Правовые основы местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 16:47, курсовая работа

Описание работы

Эффективное и девствующее местное самоуправление возможно только при наличии отдельных моментов и условий, которые в целостности определяют основы местного самоуправления. В основы местного самоуправления входят и целостность ее территории, организации системы управления и конечно финансово-экономическая обстановка и стабильность правового поля.

Содержание

Введение
Понятие и систематизация правовых основ местного самоуправления в Российской Федерации
1-й этап формирования правовых основ местного самоуправления в Российской Федерации (1990 г. - июль 1991 г.).
2-й этап формирования правовых основ местного самоуправления в Российской Федерации (июль 1991 г. -октябрь-декабрь 1993 г.).
3-й этап формирования правовых основ местного самоуправления в Российской Федерации (октябрь-декабрь 1993 г.-1 сентября 1995 г.).
4-й этап формирования правовых основ местного самоуправления в Российской Федерации (1 сентября 1995 г.-6 октября 2003 г.).
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

ПОНЯТИЕ И РАЗВИТИЕ ОСНОВ МСУ В РФ.doc

— 112.00 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение 3
Понятие и систематизация правовых основ  местного самоуправления в Российской Федерации. 5
1-й  этап формирования правовых основ  местного самоуправления в Российской  Федерации (1990 г. - июль 1991 г.). 14
2-й  этап формирования правовых основ местного самоуправления в Российской Федерации (июль 1991 г. -октябрь-декабрь 1993 г.). 17
3-й  этап формирования правовых основ  местного самоуправления в Российской  Федерации (октябрь-декабрь 1993 г.-1 сентября 1995 г.). 19
4-й  этап формирования правовых основ местного самоуправления в Российской Федерации (1 сентября 1995 г.-6 октября 2003 г.). 20
Заключение 22
Список  литературы 23

 

Введение 

     Эффективное и девствующее местное самоуправление возможно только при наличии отдельных  моментов и условий, которые в целостности определяют основы местного самоуправления. В основы местного самоуправления входят и целостность ее территории, организации системы управления и конечно финансово-экономическая обстановка и стабильность правового поля.

     Рассматривая местное самоуправление в Российской Федерации нельзя обойтись без правовой основы данной структуры. Ведь если не существовало бы нормативно правовой акт о местном самоуправлении, местного самоуправления не существовало бы как такового.

     В настоящее время местное самоуправление один из важнейших принципов демократического государства. Наличие местного самоуправления означает эффективность и целостность власти в целом, расширения возможностей для участия граждан в управлении делами государства и общества. Основы местного самоуправления определены, прежде всего, в Конституции РФ. Конституция России 1993 года содержит основы, определяющие исходные данные и принципы организации, гарантии прав местного самоуправления. Основой является и Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ1 “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ”, который часто терпит изменения, но изменения в свою очередь приводят только к лучшему.

     В данной работе рассмотрены основные этапы реформирования основ местного самоуправления, а так же детально рассмотрены сами основы.

     Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с развитием правовых основ местного самоуправления.

     Объект  исследования – понятие и развитие основ самоуправление в РФ.

     Цель  данной курсовой работы состоит в рассмотрении понятия правовых основ местного самоуправления и основных этапов его развития.

 

Понятие и систематизация правовых основ местного самоуправления в  Российской Федерации. 

     Правовую  основу местного самоуправления составляют:

    1. Европейская хартия о местном самоуправлении2.
    2. Конституция РФ3.
    3. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
    4. Другие федеральные законы.
    5. Конституции, уставы субъектов РФ.
    6. Законы субъектов РФ.
    7. Уставы муниципальных образований.
    8. Другие нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы организации и деятельности местного самоуправления.

     Европейская хартия о местном  самоуправлении.

     Ратифицирована  Россией 11 апреля 1998 года. Содержит общие  принципы и положения  о местном самоуправлении, такие как:

    1. Конституционные и законодательные основы местного самоуправления;
    2. Понятие местного самоуправления;
    3. Сфера компетенции местного самоуправления;
    4. Защита границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление;
    5. Соответствие структур и административных средств задачам органов местного самоуправления;
    6. Условия осуществления полномочий на местном уровне;
    7. Административный контроль за деятельностью органов местного самоуправления;
    8. Финансовые ресурсы органов местного самоуправления;
    9. Право местных органов самоуправления на ассоциацию;
    10. Правовая защита местного самоуправления.

     Конституция Российской Федерации.

     Конституция РФ признает и гарантирует  местное самоуправление как особый уровень  власти в государстве, специфическую форму  осуществления народовластия, относя при этом местное самоуправление к основам конституционного строя Российской Федерации (ст. 3, 12 и др.).

     В соответствии с п. «н» ч. 1 ст. 72 Конституции  РФ установление общих  принципов организации  местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Таким образом, Конституция определяет пределы правового регулирования организации местного самоуправления для федеральных органов государственной власти: установление единых общих для всех территории России основ построения и функционирования местной, муниципальной власти.

     Конституция РФ закрепляет в соответствии с Европейской  Хартией местного самоуправления важнейшие  исходные начала организации  местного самоуправления, составляющие правовой фундамент муниципального развития в нашей стране. К ним относятся прежде всего положения:

     о признании и равной защите муниципальной  собственности наряду с другими формами  собственности;

     о праве органов  местного самоуправления самостоятельно управлять  муниципальной собственностью, формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы.

     Кроме того, Конституция  РФ, признавая право  граждан на местное  самоуправление, гарантирует  его осуществление  в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций через формы прямой и представительной демократии. Она определяет также сферу деятельности местного самоуправления: вопросы местного значения, допуская при этом возможность делегирования органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

     Наконец, Конституция РФ устанавливает  важнейшие гарантии прав местного самоуправления:

     а)  самостоятельность определения структуры органов местного самоуправления;

     б)  необходимость учета мнения населения при изменении границ, территории местного самоуправления;

     в) обязательность передачи органам местного самоуправления соответствующих материальных и финансовых средств при наделении их отдельными государственными полномочиями;

     г)  компенсация дополнительных расходов местного самоуправления, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти;

     д) запрет на ограничение  прав местного самоуправления, установленных Конституцией и федеральными законами, а также судебная защита этих прав.

     Закон «Об общих принципах  организации местного самоуправления».

 

     Основополагающие  начала организации  и деятельности местного самоуправления, его  место и роль в  системе народовластия, закрепляемые Конституцией РФ, получили развитие в Законе об общих принципах организации местного самоуправления. В нем определены единые принципы формирования и развития основ местного самоуправления в нашей стране: правовых, территориальных, организационных и финансово-экономических.

     Вместе  с Конституцией РФ, Европейской Хартией местного самоуправления он составляет, таким образом, юридическую базу для правового регулирования местного самоуправления субъектами Федерации.

     При этом следует учитывать особую роль Закона об общих принципах организации местного самоуправления в системе федеральных законов. Согласно ст. 7, ему не могут противоречить другие федеральные законы, устанавливающие нормы муниципального права. В случае же противоречия норм муниципального права, содержащихся в законах, положениям Конституции РФ, Закону об общих принципах организации местного самоуправления должны применяться положения Конституции РФ и названного Закона. При этом его положения распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа.

     Значение  указанного Закона для  развития правовой основы местного самоуправления определяется также  и тем, что он разграничивает полномочия федеральных  органов государственной  власти и органов  государственной  власти субъектов  Федерации в области местного самоуправления.

     Другие  федеральные законы.

 

     Важное  место в системе  нормативных правовых актов федеральных  органов государственной  власти о местном  самоуправлении занимают указы Президента РФ по вопросам местного самоуправления.

     В соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Это дает ему возможность играть существенную роль в разработке и реализации государственной политики по развитию местного самоуправления в Российской Федерации. Вопросам местного самоуправления постоянно уделяется внимание в ежегодных посланиях Президента РФ Федеральному Собранию о положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации.

     В рамках своих конституционных полномочий Президент РФ регламентирует те или иные стороны муниципальной деятельности.

     На  основании и во исполнение Конституции  РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство  РФ издает постановления  и распоряжения, в  том числе и по вопросам муниципальной деятельности. Например, к таким актам относится постановление от 25.11.2004г. «Об утверждении Порядка рассмотрения предложений о присвоении муниципальному образованию статуса наукограда Российской Федерации и прекращении такого статуса»

     На  процесс формирования правовой основы местного самоуправления оказывают  влияние постановления  Конституционного Суда РФ, в которых затрагиваются  вопросы местного самоуправления.

     Правовая  позиция Конституционного Суда РФ, выраженная в его постановлениях, способствует утверждению конституционных принципов местного самоуправления в практике правового регулирования местного самоуправления.

     Конституции, уставы субъектов  РФ.

 

     Российская  Федерация состоит  из равноправных субъектов: республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Республика, являясь государством, имеет свою конституцию, а иные субъекты – устав. Конституции и уставы субъектов Федерации должны соответствовать Конституции РФ и федеральным законам, которые имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Поэтому содержащиеся в конституциях и уставах субъектов Федерации положения о местном самоуправлении не должны противоречить основополагающим началам и принципам организации местного самоуправления, закрепляемым Конституцией РФ и Законом об общих принципах организации местного самоуправления.

     Полномочия  органов государственной  власти субъектов  Федерации закреплены в ст. 5 Закона об общих  принципах организации местного самоуправления.

     Субъекты  Федерации вправе создавать свои конституционные (уставные) суды, которые призваны, в частности, обеспечивать соответствие нормативных  правовых актов субъектов  Федерации по вопросам местного самоуправления, нормативных правовых актов муниципальных образований конституции (уставу) субъекта Федерации.

     Уставы  муниципальных образований.

Информация о работе Правовые основы местного самоуправления