подразделений по работе со СМИ и  общественностью, необходимо отметить, что во многом внимание их авторов  сосредоточенно на работе пресс-служб  коммерческих и частных организаций. Очевидно, что деятельность подобных отделов несколько отличается и  функционально, и по целевому назначению от деятельности их государственных  и муниципальных аналогов. Теоретические  построения и выводы, представленные в работах зарубежных авторов, также  требуют своей адаптации к  российской действительности. Связано  это, прежде всего с тем, что Россия имеет достаточно специфическую  историю взаимоотношений власти и населения.

     Отсутствие  общепринятых теоретических и методологических подходов к организации деятельности российских государственных и муниципальных  пресс-служб, актуализирует потребность  аудита целей и задач данных подразделений  органов власти. В связи с тем, что цели и задачи пресс-служб  в муниципальных органах власти могут иметь индивидуальные формулировки и особенности, мы остановимся на наиболее общих вопросах их деятельности – функциональном назначении.  

3.1 Функции пресс-служб. 

     Деятельность  пресс-службы органа местного самоуправления многофункциональна. Она имеет как  минимум две функциональные стороны, каждая из которых, определяет ее родство с различными видами социальной практики. В своей совокупности две эти функциональные стороны и образуют специфическую систему труда работника пресс-службы.

     С одной стороны, деятельность работника пресс-службы имеет массово–информационную природу, что делает ее родственной журналистике, в частности, парламентской журналистике. При этом необходимо отметить, что речь идет не только о принадлежности пресс-службы к субъектам осуществляющих одно из направлений связей с общественность - Mass Media Relations, но о прямом родстве с журналистикой. Об этом свидетельствуют и корни российской системы связей с общественностью. Долгое время правительственные и властные институты в России не имели сильных собственных подразделений, чья деятельность была бы направлена на взаимодействие с различными сегментами аудитории. Данные задачи долгое время выполняла система партийной печати. Именно СМИ, являясь публичными трибунами власти, напрямую содействовали взаимодействию чиновников и общественности. Таким образом, правительственные связи с общественностью в России имеют глубокие журналистские корни.

     Понятие «массовой информации» для пресс-службы является базисным. Именно через характеристику труда ее специалистов по сбору, обработке, компоновке, распространению массовой информации проявляется сущность их работы, как особого вида журналисткой деятельности. Е.П. Прохоров отмечает, что в подобном сочетании «прилагательное  “массовый” теряет негативные оттенки»5. Применительно к информации, «массовая», по его мнению, приобретает следующий смысл:  
 
- направленность на массу (общество, народ, регион и т.д.) при отсутствии непосредственного контакта независимо от величины и пространственного рассредоточения аудитории;  
 
- соответствие нуждам этой массы в информации и обеспечение ее сведениями, которыми она может оперировать как своими в разных сферах жизни;  
 
- стремление к созданию единой позиции массы по касающимся ее вопросам, интеграции ее в социальную общность и выработке единой активной позиции по этому кругу вопросов;  
 
- доступность информации для массы (в плане доступа к сведениям), простота формы, соответствующая легкому усвоению;  
 
- возможность постоянного, стабильного и регулярного получения информации аудиторией;  
 
- открытая возможность для всех желающих участия в продуцировании и обсуждении информации.  
 
Родство труда пресс-службы с деятельностью журналиста на основе массово-информационной природы позволяет говорить и о родстве их функций. Даже при поверхностном анализе работы специалиста пресс-службы ясно просматриваются общие с журналистикой функции.

     Таким образом, первая, «журналистская», группа функций пресс-службы представительного  органа местного самоуправления, включает в себя следующие функции, выделяемыми  по аналогии с функциями журналистики по Е.П. Прохорову:  
 
- коммуникативные;  
- идеологические;  
- культурно-образовательные;  
- рекламно-справочные;  
- непосредственно-организаторские.  
 
За пределом данного перечня остаются рекреативные функции, выделяемые в теории журналистики, но слабо соотносимые с практикой работы пресс-службы.

     С другой стороны, так как пресс-служба является связующим звеном между органом власти и общественностью в современных условиях открытого общества на нее возложены функции мониторинга и анализа общественного мнения. Данная функция выявляет прямое родство деятельности пресс-службы с маркетингом, социологией и связями с общественностью (в их западно-европейской традиции). Реализация данной функции направлена, в отличие от всех других, не во вне органа местного самоуправления, а вовнутрь. Через нее осуществляется получение обратной информации, актуальных сведений о состоянии объективной действительности, необходимых для осуществления и коррекции функционирования всей представительной власти.

     Еще одной, значительной функцией пресс-службы, является подготовка и отработка оперативных поводов, которые призваны стать объектом выступлений средств массовой информации и общественности. Во многом данная функция является производной от первых пяти, так как сами работники пресс-службы не являются непосредственными ньюсмейкерами. Однако как специалисты в области массовой коммуникации они обязаны отслеживать такие поводы и инициировать их внедрение в общий информационный фон.

     Особо следует отметить, что «журналистские»  функции в системе функций  пресс-службы приобретают специфические  особенности, адаптирующие их к практике коммуникативной деятельности органов  власти. То же касается функции мониторинга  и анализа общественного мнения. Ее реализация в органах муниципальной  власти несколько отличается от того, как она выполняется в маркетинговых  и социологических службах. В  этой связи рассмотрим специфику  реализации всех шести функций пресс-службой  органа местного самоуправления.

     Одной из главных функций пресс-службы является коммуникативная. Практика работы пресс-служб позволяет говорить о трансформации данной функции в сторону ее большей информационализации. В первую очередь, в обязанности специалиста пресс-службы входит предоставление аудитории сведений о деятельности данного органа власти, о разрабатываемых и реализуемых инициативах. Органы муниципальной власти принимают решения, которые существенным образом влияют на жизнь каждого горожанина, определяют характер взаимоотношений субъектов городского политического пространства. В этой связи информация из данных органов представляет особый интерес для журналистов и находит свое отражение практически во всех типах СМИ.

     Не  менее значимой функцией является идеологическая. Несмотря на то, что формально пресс-служба органов местного самоуправления находится в стороне от идеологических и непосредственно политических дискуссий, она является важным звеном в коммуникативной цепи политик–избиратель. Посредством пресс-службы муниципальные служащие доносят до широкой аудитории свое видение происходящих в городской среде процессов.

     Работник  пресс-службы в большинстве случаев  старается избежать однозначных  оценок того или иного события, пытается донести до аудитории образ события, максимально приближенный к объективной  реальности. В этой связи, реализация идеологической функции пресс-службой  в большей мере направлена либо на деидеологизацию, либо на реидеологизацию информации. Каждый из этих процессов имеет свою специфику. В соответствии с концепцией Е.П. Прохорова, первый, используется «в том случае, когда идеологические подходы распространяются на сферу, где они объективно не должны применяться».Второй – «когда деидеологизация заходит слишком далеко и для установления верного понимания явлений жизни требуется «вернуть» идеологический подход в другой, измененной и улучшенной форме».

Информация о работе Пресс службы