Правомерное поведение. Правоохранительные органы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 16:29, контрольная работа

Описание работы

Человек - существо социальное, общественное. Для реализации своих потребностей и интересов он ежедневно вступает в сотни различных отношений с другими людьми. Причем его участие в этих отношениях может иметь различную степень социальной значимости – своим поведением индивид может принести как значительную пользу, так и существенный вред. Упорядочению общественных отношений служат признанные и поддерживаемые государством, как официальным представителем и гарантом безопасности всех членов общества, правовые нормы, устанавливающие своеобразные границы социально значимого поведения своих граждан, коллективных объединений, должностных лиц.

Содержание

1. Правомерное поведение: понятие и виды …………………………………. 3
1.1 Понятие и основные признаки правомерного поведения …………….… 4
1.2 Структура правомерного поведения ………………………………………...
1.3 Виды правомерного поведения ………………………………………………
1.4 Значение правомерного поведения в жизни общества …………………….
2. Правоохранительные органы в Российской Федерации …………………….
2.1 Понятие и признаки правоохранительных органов ………………………..
2.2 Система правоохранительных органов …………………………………….
2.3 Нормативная база деятельности правоохранительных органов …………
3. Задача № 10. Кукин был принят на АТП-1 шофером «Волги». Спустя месяц он приказом директора был переведен без его согласия водителем автобуса. Кукин отказался выполнять приказ о переводе, и был уволен. Считая, что уволен незаконно Кукин подал жалобу.
Куда Кукин должен подать жалобу?
Каков порядок перевода работников на другую постоянную работу?
Какое решение должен принять орган по рассмотрению спора?
Список использованной литературы ……………………………………………

Работа содержит 1 файл

Основы правоведения.doc

— 119.50 Кб (Скачать)

Различают следующие  признаки, выделяющие правоохранительные органы из общей массы социальных образований:

1. Цель деятельности правоохранительных органов, выраженная в самом наименовании органов – охрана права, подразумевает:

  • создание условий, препятствующих нарушению права;
  • восстановление нарушенного права;
  • наказание правонарушителя;
  • одновременное восстановление нарушенного права и наказание правонарушителя.

2. Правоохранительные органы – это государственные органы. Нарушенное право порождает обязанность государства проявить соответствующую реакцию в виде осуждения или санкции. Право на это возникает лишь в случае установления всех обстоятельств правонарушения. Выяснением реальной картины противоправных событий и занимаются уполномоченные государством правоохранительные органы. Они создаются и финансируются государством, комплектуются специалистами, отвечающими определенным требованиям, имеющими специальную подготовку и образование (как правило, юридическое).

3. Правоохранительные органы осуществляют свою деятельность на основании закона и в соответствии с ним. Требования к специалистам и пределы их полномочий закреплены в законе. Например, федеральные законы «О милиции», «О Прокуратуре РФ» и др.

4. Правоохранительные органы наделены правом применения мер принуждения. Для своего нормального функционирования государство вынуждено прибегать не только к положительному стимулированию физических и юридических лиц, но и к негативным рычагам воздействия.

Названные признаки присущи всем без исключения правоохранительным органам. Их можно обозначить как признаки первой очереди. Отсутствие хотя бы одного из них означает, что орган не может быть отнесен к правоохранительным.

Вместе с тем есть признаки, которые принадлежат лишь некоторым правоохранительным органам. Это так называемые признаки второй очереди. При наличии хотя бы одного такого признака можно говорить, что перед нами правоохранительный орган. Однако даже при отсутствии всех признаков второй очереди невозможно сделать противоположный вывод.

К признакам второй очереди  относятся:

  • право применения норм уголовного закона;
  • осуществление полномочий в строго определенной процессуальной форме. Для деятельности судов, например, характерны различные виды судопроизводств: уголовное, гражданское, арбитражное, конституционное, административное.

Опираясь на приведенные  выше признаки, можно сформулировать определение правоохранительных органов.

Правоохранительные  органы – это специальные органы, созданные государством в целях охраны права, действующие на основании и в соответствии с законом, наделенные правом применения мер принуждения, а в ряде случаев правом применения уголовного закона и обязанностью соблюдения определенной процессуальной формы.

Под приведенное определение  подходит большинство правоохранительных органов, в частности милиция, прокуратура, органы безопасности и др. Однако у отдельных образований явно правоохранительной направленности могут отсутствовать некоторые признаки. В качестве примера можно привести такие организации, стоящие на позиции охраны прав граждан, как адвокатура и Федеральная служба судебных приставов. Из приведенных признаков к ним подойдут лишь два: цель деятельности и функционирование на основе закона. Таким образом, формально такие органы нельзя назвать правоохранительными. Однако они, бесспорно, являются правоохранительными по сути и, главное, по целям своей деятельности.

Для того чтобы выделить правоохранительный характер деятельности этих органов и в то же время  показать, что в узком понимании они не являются правоохранительными, введен особый термин «квазиправоохранительные органы», образованный при помощи латинской приставки «квази-», имеющей значение «почти, близко».

Таким образом, квазиправоохранительные  органы – это государственные  органы, общественные организации и частные институты, оказывающие содействие правоохранительным органам в выполнении их функций, а также непосредственно обеспечивающие правовую помощь гражданам и юридическим лицам.

К квазиправоохранительным  органам кроме указанных выше можно отнести нотариат, органы частной детективной и охранной деятельности; юридическую службу предприятий и организаций.

Таким образом, правоохранительные органы — обособленная группа (преимущественно) государственных органов, уполномоченных осуществлять деятельность по охране правопорядка и законности, защите прав и свобод человека (правоохранительную деятельность).

 

 

 

 

 

 

2.2 Система правоохранительных  органов

 

Систему правоохранительных органов можно подразделить на судебные органы (суды) и иные правоохранительные органы.

Судебная система, в свою очередь, включает в себя Конституционный  Суд РФ, федеральные суды общей  юрисдикции, систему арбитражных  судов и суды (мировые судьи  и конституционные (уставные) суды) субъектов РФ.

Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля, призванный самостоятельно и независимо осуществлять судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Основная цель деятельности Конституционного Суда РФ – это защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции на всей территории РФ.

Система федеральных судов общей  юрисдикции уже своим названием  подчеркивает широту охвата правовых вопросов, подпадающих под ее процессуальную компетенцию. По сути, все правовые вопросы, возникающие в жизни граждан, разрешаются главным образом в судах общей юрисдикции.

В системе федеральных судов  общей юрисдикции в свою очередь  могут быть выделены: система общих  судов и система военных судов. Последние обособились в силу исторической традиции и состоят из судов военных округов (флотов) и гарнизонных судов. Обе эти системы имеют общий вышестоящий орган – Верховный Суд РФ (он является и общим, и военным судом одновременно).

Система общих судов включает в себя суды субъектов РФ, районные суды. Помимо этого к судам общей юрисдикции относятся и мировые судьи, хотя по своему организационно-правовому статусу они не относятся к федеральным судам общей юрисдикции, а формируются органами законодательной (исполнительной) власти субъектов РФ.

Система арбитражных судов создана  преимущественно для разрешения экономических споров, возникающих  между юридическими лицами, хотя арбитражные  суды имеют и иные полномочия. В  настоящее время система арбитражных судов включает в себя Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды арбитражных округов (кассационные суды), апелляционные суды и арбитражные суды субъектов РФ.

Суды субъектов РФ включают в себя мировых судей  и конституционные (уставные) суды субъектов  РФ. Основная задача мировых судей  – рассматривать и разрешать  правовые споры, которые наиболее часто  встречаются в повседневной жизни  граждан.

Конституционные (уставные) суды созданы для рассмотрения спорных правовых вопросов о соответствии принимаемых органами власти субъектов РФ нормативных правовых актов Конституции или уставу субъекта.

Также в России к правоохранительным органам относят военизированные  органы, осуществляющие оперативную или следственную деятельность  на  основании   специальных  законов:  Прокуратура   РФ, Следственный комитет РФ, Федеральная служба безопасности, Министерство внутренних дел, Федеральная миграционная служба, Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков, Федеральная таможенная служба, Министерство юстиции РФ, Федеральная служба исполнения наказаний.

Система правоохранительных органов призвана реализовать такие  важнейшие функции, как: конституционный  контроль, осуществление правосудия, прокурорский надзор, расследование правонарушений, обеспечение безопасности, исполнение судебных решений, оперативно-розыскная деятельность, охрана общественного порядка, оказание юридической помощи, профилактическая деятельность по предупреждению правонарушений.

В связи с этим выделяют органы выявления и расследования  преступлений, органы юридической помощи и органы обеспечения правопорядка и безопасности.

Взаимодействие правоохранительных органов с другими органами. Качественное решение задач, стоящих перед правоохранительными органами, возможно лишь при взаимодействии этих органов между собой и с другими государственными органами.

Правоохранительные органы осуществляют судебную и исполнительную власть. Взаимодействие их с органами законодательной власти происходит через действующее и перспективное законодательство. Правоохранительные органы не вправе критиковать законы, давать им политическую оценку, они обязаны исполнять законы. Вместе с тем ряд правоохранительных органов наделен правом законодательной инициативы. Это высшие судебные органы: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ.

Основная сфера взаимодействия правоохранительных органов с иными  органами – обеспечение законности и безопасности. По сути, ни одна общественная и государственная структура не может существовать независимо от правоохранительных органов. Последние осуществляют охрану жизни, здоровья лиц, работающих в иных органах, а также принадлежащее им имущество. Ко всем мероприятиям, проводимым иными государственными органами и общественными объединениями, привлекаются силы правоохранительных органов.

Правоохранительные органы РФ взаимодействуют с аналогичными структурами иностранных государств. Для упорядочения этой деятельности разрабатываются соответствующие договоры. Указанная деятельность нашла отражение и в Уголовном процессуальном кодексе  (ч. 5 «Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства»).

 

 

2.3 Нормативная база  деятельности правоохранительных  органов

 

Организация и деятельность правоохранительных органов регулируются множеством законодательных и иных нормативных правовых актов, классифицируемым по юридической силе.

Нормативным правовым актом  высшей юридической силы является Конституция. Конституция – основной закон нашей страны, служащий фундаментом, юридической базой для любой отрасли права. Она обладает прямым действием и применяется на всей территории РФ непосредственно, не нуждаясь в том, чтобы те или иные ее положения были текстуально или содержательно воспроизведены (детализированы) в специально принимаемых законах и ведомственных инструкциях.

Федеральные конституционные  законы регламентируют наиболее важные направления деятельности правоохранительных органов, закрепляют правовые основы деятельности крупнейших блоков правоохранительной системы. Как правило, указанными законами регламентируется деятельность судов (Закон о Конституционном Суде, Закон об арбитражных судах, Закон о судебной системе).

Основная роль в регламентации  деятельности правоохранительных органов  принадлежит федеральным законам. Почти каждому органу соответствует определенный закон. В качестве примера можно назвать такие законы, как Закон о прокуратуре, Закон о милиции и ряд других. Кроме того, указанные органы в своей деятельности опираются на ряд «универсальных» законов. Они организуют свою деятельность в соответствии с процессуальным законодательством (УПК РФ, ГК РФ) и другими законами, касающимися их деятельности, в частности Федеральным законом от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Следующую группу нормативных  актов можно объединить термином «подзаконные нормативные акты». К ним относятся постановления органов законодательной власти, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные нормативные акты.

К постановлениям органов законодательной власти относятся постановления Государственной Думы и органов законодательной власти субъектов РФ. Государственная Дума Федерального Собрания РФ может регламентировать отдельные вопросы деятельности правоохранительных органов, в частности порядок прохождения службы, аттестации сотрудников.

Указами Президента РФ, как правило, устанавливается структура отдельных правоохранительных органов, например органов федеральной службы безопасности, а также регламентируются вопросы функционирования отдельных подразделений.

Постановления Правительства  РФ регламентируют работу правоохранительных органов, подпадающих под его подчинение, в частности органов внутренних дел, таможенных органов, органов Минюста России. Так, Правительством РФ установлена структура криминальной милиции и милиции общественной безопасности.

Ведомственные нормативные  акты занимают существенное место в детальной регламентации деятельности правоохранительных органов. Данные акты тщательно расписывают порядок функционирования правоохранительных органов в соответствии с Конституцией и федеральными законами. Так, приказами МВД России устанавливается порядок приема от граждан заявлений и сообщений о преступлениях, порядок конвоирования лиц и т. п.

Также издаются межведомственные приказы и инструкции. Например, Инструкция о порядке обращения с вещественными доказательствами подписана руководителями МВД России, Генеральной прокуратуры РФ и Минюста России.

Информация о работе Правомерное поведение. Правоохранительные органы РФ