Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 21:24, контрольная работа
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Конституции РФ «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее народ. Это означает, что народ обладает всей полнотой власти на территории страны, а также на территориях отдельных административных единиц, в том числе муниципальных образований. Власть народа исполняет роль объединяющего начала в системе управления обществом и выступает гарантом обеспечения единства и целостности России.
Таким
образом, главным территориальным, принципом
организации местного самоуправления
является поселенческий: основой местного
самоуправления выступают территории
поселений разного типа, хотя законодательная
формулировка «иная населенная территория»
оставляет возможность для выделения
в качестве муниципальных образований
территории административно-
Местное самоуправление имеет и особый объект управления – вопросы местного значения. На органы местного самоуправления законом может быть возложено и исполнение отдельных государственных полномочий. Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами.
Местное самоуправление реализуется в рамках муниципальной деятельности — специфической управленческой деятельности по решению вопросов местного значения или исполнения отдельных государственных полномочий. Это означает, что население само управляет собственными и иными предусмотренными законодательством делами. В пределах своих полномочий местное самоуправление есть деятельность самостоятельная.
Самостоятельность местного самоуправления гарантируется государством (ст. 12 Конституции Российской Федерации). Государство признает местное самоуправление в качестве самостоятельной формы осуществления народом принадлежащей ему власти. Это находит свое отражение, в частности, в организационной обособленности местного самоуправления, его органов в системе управления обществом, государством.
Важным проявлением самостоятельности местного самоуправления и вместе с тем его гарантией является признаваемое государством право на финансово-экономические ресурсы, необходимые для осуществления функций местного самоуправления. Самостоятельное решение населением вопросов местного значения предполагает наличие системы эффективно функционирующих демократических институтов, позволяющих выражать интересы и волю местного населения, а также свободы инициатив и выбора решений органами местного самоуправления на основании своих полномочий, но в рамках действующих законов.
Важнейшей чертой местного самоуправления является собственная ответственность муниципальных образований. Практическое значение категории «под свою ответственность» состоит в том, что государство в определенном смысле дистанцируется от последствий, являющихся результатом самостоятельных действий муниципальных образований т.е. бремя последствий за решение вопросов, принятых к собственному ведению, ложится в полной мере на местное самоуправление. Вот почему многое зависит от четкости разделения государственных и местных функций, от того, насколько реален круг вопросов местного значения.
На вопрос, перед кем сообщество несет ответственность, ответ дает сама формула — «под свою ответственность». Это означает, что равнодушное отношение населения к тому, кого оно избирает в органы местного самоуправления, плохая работа граждан на своих рабочих местах, нежелание участвовать в организационных формах контроля над местными властями, отсутствие активного сотрудничества, солидарности жителей (микротерриториальный эгоизм) и т. п. могут привести, а точнее, неизбежно приводят к низкому уровню благосостояния основной массы населения в городе, поселке, селе (на минимуме того, что обязуется гарантировать государство), к образованию нездоровой и некомфортной среды обитания, высокому криминальному уровню оперативной обстановки и др. Следовательно, население отвечает само перед собой и на каждом жителе лежит доля этой ответственности.
Характерная черта местного самоуправления — его двойственная природа. В нем одновременно сочетаются два начала — общественное и государственное3. Муниципальная деятельность строится на сочетании местных и государственных интересов, взаимодействии органов местного самоуправления и государственной власти.
Самостоятельно решая вопросы местного значения, органы местного самоуправления действуют в русле единой государственной политики, могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями, обладают комплексом полномочий государственно-властного характера. Все это свидетельствует о том, что местное самоуправление одновременно содержит в себе элементы государственного и общественного институтов.
Следовательно, местное самоуправление — процесс управления при котором местные жители непосредственно или в через избранных ими представителей имеют право и широкие возможности самостоятельно решать собственные и другие стоящие перед ними вопросы с целью улучшения качества жизни населения соответствующей территории.
Таким образом:
• состояние саморегуляции не факт действительности, а идеальная цель, к которой необходимо стремиться. Конституционная формула «местное самоуправление» должна толковаться не как констатация того, что есть, а как конституционно-правовая цель для всех, на кого распространяет свое действие Конституция РФ;
• местное самоуправление представляет собой управленческую деятельность. Доказательством служит определение этого института как специфической части управленческого процесса, вида (формы) социального управления в обществе, наделённого некоторыми свойствами, присущими управлению;
• определение муниципального образования, данное в Законе об общих принципах организации местного самоуправления 2003 г., свидетельствует о единстве местного самоуправления и демократии. Их отличие заключается в том, что самоуправление — это прежде всего свойство, качество населения (социальная общность), его способность управлять собственными делами, а демократия — механизм, обеспечивающий реализацию этого свойства. Ведь категория «демократия» раскрывает совокупность форм и способов участия граждан в управлении.
•
сущность местного самоуправления проявляется
в его неразрывной связи с властным фактором.
В понятии «местное самоуправление» объединяются
публично-властные и общественные начала.
Заложенная в Конституции РФ вертикальная
децентрализация государственной власти
с выделением местного самоуправления
в качестве негосударственного элемента
публичной власти подразумевает неоднозначность
категорий «публичная власть» и «государственная
власть», которые ранее традиционно отождествлялись.
По смыслу Конституции РФ механизм публичной
власти совмещает власть, осуществляемую
органами местного самоуправления и непосредственно
населением.
Список использованной литературы