Понятие ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления

Автор: Степан Суворов, 17 Октября 2010 в 21:27, реферат

Описание работы

Конституционная ответственность
Административная ответственность
Дисциплинарная ответственность
Гражданско-правовая ответственность
Уголовная ответственность

Содержание

нет

Работа содержит 1 файл

кр мп.docx

— 31.15 Кб (Скачать)

Возмещение ущерба в таком случае регулируется ст. 1069 ГК РФ. Данная статья сформулирована с учетом требований ст. 33 и 153 Конституции  РФ и ст. 16 ГК РФ и является специальной. В ней предусмотрены особенности, отличающие ее от общих правил деликтной ответственности. Они выражаются, во-первых, во властно-административном, т.е. юридически обязательном, одностороннем характере действий органов местного самоуправления, а также их должностных лиц; во-вторых, в том, что причинение вреда вызвано противоправными действиями указанных субъектов.

Виды и формы  деяний, причиняющих вред, весьма многообразны. Ими могут быть различные нормативные  или индивидуальные акты, которые  направлены гражданам и юридическим  лицам и подлежат обязательному  исполнению. Таковым может быть и  противоправное бездействие, так как  непринятие необходимых мер, предусмотренных  законами и иными правовыми актами, может также привести к причинению вреда.

Следует обратить внимание, что возмещение вреда производится не за счет самих должностных лиц, чьи действия или бездействие  и вызвали, собственно, причинение ущерба, а за счет казны муниципального образования. Это связано с тем, что должностные  лица органов местного самоуправления, как уже указывалось выше, не являются субъектами гражданского права. От имени  казны муниципального образования  в соответствии со ст. 1071 ГК РФ обычно выступают соответствующие финансовые органы.

Третий случай связан с причинением вреда органами и должностными лицами местного самоуправления не в сфере властно-административных отношений, а в результате хозяйственной  и технической деятельности. Органы местного самоуправления в соответствии со ст. 41 Закона о местном самоуправлении 2003 г. являются юридическими лицами. Это  означает, что они самостоятельно выступают в гражданском обороте  и несут ответственность за совершаемые  ими действия.

Ответственность органов местного самоуправления может  наступать, например, в результате невыполнения ими условий гражданско-правовых договоров с физическими и  юридическими лицами. Ответственность  в таком случае наступает в  общем порядке (ст. 1064 ГК РФ). В случае причинения вреда источниками повышенной опасности, принадлежащими органам  местного самоуправления (например, машиной  местной администрации), ответственность  наступает в соответствии со ст. 1079 ГК РФ.

  Уголовная ответственность

Уголовная ответственность  должностных лиц местного самоуправления наступает в случае совершения ими  деяний, содержащих все признаки состава  преступления и предусмотренных  УК РФ . Перечень этих деяний содержится в гл. 30 «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления». Применительно к должностным лицам местного самоуправления данная глава содержит такие составы преступлений, как злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285); превышение должностных полномочий (ст. 286); отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ (ст. 287); незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289); получение взятки (ст. 290); служебный подлог (ст. 292); халатность (ст. 293). Для привлечения к ответственности в соответствии с данными статьями следует руководствоваться определением должностного лица, данным в примечании к ст. 285 УК РФ.

Действующее уголовно-процессуальное законодательство устанавливает особенности  привлечения к уголовной ответственности  выборных должностных лиц местного самоуправления. Так, в частности, решение  о возбуждении уголовного дела в  отношении депутата, члена выборного  органа местного самоуправления, выборного  должностного лица органа местного самоуправления либо о привлечении его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц  или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, принимается прокурором субъекта РФ (ст. 448 УПК РФ ).

В соответствии с ч. 9 ст. 40 Федерального Закона о  местном самоуправлении 2003 г. депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления не могут быть привлечены к уголовной ответственности  за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, в том  числе по истечении срока их полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.

Информация о работе Понятие ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления