Правоведение

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 11:47, контрольная работа

Описание работы

Правотворчество - это деятельность уполномоченных органов государства, направленная на создание, изменение или отмену правовых норм. Оно выступает в качестве одной из форм государственной деятельности, в частности, правовой.

Содержание

Тема 1. ПОНЯТИЕ ПРАВОТВОРЧЕСТВА. ЕГО ЭТАПЫ И СТАДИИ.
Тема 2. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРОИЗВОДСТВО. ПОРЯДОК ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ИЛИ НЕВЫПОЛНЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.
Практическое задание
При наличии каких оснований возможно освобождение от ответственности за вред, причиненный источником повышенной опасности?

Работа содержит 1 файл

Правоведение.doc

— 189.00 Кб (Скачать)

  1) устойчиво сложившаяся предметная деятельность государства в важнейших сферах общественной жизни;

  2) непосредственная связь между  сущностной характеристикой государства  и его социальным назначением,  которая (связь) реализуется в  деятельности государства;

  3) направленность деятельности государства на выполнение крупных задач и достижение целей, встающих на каждом историческом этапе развития общества;

  4) определенные формы реализации  функций государства (чаще всего  правовые), связанные с применением  особых, в том числе властно-принудительных, методов (Л.А. Морозова).

  Понятие функций государства не следует отождествлять с такими понятиями, как цели и задачи государства. Если цель государства есть то, к чему стремится общество, а задачи - средства ее достижения, то функции - это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач. Следовательно, цели и задачи определяют функции.

  Последовательность  возникновения функций зависит  от очередности задач, встающих перед  обществом в его историческом развитии, а также преследуемых целей. Эти задачи и цели зависят от реальных условий:

  • потребностей и интересов населения;
  • экономических возможностей общества;
  • нравственного и культурного уровня общества;
  • профессионализма государственных служащих и структур и др.

  В разные периоды приоритетное значение приобретают те или иные цели и задачи государства, а следовательно, и различные его функции. На одних этапах развития общества центр тяжести переносится в сферу экономики, поэтому в деятельности государства ключевое место занимает экономическая функция; на других - в сферу политики, тогда повышенное внимание уделяется реализации функций государственной власти и т.д.

  Функции государства не следует отождествлять  и с функциями отдельных его  органов. В отличие от функций  многочисленных государственных органов, специально предназначенных для определенного вида деятельности, функции государства охватывают его деятельность в целом, в них реализуются социальная ценность и сущность государства, их осуществлению подчинена работа всего государственного аппарата и каждого органа в отдельности. Так, если функцию охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечения правопорядка призваны выполнять так или иначе все органы государства, ее наиболее полному выполнению должен быть подчинен весь механизм государства, то функцию надзора за соблюдением законности призваны осуществлять лишь органы прокуратуры, именно в этом заключается их главное предназначение. 

  1.2. Виды функций государства 

  В зависимости от продолжительности  действия функции государства классифицируются на:

  • постоянные (осуществляются на всех этапах развития государства, например, экономическая);
  • временные (прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер, например функция оказания помощи региону, где произошло землетрясение).

  В зависимости от принципа разделения властей – на:

  • законодательные (правотворческие);
  • исполнительные (управленческие);
  • судебные.

        В зависимости от значения – на:

  • основные (например, функция охраны общественного порядка);
  • неосновные (например, функция рассмотрения споров).
 

Глава 2. Функции государства 

  2.1. Внутренние функции  государства 

  К внутренним функциям современного Российского  государства относятся следующие.

  Функция охраны прав и свобод человека и  гражданина, обеспечения правопорядка - это деятельность государства, направленная на защиту интересов личности и общества, на реальное воплощение в жизнь ст. 2 Конституции РФ, согласно которой "человек, его права и свободы являются высшей ценностью". Данное направление деятельности современного Российского государства должно быть связано с более надежным гарантированием прав и свобод человека и гражданина, с укреплением законности и правопорядка, с усилением борьбы с коррупцией, взяточничеством, беспределом криминала.

  Экономическая функция государства заключается в выработке и государственной координации основных направлений экономической политики в устойчивом режиме. На разных этапах развития общества эта функция может проявляться по-разному. Здесь весьма важна постановка вопроса о пределах вмешательства государства в экономическую сферу, о методах государственного управления экономическими отношениями. Если в условиях административной системы управления экономика регулируется преимущественно директивами, то в условиях рыночных отношений - прежде всего экономическими методами, т.е. посредством налогов, кредитов, льгот и т.д. Сейчас данная функция в современной России в основном сводится к формированию и исполнению бюджета, определению стратегии экономического развития общества, обеспечению равных условий для существования различных форм собственности, стимулированию производства, предпринимательской деятельности и т.д.

  Функция налогообложения выступает самостоятельной  основной функцией современного Российского  государства, ибо налог все больше становится главным методом новой системы управления, универсальным регулятором, который используется не только в экономической сфере, но и в социальной, юридической, внешнеполитической и т.п. Думается, далеко не случайно создана целая система государственных органов, призванных эту функцию осуществлять (налоговые инспекции, налоговая полиция и т.п.), принимается специальное законодательство (Налоговый кодекс РФ и другие нормативные акты в сфере налогового законодательства).

  Функция социальной защиты есть направление  деятельности государства, которое призвано обеспечить нормальные условия жизни для общества и социальную защищенность личности. Это наиболее злободневная ныне функция государства, которая выражается в комплексе мероприятий по оказанию социальных услуг членам общества, их социальной поддержке. Прежде всего, речь идет об обеспечении нормальных условий жизни для тех категорий граждан, кто в силу различных объективных причин не может полноценно трудиться - инвалиды, пенсионеры, студенты и др. Кроме того, государство, выполняя данную функцию, призвано поддерживать жилищное строительство, здравоохранение, общественный транспорт, связь и т.п.

  Экологическая функция - это новое развивающееся  направление деятельности современного Российского государства, связанное  с обострением экологической ситуации в мире и в стране. Она выражается в разработке природоохранного законодательства, с помощью чего государство устанавливает правовой режим природопользования, берет на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания, закрывает в случае необходимости экологически вредные предприятия, штрафует нарушителей закона и т.д.

  С учетом высокой социальной значимости отношений в сфере взаимодействия общества и природы необходимость  их всестороннего регулирования возникла уже давно. Так, в 70-е годы не только юристами-экологами, но и теоретиками права было обосновано выделение как основной и самостоятельной природоохранительной функции государства. В эти же годы в литературе встречаются утверждения о том, что охрана природы при социализме должна стать основной функцией государства. В тот же период по проблемам охраны природы в СССР был написан ряд очень важных и актуальных даже в современных условиях правовых работ.

  Экологическая функция любого государства должна носить всеобщий, глобальный характер и в отличие от других не может быть разделена на внешние и внутренние аспекты, хотя включает их в себя. Суть ее заключается в том, чтобы обеспечить эколого-безопасное развитие как данного государства, так и всех окружающих, зависящих от функционирования данного конкретного государства. Это реалии и перспективы выживания как конкретной страны, так и мирового сообщества.

  Экологическая функция государства реализуется  только через систему механизмов своей реализации, через устойчивое развитие трансформации и через экологизацию других функций. С появлением экологической функции в системе государства, науки в целом и права в особенности встает вопрос о беспрецедентном процессе совмещения законов развития общества и законов развития природы.

  Экологическая функция должна быть не только одной  из приоритетных функций, но и основополагающей, так как она призвана оказывать  влияние на другие функции государства  и в конечном итоге сохранить  окружающую природную среду для  настоящих и будущих поколений.

  Экологическая функция государства отражается и в правовых отношениях, что обусловливает  появление соответствующей экологический  функции права. Под экологической  функцией права следует понимать юридическое воздействие на общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды для настоящих и будущих поколений людей. Цель экологической функции права состоит в обеспечении качества окружающей природной среды в условиях хозяйственного развития общества средствами правового регулирования. Такая цель достигается путем разработки, принятия и применения норм права, отражающих требования экологических закономерностей во взаимодействии общества и природы, закрепляющих научно обоснованные нормативы хозяйственного воздействия на естественную среду обитания, ведь только право как система общеобязательных норм является в государственном организованном обществе единой системой, стремящейся скоординировать и упорядочить совокупную деятельность людей.

  Право и государство в их современной  модификации выработаны долгим и  трудным поиском человечеством  путей самосохранения и выживания. И с этих позиций проблема устойчивого  развития не нова, она существует столько, сколько существует человечество. Однако каждый этап его развития выдвигал свои проблемы, необходимые для самосохранения и выживания человеческого рода, свои способы решения этой задачи.

  Однако  за последние 10 - 15 лет начинает складываться мнение о том, что сама по себе государственно-правовая система не гарантирует успех в решении экологических проблем. Расширяя примитивное понимание "полицейских методов", выход из экологического кризиса - за счет социальных программ, в которых доминируют права граждан на благоприятную природную среду, за счет социологических методов получения и анализа экологической информации, за счет расширения информационного обеспечения общественных организаций и населения и контроль над органами власти. На наш взгляд, данное суждение является не совсем верным, ведь еще К. Маркс и Ф. Энгельс отмечали, что "на известной весьма ранней ступени развития общества возникает потребность охватить общим правилам повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов и позаботиться о том, чтобы отдельный человек подчинился общим условиям производства и обмена.

  Верным  является высказывание о том, что  при всей значимости различных норм и институтов, действующих в человеческом сообществе, важнейшее место занимают правовая нормативность и институт государственности. Это объясняется рядом причин, однако нам достаточно выделить главную, любая нормативная система - это неоценимый способ организации целенаправленной деятельности, поведения людей. Политическая, нравственная и иные системы лишены опоры на единые нормативы, так как они различны у разных людей, социальных групп и т.д. Различна направленность институтов этих структур. И данная противоречивость и разнонаправленность норм и институтов сама по себе может быть источником конфликтов, причиной нарушения устойчивого развития.

  Культурная  функция призвана поднять культурный и образовательный уровень граждан, свойственный цивилизованному обществу, создать условия их участия в  культурной жизни общества, пользования  соответствующими учреждениями и достижениями. Сегодня ее содержание составляет разносторонняя государственная поддержка развития культуры - литературы, искусства, театра, кино, музыки, средств массовой информации, науки, образования и пр., хотя и осуществляемая в явно недостаточном объеме.

  Информационная  функция всегда существовала как  функция государственных органов, то есть как реализация компетенции, прав и обязанностей отдельных органов  в соответствии с их местом и назначением  в государственном механизме  и политической системе общества.

  Если  сказать, что информатизация является совершенно новой предметной сферой правового регулирования, то это  не будет правильно. Информация, средства связи, научно - технические разработки в этих областях всегда привлекали внимание права.

  До  самого последнего времени проблеме информационной функции в работах ученых по теории государства и права не уделялось внимания, и в трудах Н.Г. Александрова, М.И. Байтина, А.И. Денисова, Л.И. Загайнова, А.П. Косицына, Г.Н. Манова, Н.П. Фарберова, Н.В. Черноголовкина и др., посвященных этой проблематике, рассматривались основные функции государства без выделения информационной.

  Лишь  недавно Л.А. Морозова поставила  этот вопрос и констатировала, что "на функции государства воздействуют также процессы информатизации общества, создание общепланетарного информационного пространства". Она отметила информационную функцию в качестве основной функции государства. Однако подробного развития этот тезис не получил.

Информация о работе Правоведение