Понятие муниципальной собственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 13:54, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть методы управления муниципальной собственностью.
Для реализации поставленной цели были поставлены следующие задачи исследования:
дать понятие муниципальной собственности;
изучить современные методы управления объектами муниципальной собственности;
рассмотреть структурно-функциональный механизм управления муниципальной собственностью

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ 6
1.1. ПОНЯТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ 6
1.2. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ 8
2. ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ 14
2.1. СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 14
2.2. ПРИНЦИПЫ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ 23
3. МЕТОДИКА ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ ПРИ РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34

Работа содержит 1 файл

Муниципальная собственнсть.doc

— 162.00 Кб (Скачать)

Субъектом муниципальной собственности являются органы местного самоуправления, представляющие интересы местного сообщества. Муниципальная собственность составляет экономическую основу их деятельности, что означает наличие объектов собственности и соответствующих имущественных прав, а также средств и методов, с помощью которых может быть организовано управление муниципальной собственностью в процессе хозяйственной деятельности муниципалитета с целью обеспечения благосостояния членов местного сообщества.

Орган МСУ как субъект экономической деятельности использует свою собственность в двух направлениях: организация хозяйственной деятельности на основе использования муниципального имущества с целью получения дохода и регулирование условий хозяйствования с целью достижения социальных результатов (хотя и с утратой некоторой части возможного дохода).

В эволюции муниципальной собственности выявлено три пути: первый путь является результатом естественноисторического процесса развития различных форм собственности и формирования многоукладной экономики; второй путь связан с тем, что состав компетенции местного самоуправления может меняться, и возникает необходимость соответствующей коррекции муниципальной собственности, которая сокращается за счет приватизации или прирастает за счет муниципализации государственных или частных предприятий и организаций; третий путь характерен для России, его специфика заключается в том, что формирование муниципальной собственности осуществлялось не естественным путем, «снизу», а в ходе раздела государственной собственности, ее передачи в муниципальную и частную собственность, а также в ходе приватизации бывших госпредприятий.

Становление муниципальной собственности в России в постсоветский период можно условно разделить на три временных периода, соответствующих этапам реформы местного самоуправления. При этом каждый этап характеризуется принятием качественно нового законодательства, формирующего новые рамки правоимущественных отношений по поводу объектов муниципальной собственности.

В настоящее время на муниципальный сектор приходится предоставление наибольшего количества общественных благ населению, поскольку именно муниципальный уровень является наиболее приближенным к населению уровнем власти. Местные органы самоуправления как субъекты муниципальной собственности имеют возможность выбора способа хозяйственной деятельности: либо обеспечивать предоставление необходимых товаров и услуг непосредственно предприятиями и организациями муниципального сектора, либо организовывать предоставление местных благ на предприятиях частного сектора, используя механизмы передачи частичных прав собственности с помощью механизмов аренды, муниципального заказа или концессионных соглашений.

В ходе исследования определены основные проблемы в использовании муниципальной собственности: недостаточность имущественно-объектного состава муниципальной собственности для реализации вопросов местного значения; высокая дотационность бюджетов муниципальных образований; низкий уровень обеспеченности населения жизненно необходимыми благами (газо-, водоснабжение и др.).

Организации взаимодействия частного и муниципального секторов экономики в производстве необходимых местному сообществу благ строится с учетом конкретных социально-экономических условий, реально складывающихся в муниципалитетах и на основе использования различных форм частно-муниципального сотрудничества, разновидностями которого являются доверительное управление, аренда, муниципальный заказ и концессия. Это означает развитие нового для России территориально-корпоративного типа муниципального управления.

Одним из наиболее эффективных, но практически не используемых в муниципальной практике инструментов управления муниципальной собственностью является концессия. В основе концессионного сотрудничества лежит принцип разделения ответственности, в соответствии с которым муниципальные органы власти отвечают за предоставление муниципальных услуг и их качество, а частная компания отвечает за финансирование и производство соответствующих услуг надлежащего качества.

Список литературы

 

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. I: Федеральный закон от 21 октября 1994 г. № 51-ФЗ.
  2. Земельный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ.
  3. Федеральный закон от 06.10.2006 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
  4. Авдеева Т.Т. Экономическое развитие местного сообщества: методология и технология. – Краснодар: «Эконинвест», 2001.
  5. Алисов А.Н., Гапоненко А.Л., Мельников С.Б., Николаев В.А. Муниципальное управление: социально-экономическое развитие города. – М.: Логос, 2002.
  6. Андреева Е.М. Становление права муниципальной собственности в Российской Федерации // Государство и право. 2004. №3. С. 36.
  7. Бабун Р.В. Организация местного самоуправления: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005.
  8. Воронин А.Г. Муниципальное хозяйство и управление: проблемы теории и практики. – М.: Финансы и статистика, 2002.
  9. Воронин А.Г., Лапин В.А., Широков А.Н. Основы управления муниципальным хозяйством. Учебное пособие. – М.: Дело, 1998.
  10. Глазатова М., Виленский А. Государственный и муниципальный заказ для малого бизнеса // Экономика и жизнь. 2004. №4. С. 100 - 110.
  11. Григорьев В.В., Острина И.А., Руднев А.В. Управление муниципальной недвижимостью: Учеб.-практ. Пособие. – М.: Дело, 2001.
  12. Зотов В.Б., Макашева З.М. Муниципальное управление: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
  13. Лекции по экономике города и муниципальному управлению. М.: Фонд «Институт экономики города», 2004.
  14. Методические рекомендации по формированию концепции социально-экономического развития муниципального образования. М., РИЦ «Муниципальная власть», 2000.
  15. Модин Н.А. Муниципальная собственность – экономическая основа деятельности органов местного самоуправления // Законодательство и экономика.– 2001.– № 2.
  16. Муниципальная собственность и инвестиции. – М.: ФГНУ РНЦГМУ, 2003.
  17. Муниципальный менеджмент: Справочное пособие / Иванов В.В., Коробова А.Н. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 718 с.
  18. Пятков Д.В. О гражданской правосубъектности Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований // Журнал российского права. 2002. №10. С. 80.
  19. Система муниципального управления: Учебник для вузов. /Под ред. В.Б. Зотова. – СПб.: Лидер, 2005.
  20. Уваров А.А. Муниципальная собственность: проблемы формирования и управления // Журнал российского права. 2002. №3/4. С. 32.
  21. Филиппов Ю.В., Авдеева Т.Т. Основы развития местного хозяйства: Учебник. – М.: Дело, 2000.
  22. Экономика и управление недвижимостью: Учебник для вузов / Под общ. ред. П.Г. Грабового. Смоленск: Изд-во "Смолин плюс", М.: Изд-во АCB, 1999.



Информация о работе Понятие муниципальной собственности