Понятие и структура компетенции местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 18:44, реферат

Описание работы

Конституция Российской Федерации 1993 г., признавая и гарантируя местное самоуправление (ст. 3, п.2), выступила в качестве важнейшей правовой основы процесса становления и развития системы местного самоуправления. Тем самым на конституционном уровне впервые закреплено существование независимой от государства системы власти народа для решения вопросов местного значения.

Содержание

1. Введение…………………………………………………….…..2
2. Понятие и формирование компетенции местного самоуправления……………………………………………..…..3
3. Вопросы местного значения……………………………………7
4. Отдельные государственные полномочия…………………….9
5. Ответственность органов местного самоуправления…….…11
6. Список использованной литературы…………………………13

Работа содержит 1 файл

понятие,структура компитенции мсу.docx

— 32.87 Кб (Скачать)
 
«Понятие  и структура компетенции местного самоуправления»
 
 
 
 
 
 
 

 

Оглавление:

1.   Введение…………………………………………………….…..2

2.   Понятие и формирование компетенции местного самоуправления……………………………………………..…..3

3.   Вопросы местного значения……………………………………7

4.   Отдельные государственные полномочия…………………….9

5.   Ответственность органов местного самоуправления…….…11

6.   Список использованной литературы…………………………13

 

1.   Введение

 
        

 Конституция Российской  Федерации 1993 г., признавая и гарантируя  местное самоуправление (ст. 3, п.2), выступила  в качестве важнейшей правовой  основы процесса становления  и развития  системы местного самоуправления. Тем самым на конституционном уровне впервые закреплено существование независимой от государства системы власти народа для решения вопросов местного значения. Именно такой подход к содержанию властных полномочий органов местного самоуправления отражает ст. 130 (п.1) Конституции РФ: «Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжения муниципальной собственностью». Эта же статья Конституции (п.2) закрепляет основные организационно-правовые способы осуществления местного самоуправления: референдумы, выборы, иные формы прямого волеизъявления, выборные и другие органы местного самоуправления.

“...Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной  власти. (ст.12 Конституции РФ).

Согласно п.1 ст. 2 Федерального Закона “ Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” от 28 августа 1995 года “ Местное самоуправление - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная  и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно  или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций”

2.   Понятие и формирование компетенции местного самоуправления                    

 Рассматривая  вопрос о компетенции органов  местного самоуправления необходимо  отталкиваться от общей цели  существования местного самоуправления. Цель создания местного самоуправления - уход от централизации власти  в государстве. Если в государстве  такая централизация доведена  до максимума, то, в конце концов, власть сводиться к творчеству  главы государства, что является  прямым путем к тоталитаризму.  Создание еще одного не подчиненного  государственной власти уровня  управления, в котором участвуют  граждане, как раз развивает творчество  населения в области управления.                    

 Компетенция органа  местного самоуправления является  сложной правовой категорией, структура  которой складывается из предметов  ведения, прав и обязанностей.                    

 Первым составным  элементом компетенции являются  предметы ведения.                   

 Предметы ведения  местного самоуправления -  необходимый элемент правового статуса каждого муниципального образования. Закрепляемые нормами муниципального права, они, прежде всего, определяют те области жизнедеятельности населения муниципального образования, на которые распространяется его юрисдикция.                   

 Рассмотрев место  и роль местного самоуправления  в политической системе  общества, правовую основу, на которой строится этот уровень власти, необходимо, прежде всего, определиться с главным содержанием его деятельности, тем кругом дел, которыми ведают муниципальные органы, вторым элементом компетенции – их правами и обязанностями. Это важно не только из соображений четкого разделения компетенции между уровнями власти и установления пределов прав и обязанностей каждого уровня. Дело в том, что сущностным основанием для формирования муниципального уровня  власти является утверждение о существовании круга задач, которые должны решаться структурами публичной власти, причем наиболее эффективно они решаются именно на местном уровне.                    

 В современных  российских условиях компетенция  местного самоуправления формируется  следующим образом:

~    Базовая компетенция прямо устанавливается федеральными законами;

~    субъектам Российской Федерации предоставляется право расширять перечень вопросов местного значения, которые муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению;

~    Муниципальные образования вправе также принимать к своему рассмотрению иные вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований  и органов государственной власти;   

~    Органы местного самоуправления могут наделяться соответствующими законам отдельными полномочиями.                    

 Исходя из цели  существования местного самоуправления, можно сформулировать задачи  этого социального института:

1. Преодоление апатии  населения к участию в решении  проблем местного уровня.

2. Обеспечение гарантий  участия в местном самоуправлении  для желающих.

3. Осуществление  взаимодействия с другими сообществами.                    

 Конституция Российской  Федерации подробно оговаривает  компетенцию государственных органов,  как федеральных, так и органов  субъектов Российской Федерации.  Закрепляя в пункте 1 статьи 132 компетенцию  органов местного самоуправления, Конституция, однако, не дает развернутого  перечня вопросов местного уровня, а лишь говорит, что "...Органы  местного самоуправления самостоятельно  управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют  местный бюджет, устанавливают местные  налоги и сборы, осуществляют  охрану общественного порядка,  а также решают другие вопросы  местного значения". Таким образом,  можно предположить, что компетенция  органов местного самоуправления  начинается там, где заканчивается  компетенция органов государственной  власти.                   

 Четко выраженный  в конституционной норме принцип самостоятельности управленческих действий органов местного самоуправления означает следующее: во-первых, в пределах, установленных законом, это свобода инициативы и выбора решения по всем этим и иным вопросам местного значения; во-вторых, любое, не противоречащее закону и находящееся в его рамках решение,  не требует ни предварительного согласования, ни последующего утверждения государственным органом и тем более не может быть отменено ни в административном, ни в судебном порядке. Разумеется, это не исключает необходимости координации действий с государственными органами, чтобы обеспечить поддержку ими планов, программ или конкретных мероприятий органов местного самоуправления.                   

 Пунктом 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации  предусматривается возможность  наделения органов местного самоуправления  отдельными государственными полномочиями  с передачей необходимых для  их осуществления материальных  и финансовых средств. Реализация  переданных полномочий подконтрольна  государству.              

      “Наделение полномочиями может осуществляться двумя способами:

1. Передача - способ  регулирования полномочий органа  местного самоуправления, при котором  какое-либо полномочие государственного  органа исключается из его  компетенции и включается в  компетенцию органа местного  самоуправления.     

2. Делегирование  - предоставление государственным  органом принадлежащего ему права  решения какого-либо вопроса органам  местного самоуправления на один  раз, на определенный срок или  бессрочно.                                              

 Рассматривая  вопросы наделения органов местного  самоуправления государственными  полномочиями надо иметь ввиду ряд положений:

1. В соответствии  с Конституцией Российской Федерации  наделение полномочиями производиться  только законом. Но так как  определение правового статуса  местного самоуправления находиться  в совместном ведении Российской  федерации и ее субъектов, передача полномочий осуществляется законом или актами субъектов Российской Федерации, обладающими соответствующей юридической силой.

2. Объем передаваемых  или делегируемых полномочий  не может быть слишком велик.  Не случайно в Конституции  Российской Федерации говорится  об отдельных государственных  полномочиях, хотя критерии оценки  этого найти крайне сложно.

3. Наделение полномочиями  должно сопровождаться передачей  необходимых для их осуществления  материальных и финансовых средств.  Это чрезвычайно важное  для российской практики условие, гарантирующее само выполнение полномочий и продолжение осуществления местным самоуправлением присущих ему главных функций.

4. Государство оставляет  за собой право контроля за реализацией этих полномочий. Такой контроль по общему правилу означает возможность соответствующих органов: давать указания органам местного самоуправления по поводу реализации переданных полномочий, оценивать решения, принимаемые органами местного самоуправления, не только с точки зрения законности, но и по мотивам их целесообразности, отменять или приостанавливать при необходимости отдельные решения.

5. Государственное  влияние не сводиться только  к контролю. Оно функционирует  в соответствии с требованиями  законности, в режиме общего правопорядка.                    

 Исполнительным  органом местного самоуправления  в муниципальном образовании  является администрация муниципального  образования.                    

 Глава администрации  муниципального образования является  высшим должностным лицом исполнительного  органа местного самоуправления  и руководит деятельностью администрации  на принципах единоначалия в  пределах полномочий, определенных  уставом муниципального образования,  а также делегированных муниципальным  собранием. Глава администрации  входит в состав депутатов  муниципального собрания и может  председательствовать на его  заседаниях, а также быть избранным  на должность председателя муниципального  собрания (в этом случае глава  администрации муниципального образования  называется главой муниципального  образования).

 

3. Вопросы местного  значения                   

 Вопросы местного значения – вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», законами субъектов Российской Федерации.

В ведении  муниципальных образований находятся  следующие вопросы местного значения:

1)   Организация местного самоуправления в муниципальном образовании, ее правовое закрепление  в уставе муниципального образования.

2)   Правовое регулирование муниципальных отношений в пределах полномочий местного самоуправления. Значительная часть норм, регулирующих муниципальные отношения, содержится в уставе муниципального образования.

3)   Управление муниципальной собственностью и местными финансами, обеспечение комплексного социально-экономического  развития муниципального образования.

4)   Организация, содержание и развитие муниципальных служб: предприятий и учреждений, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения в различных сферах местной жизни, создание условий для удовлетворения  потребностей населения в различного рода услугах.

В ведении муниципальных  образований находятся также:

~       Содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений;

Информация о работе Понятие и структура компетенции местного самоуправления