Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 13:54, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть методы управления муниципальной собственностью.
Для реализации поставленной цели были поставлены следующие задачи исследования:
дать понятие муниципальной собственности;
изучить современные методы управления объектами муниципальной собственности;
рассмотреть структурно-функциональный механизм управления муниципальной собственностью
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ 6
1.1. ПОНЯТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ 6
1.2. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ 8
2. ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ 14
2.1. СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 14
2.2. ПРИНЦИПЫ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ 23
3. МЕТОДИКА ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ ПРИ РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
Содержание
Процессы рыночных преобразований, формирования институтов рыночной экономики сопряжены со значительными изменениями роли общественного сектора в экономике. Это проявляется во множестве измерений, в том числе связанных с организацией предоставления тех или иных видов услуг, выступающих в форме общественных благ (коллективных, локальных).
Однако вплоть до последнего времени проблематика общественного сектора рассматривалась в контексте изменения роли государства в рыночной экономике в целом, без выделения особой роли местных органов власти в организации предоставления местных общественных благ на территории муниципального образования. Между тем именно на локальном (местном) уровне предоставляются наиболее значимые жизненно необходимые населению блага (электро-, газо-, тепло- и водоснабжение, транспортные услуги, благоустройство и т.д.).
Экономической основой предоставления общественных благ населению на территории муниципалитета является муниципальная собственность. Муниципальный сектор, формируемый на основе муниципальной собственности, хотя и признается в качестве составного элемента общественного сектора экономики, но исследуется слабо.
В большинстве работ отмечается недостаточность объемов муниципальной собственности для выполнения возложенных федеральным законодательством на органы местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения, высокая дотационность местных бюджетов, несовершенство нормативно-правового регулирования взаимодействия органов местного самоуправления с немуниципальными хозяйствующими субъектами, отсутствие государственных и региональных стандартов и нормативов качества муниципальных услуг, предоставляемых населению.
Отмечая достаточно высокую степень проработанности в исследовании проблем управления муниципальной собственностью, необходимо подчеркнуть, что в большинстве современных работ муниципальная собственность определяется как экономическая основа местного самоуправления, а организация предоставления необходимых благ с помощью муниципальной собственности (ее имущественной и финансовой составляющих) возлагается на органы местного самоуправления. Однако важна постановка не только вопроса «кто», но и «для кого», а также «каким способом» в условиях рыночной экономики можно обеспечить предоставление местных общественных благ. В связи с этим, возникает необходимость более углубленной проработки ряда взаимосвязанных вопросов, которые исследуют муниципальную собственность как естественную основу муниципального хозяйства с позиций производства и предоставления местных общественных благ через взаимодействие муниципального и частного секторов в экономике муниципального образования.
Цель работы – рассмотреть методы управления муниципальной собственностью.
Для реализации поставленной цели были поставлены следующие задачи исследования:
Объект исследования - муниципальная собственность, представленная в виде имущественного комплекса и средств местного бюджета, составляющих экономическую основу местного самоуправления управления.
Предметом исследования являются способы и механизмы управления муниципальной собственностью.
Появление муниципальной собственности в России связано с рыночными преобразованиями, формированием многоукладной экономики и последующими преобразованиями в административной сфере - реформой местного самоуправления. Одновременно проводимая государственная административная реформа связана с решением проблем взаимодействия государственного и местного уровней власти, распределением полномочий и соответственно изменениями в уровне их имущественной обеспеченности. В связи с этим в работе ставится проблема выбора теоретического подхода, наиболее продуктивного с точки зрения исследования проблем муниципальной собственности, оценки происходящего в экономике и в сфере административного управления с точки зрения выбора эффективного способа предоставления местных общественных благ на основе использования муниципальной собственности. Обосновывается необходимость использования нормативного подхода, который в отличие от сложившегося позитивного подхода, описывающего существующие закономерности и процессы, ориентирует на исследование реальных потребностей местного сообщества, что служит в свою очередь основанием для более точной оценки достаточности муниципального имущества в производстве и предоставлении местных общественных благ. [10]
вырезано
С учетом норм Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» можно предложить следующие виды муниципальных концессионных соглашений в сфере коммунального обслуживания: [2]
1) соглашение, в соответствии с которым муниципальное образование передает во временное владение и пользование концессионеру муниципальные объекты недвижимости, а концессионер обязуется провести мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств этих объектов и осуществлять предоставление коммунальных услуг потребителям с использованием данного объекта в течении определенного периода времени;
2) соглашение, в соответствии с которым муниципальное образование и субъект частного предпринимательства совместно финансируют создание объекта коммунального хозяйства, с момента ввода в эксплуатацию объект передается в собственность муниципального образования, а субъект частного предпринимательства осуществляет его использование в течении определенного периода времени.
3) соглашение, в соответствии с которым субъект частного предпринимательства осуществляет финансирование создания объекта коммунального хозяйства, который с момента ввода в эксплуатацию поступает в муниципальную собственность, а субъект частного предпринимательства осуществляет его использование в течении определенного периода времени.
Передача имущества в доверительное управление
Под передачей муниципального имущества частным юридическим и физическим лицам для предпринимательских целей понимается основанная на договоре передача муниципальной собственности в пользование юридических и физических лиц для обеспечения их деятельности в качестве коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, а также удовлетворения потребностей местного населения.
вырезано
3) достижение цели
доверительного управления
4) деятельность по
управлению муниципальным
Срок доверительного управления следует признать существенным условием договора, так как он определяет временные рамки достижения результата управления муниципальным имуществом.
При передаче в доверительное управление предприятий, как имущественных комплексов, к существенным условиям договора следует отнести:
1) описание, в том числе
технико-экономические
2) состав объекта доверительного
управления муниципальным
3) объем инвестиций в развитие объекта доверительного управления.
Важнейшим инструментом стратегии развития любой экономической системы является информационная база, без которой сегодня невозможно эффективное управление развитием муниципального образования. Особенно это касается всего многообразия имущественных отношений в системе управления муниципальной собственностью.
Необходимость организации
и внедрения в процессы, протекающие
в имущественной инфраструктуре
сельских муниципальных образований,
механизма эффективной
вырезано
Схематическая комплексная
модель предлагаемого структурно-
Особенностью построения
структурно-функционального
вырезано
Рис. 2.1. Структурно-функциональный механизм реализации стратегии управления муниципальной собственностью МО [15]
Целесообразно применение налоговых методов (вплоть до полного освобождения от уплаты региональных и местных налогов) по отношению к нерезидентам, создающим новые муниципальные имущественные комплексы (кластеры), избранные в качестве объекта муниципального развития. Основные направления методического обеспечения управления муниципальной собственностью могут быть отражены через функциональную схему (рис. 2.2).
Общая же модель организационно-экономических взаимоотношений в управлении муниципальной собственностью представлена на рис. 2.3.
вырезано
Рис. 2.2. Функциональная схема и методическое обеспечение управления муниципальной собственностью [18]
вырезано
Рис. 2.3. Система организационно-экономических взаимоотношений в управлении муниципальной собственностью [18]
Практика реализации указанных методических разработок нашла отражение в структуре имущественного комплекса «Муниципальной казны» МО «Боткинский район» (см. таблицы 2.1-2.3).
Таблица 2.1
Структура имущественного комплекса "Муниципальной казны" МО "Боткинский район", (%)
Вид имущества |
2004 |
2008 |
2007 |
1 . Недвижимое имущество |
вырезано |
вырезано |
вырезано |
2. Транспортные средства |
вырезано |
вырезано |
вырезано |
3. Иное движимое имущество |
вырезано |
вырезано |
вырезано |
4. Газовые сети |
вырезано |
вырезано |
вырезано |
5. Электрические сети |
вырезано |
вырезано |
вырезано |
Таблица 2.2
Структура муниципального имущественного комплекса, закрепленного на праве оперативного управления для МО "Июльское"(муниципальное
имущество "Муниципальной казны" МО "Боткинский район" для
безвозмездной передачи в муниципальную собственность)
Вид имущества |
Балансовая стоимость, тыс.рубл. |
Структу ра, % | ||
| Первонач. |
Амортизац. |
Остаточная |
|
1 . Недвижимое имущество |
вырезано |
вырезано |
вырезано |
вырезано |
2. Транспортные средства |
вырезано |
вырезано |
вырезано |
вырезано |
Таблица 2.3
Структура муниципального имущественного комплекса, закрепленного на праве оперативного управления для МО "Перевозное"(муниципальное имущество "Муниципальной казны" МО "Боткинский район" для безвозмездной передачи в муниципальную собственность)
Вид имущества |
Балансовая стоимость, т.р. |
Структу ра, % | ||
| Первонач. |
Амортизац. |
Остаточная |
|
1 . Недвижимое имущество |
вырезано |
вырезано |
вырезано |
вырезано |
2. Транспортные средства |
вырезано |
вырезано |
вырезано |
вырезано |