Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 17:39, доклад
Местное самоуправление призвано осуществлять многообразные функции в социально-культурной сфере жизни населения. Необходимость создания системы местного самоуправления в Российской Федерации связана, прежде всего, с тем, что население и создаваемые им органы местного самоуправления могут более эффективно, нежели государственные органы, решать задачи повышения уровня и качества жизни жителей данной территории, обеспечивать реализацию жителями муниципального образования их основных (конституционных) социально-экономических прав.
Полномочия органов местного самоуправления по реализации жителями муниципального образования основных социально-культурных прав
Местное самоуправление призвано осуществлять многообразные функции в социально-культурной сфере жизни населения. Необходимость создания системы местного самоуправления в Российской Федерации связана, прежде всего, с тем, что население и создаваемые им органы местного самоуправления могут более эффективно, нежели государственные органы, решать задачи повышения уровня и качества жизни жителей данной территории, обеспечивать реализацию жителями муниципального образования их основных (конституционных) социально-экономических прав.
В основе деятельности органов местного самоуправления в рассматриваемой области лежат положения статьи 7 Конституции Российской Федерации: Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Можно выделить основные направления деятельности органов местного самоуправления по участию в реализации социальной политики государства.
1. Создание для всех
жителей муниципального
2. Реализация на местном
(муниципальном) уровне
Особая защита, поддержка
и обеспечение социально
Социально-культурная область деятельности органов местного самоуправления включает в себя вопросы (сферы): образования, культуры, здравоохранения, социального обеспечения и защиты населения.
Основой деятельности органов
местного самоуправления в данной области
является муниципальная собственность,
которая позволяет развивать
как муниципальные системы и
структуры в области
В сфере образования, культуры,
здравоохранения, социальной защиты населения
особенно наглядно проявляется двойственность
правового положения и, соответственно,
полномочий органов местного самоуправления,
часть которых носит
В соответствии с требованиями Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (п. 11 ст. 15 и п. 13 ст. 16) полномочиями в области образования наделяются органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. К числу такого рода полномочий, которые носят государственный характер, указанный Закон относит их полномочия по:
— организации предоставления
общедоступного и бесплатного начального
общего, основного общего, среднего
(полного) общего образования по основным
общеобразовательным
— организации предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального образования.
Более подробно полномочия
органов местного самоуправления в
области образования
Согласно статье 35 означенного Закона управление, в том числе муниципальными образовательными учреждениями, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом соответствующего образовательного учреждения и строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и др.
Это полномочия по:
— созданию, реорганизации
и ликвидации муниципальных образовательных
учреждений и местных (муниципальных)
органов управления образованием, определению
их структуры и полномочий, назначению
и увольнению руководителей, если иное
не предусмотрено уставом
— обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройству прилегающих к ним территорий;
— учету детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы основного общего образования;
— организации опеки и попечительства;
— отчуждению муниципальной
собственности, закрепленной за образовательным
учреждением, в порядке и на условиях,
которые установлены
— финансированию образовательных учреждений, в том числе на основе местных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждым типу, виду и категории образовательного учреждения.
Согласно части 2 ст. 31 указанного
Закона в субъектах Российской Федерации
— городах федерального значения
Москве и Санкт-Петербурге полномочия
органов местного самоуправления внутригородских
муниципальных образований в
области образования
В целях обеспечения
В отличие от образования, в области культуры Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (п. 12 — 14 ст. 14, п. 17 — 20 ст. 16) наделяет полномочиями органы местного самоуправления не только городских округов, но и городских и сельских поселений.
Такие полномочия, прежде всего, позволяют органам местного самоуправления осуществлять деятельность по управлению соответствующими муниципальными системами культуры, в которые включаются местные (муниципальные) органы управления в данной области и муниципальные организации культуры. Это полномочия по:
— организации библиотечного обслуживания населения;
— созданию условий для организации досуга и обеспечения жителей муниципального образования услугами организаций культуры;
— обеспечению условий для развития на территории муниципального образования массовой физической культуры и спорта;
— созданию условий для
массового отдыха жителей муниципального
образования и организация
— охране и сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных в границах муниципального образования.
Закон Российской Федерации
«Основы законодательства Российской
Федерации о культуре» в
— утверждению устава (положения),
созданию, реорганизации и ликвидации
муниципальных организаций
— финансированию муниципальных организаций культуры, в том числе за счет средств местного бюджета (средств учредителя);
— осуществлению строительства зданий и сооружений муниципальных организаций культуры, обустройству прилегающих к ним территорий;
— отчуждению муниципальной
собственности, закрепленной за организацией
культуры учреждением, в порядке
и на условиях, которые установлены
законодательством Российской Федерации,
законодательством субъектов
Данный Закон (ч. 4 ст. 40), выделяя
особенности организации
В области здравоохранения органы местного самоуправления, прежде всего, ответственны за реализацию закрепленного в статье 41 Конституции России права каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая оказывается гражданам, в том числе в муниципальных учреждениях здравоохранения, бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Охрана здоровья в Российской Федерации является важнейшей национальной задачей, в решении которой обязаны участвовать в той или иной мере не только все государственные органы, но и органы местного самоуправления. Такая деятельность должна осуществляться в соответствии со следующими основными направлениями государственной политики, вытекающими из положений статьи 41 Конституции:
а) развитие единой системы здравоохранения, включающей в себя государственные, муниципальные, частные такого рода системы;
б) финансирование федеральных, региональных и муниципальных (местных) программ охраны и укрепления здоровья населения за счет средств соответствующих бюджетов;
в) поощрение деятельности,
способствующей укреплению здоровья человека,
развитию физической культуры и спорта,
экологическому и санитарно-
В сфере здравоохранения Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» разделяет полномочия органов местного самоуправления в зависимости от вида муниципального образования. Так, органы местного самоуправления всех таких образований наделяются полномочиями по обеспечению условий для развития на террито
рии муниципального образования
массовой физической культуры и спорта,
а только органы местного самоуправления
муниципальных районов и
• организации оказания на территории муниципального образования скорой медицинской помощи (за исключением сани-тарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;
• организации мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды;
• организации и осуществлению экологического контроля объектов производственного и социального назначения на территории муниципального района, за исключением объектов, экологический контроль которых осуществляют федеральные органы государственной власти.
Более подробно полномочия
органов местного самоуправления в
области здравоохранения
во-первых, полномочия органов местного самоуправления, которые направлены на реализацию основных направлений государственной политики в данной области;
во-вторых, полномочия указанных
органов, связанные с их самостоятельной
деятельностью по управлению муниципальной
системой здравоохранения. Согласно статье
13 Основ к муниципальной системе
здравоохранения могут