Понятие местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 21:24, контрольная работа

Описание работы

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Конституции РФ «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее народ. Это означает, что народ обладает всей полнотой власти на территории страны, а также на территориях отдельных административных единиц, в том числе муниципальных образований. Власть народа исполняет роль объединяющего начала в системе управления обществом и выступает гарантом обеспечения единства и целостности России.

Работа содержит 1 файл

Муниципальное право.doc

— 78.50 Кб (Скачать)

                                                         
 
 

Контрольная работа

по  дисциплине Муниципальное  право России 

на тему: «Понятие местного самоуправления» 
 

     В соответствии с ч. 1 ст. 3 Конституции РФ «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее народ. Это означает, что народ обладает всей полнотой власти на территории страны, а также на территориях отдельных административных единиц, в том числе муниципальных образований. Власть народа исполняет роль объединяющего начала в системе управления обществом и выступает гарантом обеспечения единства и целостности России.

    Под местным самоуправлением, согласно Европейской Хартии о местном самоуправлении от 15 октября 1985 г., понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения. Это право осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования. Советы или собрания могут иметь подотчетные им исполнительные органы. Это положение не исключает обращения к собраниям граждан, референдуму или любой другой форме прямого участия граждан, если это допускается законом.

     Понятие «местное самоуправление» отражает комплексное и многообразное явление, которое естественно, порождает различные подходы к его исследованию. Для его раскрытия необходимо выделить четыре основных аспекта, которые характеризуют сущность местного самоуправления1. Рассмотрим их более подробно.

     Местное самоуправление является одной из основ конституционного строя, поскольку закрепляется в Конституции РФ (ст. 3, 8, 9, 12, 15). Речь идет о следующих конституционных положениях:

     • народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 3);

     • в России признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ч. 2 ст. 8);

     • земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ч. 2 ст. 9);

      • в России признается и гарантируется  местное самоуправление, которое  в пределах своих полномочий самостоятельно; органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12). Следовательно, они не могут рассматриваться как структурное подразделение государственной системы управления;

     • органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 15).

     Признавая и гарантируя местное самоуправление, Конституция Российской Федерации устанавливает, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Таким образом, закрепление местного самоуправления в качестве основы конституционного строя, одного из главных принципов организации и осуществления управления страной, предполагает выделение особой сферы местных вопросов, в которой органы местного самоуправления действуют самостоятельно и ответственны прежде всего перед своим населением. Конституция Российской Федерации не дает исчерпывающего перечня вопросов, относящихся к ведению местного самоуправления. Основываясь на положениях Конституции Российской Федерации, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. определяет предметы ведения местного самоуправления, а также разграничивает полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления.

     В соответствии со статьей 16 Конституции Российской Федерации положения статей 3 и 12 главы 1 Конституции Российской Федерации, гарантирующие местное самоуправление, не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном Конституцией. Никакие другие нормы Конституции не могут противоречить ее положениям о местном самоуправлении, закрепленным в главе 1 Конституции Российской Федерации.

      Право граждан на осуществление  местного самоуправления (ч. 2 ст. 130 Конституции РФ) конкретизируется в Законе об общих принципах организации местного самоуправления 1995 г. Статья 130 Конституции Российской Федерации закрепляет, что местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

     В ст. 3 Закона определены пределы осуществления права граждан (городские, сельские поселения и другие муниципальные образования), формы реализации этого права (прямое волеизъявление, через выборные и другие органы местного самоуправления).

      Признаваемое  Конституцией Российской Федерации, а  также Федеральным законом «Об  общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» право населения на осуществление местного самоуправления предполагает также и другие формы его реализации. К формам участия населения в осуществлении местного самоуправления относится прежде всего территориальное общественное самоуправление, под которым закон понимает самоорганизацию граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (это может быть и территория поселения, не являющегося муниципальным образованием, и территории микрорайонов, кварталов, улиц, дворов) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения.

     Закон об общих принципах организации местного самоуправления 1995 г. закрепил равные права граждан России на осуществление местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

     Граждане  России вправе избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, иметь равный доступ к муниципальной службе, а также право обращаться в органы и к должностным лицам местного самоуправления.

     Право граждан на осуществление местного самоуправления конкретизируется и в региональном законодательстве.

     Признавая право населения на осуществление местного самоуправления, государство признает самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий и берет на себя обязанность создавать необходимые условия для осуществления данного права.

     Государство признает и защищает равным образом  наряду с другими формами собственности муниципальную собственность — экономическую основу реализации права населения на местное самоуправление.

     Изменения границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий2.

     Принцип деятельности населения по решению вопросов местного значения зафиксирован в ч. 1 ст. 130 Конституции РФ, гласящей, что местное самоуправление в России обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

     Самостоятельность муниципальной власти выражается в  обособленности местного самоуправления от государства и его структур, что закреплено в Конституции РФ: «Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти» (ст. 12). Структура этих органов определяется населением самостоятельно (ст. 131).

     Свое  правовое закрепление структура  местной власти получает в уставе муниципального образования. Самостоятельность местной власти проявляется в обязательности исполнения руководителями предприятий, учреждений и организаций (независимо от их организационно-правовых форм), расположенных на территории муниципального образования, органами местного самоуправления и гражданами всех решений, принятых путем прямого волеизъявления населения, а также решений органов и должностных лиц местного самоуправления, принятых в пределах их полномочий.

     Самостоятельный характер местной власти выражается в наличии собственных предметов ведения местного самоуправления и полномочий. Вопросы местного значения – это совокупность дел, которые, во-первых, нацелены на обеспечение оптимальной жизнедеятельности низовых территориальных коллективов жителей, во-вторых, решаются этими коллективами самостоятельно или посредством органов местного самоуправления.

     Конституция РФ не дает исчерпывающего перечня таких вопросов, а лишь называет некоторые из них. Например, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, решают иные вопросы местного значения (ст. 132).

     Предметом местного самоуправления могут быть и иные государственные дела, вопросы государственного значения. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями.

     В соответствии со ст. 6 Закона об общих принципах организации местного самоуправления 1995 г. установлено 30 предметов ведения местного самоуправления. Кроме того, «муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами субъектов Российской Федерации, а также вопросы, не исключённые из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти».

     Закон об общих принципах организации местного самоуправления 2003 г. сократил число вопросов местного значения и разбил их на три группы 1) вопросы местного значения поселения 2) вопросы местного значения муниципального района 3) вопросы местного значения городского округа.

     К вопросам местного значения, помимо указанных в ч. 1 ст. 132 Конституции РФ, Закон также относит:

     • принятие и изменение уставов муниципальных образований, контроль над их соблюдением;

     • комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования;

     • содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилых помещений;

     • организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования, учреждений здравоохранения;

     • обеспечение санитарного благополучия населения и др.

     Местное самоуправление — одна из форм народовластия. В ст. 3 Конституции РФ сказано, что единственным источником власти является народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

     Население реализует свое право на местное  самоуправление как непосредственно (путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления), так и через своих представителей в выборных и других органах местного самоуправления.

     В законодательстве местное самоуправление определяется по-разному. Согласно ст. 2 Закона об общих принципах организации местно го самоуправления 2003 г. под местным самоуправлением понимается признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, его исторических и местных традиций.

     В Конституции РФ зафиксированы следующие основополагающие черты местного самоуправления, которые находят свое воплощение и развитие в законодательстве России.

     В местном самоуправлении выделяется особый субъект — население муниципальных образований, т. е. сообщество граждан, постоянно или временно проживающих на определенной территории и составляющих ее население. Территориальные рамки управленческой деятельности низовых коллективов жителей по решению вопросов местного значения законодатель устанавливает с помощью категории «муниципальное образование».

     В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона об общих  принципах организации местного самоуправления 2003 г. муниципальным образованием признаётся любое городское, сельское поселение, несколько поселений, объединённых общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

Информация о работе Понятие местного самоуправления