Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 09:26, реферат
Факты можно рассматривать в онтологическом (не зависящем от сознания) и логико-гносеологическом планах.
Понятие социального факта
Факты можно рассматривать в онтологическом (не зависящем от сознания) и логико-гносеологическом планах. В онтологическом смысле факты суть любые не зависящие от наблюдателя состояния действительности или свершившиеся события. В логико-гносеологическом плане фактами называют обоснованное знание, которое получено путем описания отдельных фрагментов реальной действительности в некотором строго определенном пространственно-временном интервале. Это — элементарные компоненты системы знания.
Понятие "социальный
факт" было введено в социологию
Эмилем Дюркгеймом — классиком французской
социологической школы прошлого
века. Дюркгейм разделял социальные факты
на морфологические как
(а) совокупные,
систематизированные
(б) совокупные,
систематизированные
(в) совокупные,
обобщенные характеристики
(г) в феноменологически
ориентированной социологии в
качестве социального факта
Мы в дальнейшем
будем исходить из представления
о социальном факте в его социально-
В гносеологическом
плане социальные факты обретают
смысл благодаря той или иной
системе понятий, в которых мы
описываем фрагменты социальной
действительности. Как это ни парадоксально,
научный факт есть определенный итог
познавательного процесса, а не его
начало. Разумеется, это предварительный,
промежуточный итог на уровне эмпирического
обобщения.
Уже элементарный
акт наименования наблюдаемого события
есть включение его в категорию
подобных в одном, определяемом этим
термином смысле при игнорировании
других его особенностей и свойств.
Называя человека мужчиной или женщиной,
мы указываем на одно свойство и
тем самым сознательно упрощаем
реальность, в известном смысле искажаем
ее. Ведь в действительности каждый
человек обладает множеством иных свойств,
которые мы игнорировали в своем
наблюдении. И делали это сознательно
в силу того, что в данном случае
прочие свойства наблюдаемого почему-то
для нас несущественны. Существенность
или несущественность прочих свойств
была подсказана определенным углом
зрения наблюдателя. Научное наблюдение
событий, в отличие от обыденного, ненаучного,
отличается здесь лишь тем, что для описания
событий используются принятые в данной
науке термины. В нашем примере мы используем
понятие "пол" (мужской и женский).
Согласитесь, что обозначить человека
по его полу не то же самое, что назвать
мужчиной или женщиной. В первом случае
не должно быть сомнений в том, что регистрируется
определенное, и только это, свойство.
Во втором случае и в обыденном языке далеко
не всегда очевидно, что имеется в виду,
когда говорят "мужчина", "женщина".
Это зависит от контекста высказывания.
Например, может быть, акцентируется возраст
(не ребенок), может быть, свойства мужественности
и женственности, а то и вовсе обращение
к человеку, замещающее иное возможное
обращение: гражданин, господин, товарищ...
Так или иначе, независимость события
явления от наблюдателя нарушена самим
процессом его регистрации.
Отдельные события социальной действительности, как правило, являются элементарными "частичками" массового процесса. Задача социолога — отделить индивидуальные различия, имеющие систематический характер, от случайных и тем самым описать устойчивые свойства данного процесса. Для этого применяется аппарат вероятностной статистики, основа которой — закон больших чисел. По определению В. С. Немчинова, закон больших чисел — "это общий принцип, в силу которого совокупное действие большого числа индивидуальных причин и условий, содержащих в себе элементы случайного характера, при некоторых весьма общих условиях приводит к результату, почти не зависящему от случая". Необходимые предпосылки действия этого закона — достаточное число наблюдений и независимость отдельных событий от некоторой общей причины (в смысле динамической зависимости).
Не останавливаясь на специальных проблемах, связанных с понятием случайности в социальных явлениях, укажем, что вторая предпосылка действия закона соблюдается всюду, где мы имеем дело с поведением достаточно больших масс индивидов, если их действия не являются жестко регламентированными, что исключает всякие возможности личной инициативы, т. е. индивидуального уклонения от заданной программы действий. Поэтому наряду с понятием "социальный факт" употребляется выражение "статистический факт", который можно определить как типические сводные числовые характеристики, основанные на специально организованном массовом наблюдении социальных явлений.
Теперь мы знаем, что
а) социальные факты — абстракции, коль скоро они — описания некоторых событий в общих понятиях, и
б) что по преимуществу это социально-статистические обобщения.
Следовательно, включение фактического знания в систему науки предполагает определенную концептуальную схему ("систему соотнесения"), в которой мы регистрируем наблюдения множества событий. Как же выбрать обоснованную "систему соотнесения" для описания элементарных "кусочков" действительности?
Во-первых, мы должны
ясно осознавать, что регистрируем
наблюдаемые события, свойства, явления
не вообще, но в связи с другими,
тем самым уже обрывая
Во-вторых, каков
социальный контекст регистрации некоторого
события, явления или свойства? В
разных условиях одинаковые явления
имеют разные социальные значения,
по-разному оцениваются и
В какой последовательности задавались вопросы в процессе интервью, когда и где это имело место, на каком языке и в какой культурной среде и т. д. и т. п. — все эти ограничения помогают обоснованному установлению единичных и сгруппированных фактов.
Поэтому социология в фактуальном ее основании утверждает принцип описания событий в определенном социальном контексте или в конкретных социальных ситуациях, т. е. совокупности общих и особенных жизненных обстоятельств, в которых фиксируются наблюдаемые события. Например, при опросах общественного мнения исключительно важно указать, кто и когда был опрошен (состав опрашиваемых), в каких регионах, как задавались вопросы. Не зная этого, невозможно воспринять социальный смысл и значение результатов опроса.
Итак, выделение общих и специфических фактов зависит от следующих критериев:
Какова практическая
или теоретическая цель исследования
(для чего изучается объект)? Каков
предмет исследования (что именно
в этом объекте нас интересует
с точки зрения цели исследования)?
Каково состояние теоретических
и практических знаний, позволяющее
описать, обобщить и объяснить факты
в данной ситуации? Вместе с тем
нельзя не принимать во внимание, что
одни и те же явления и социальные
процессы могут быть рассмотрены
в разных теоретических моделях.
Скажем, при изучении образа жизни
людей мы можем обратиться к разным
частным теориям этого
Однако есть
еще очень существенное ограничение:
выделение общих и
Возникает вопрос: обладает ли социологическое знание фактуальной достоверностью.
Чтобы разобраться в этом вопросе, разделим его на две проблемы: одна — проблема обоснованности фактуального утверждения и вторая — проблема его истинности. Что касается истинности социального знания, то это "вечный философский вопрос, и мы не можем сколько-нибудь основательно обсуждать его в этой книге. Обоснованность фактуального утверждения зависит от состояния наших знаний и некоторых критериев, которые служат аргументами, свидетельствующими, что такие-то факту ал ьные утверждения правомерны. Приведем общую схему последовательности операций, необходимых для установления обоснованных социологических фактов.
Первый уровень на этой схеме — общая предпосылка обоснованности фактуального знания. Это наши фундаментальные представления о социальной и природной действительности, наше мировоззрение. Если на этом уровне доминируют иллюзии, заблуждения, то они будут "накладываться" на все последующие операции исследования. Второй уровень — состояние и разработанность социологической теории. Здесь имеется в виду система уже достигнутого научного знания об объектах исследования, исходя из которой и путем сопоставления с новыми, еще не систематизированными наблюдениями (или данными других наук) выдвигаются гипотезы относительно неисследованных социальных явлений и процессов. Они образуют концептуальные "рамки", в которых далее будут описываться отдельные события в конкретных социальных ситуациях. Условие такого перехода от имеющихся теоретических представлений к эмпирическому исследованию — эмпирическая интерпретация понятий, о чем мы будем говорить в следующей главе.Третий уровень — процедурный.Это система знаний о методах и технических приемах исследования, обеспечивающих надежную и устойчивую фактуальную информацию. Три названные предпосылки образуют главные условия для составления обоснованной исследовательской программы, которая, в свою очередь, определяет содержание и последовательность эмпирических процедур сбора и обработки фактуальных данных.
Конечный "продукт"
этой деятельности — научные факты
— вводится в социологическую
теорию. В жестко целенаправленном
исследовании они входят в ту систему
знания, из которой были извлечены
первоначальные гипотезы. Конечно, на
базе хорошо обоснованных фактов возможно
и иное их теоретическое истолкование.
Но тогда потребуется
Понятно также, что введение новых научных фактов так или иначе видоизменяет теорию данного уровня, а изменения в ряде специальных социологических теорий ведут к соответствующим преобразованиям в более высоких уровнях знания. Таков как бы спиралевидный путь развития любой науки. Начальный этап исследования на любом витке спирали — имеющееся системное знание, а завершающий — новое системное знание и переход к следующему витку. В этом процессе возведения здания социологической науки факты играют огромную роль, но они все же остаются "сырым строительным материалом". Фактуальная основа нашего знания — именно "сырой" материал, мы его обрабатываем и формируем в соответствии с концептуальными схемами, упрощаем, отбрасываем "ненужное" в данной концептуальной модели, случайное, нетипичное.
Все, что здесь
до сих пор говорилось, относится
к классическому пониманию
Насколько же вообще
социальное знание достоверно? Оно
достоверно в той мере, в какой
обоснованны и достоверны наши предварительные
теоретические и методические инструменты
получения нового знания. Оно достоверно
и в той ограниченной плоскости,
в которой мы преследуем определенные
познавательные цели, а также в
рамках определенной социальной ситуации,
социального контекста нашего знания.
Итак, социальные факты мы можем
рассматривать как социально-
В этом понимании будет справедливым следующий логический ряд:
1) описанию и
обобщению подлежат