Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 13:53, курсовая работа
Целью настоящей работы является исследование теоретических основ отбора персонала и разработка рекомендаций по совершенствованию процесса отбора персонала. Объектом исследования является «Межрайонный специализированный отдел судебных приставов». Предметом исследования - система отношений в организации по поводу отбора её персонала. Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие основные задачи:
1. Раскрыть сущность процесса отбора персонала
2. Определить показатели эффективности отбора персонала
3. Проанализировать методы организации отбора персонала
4. На основе полученной информации дать рекомендации по совершенствованию процесса отбора персонала в учреждении.
Введение 3
Глава 1 Отбор персонала как составная часть управления персоналом 5
1.1.Сущность и значение отбора персонала в управлении персоналом. 5
1.2. Современные тенденции в отборе персонала. 9
1.3. Методы организации отбора персонала. 12
Глава 2 Анализ системы отбора персонала в организации на примере
Межрайонный специализированный отдел судебных приставов. 25
2.1. Краткая характеристика организации. 25
2.2. Анализ системы отбора персонала на предприятии. 26
2.3. Выводы и рекомендации по совершенствованию системы отбора персонала в Межрайонном специализированном отделе судебных приставов 32
Заключение. 34
Список использованной литературы и источников 35
2. В ходе ситуационного собеседования кандидату предлагается решить одну или несколько проблем (практических ситуаций). В качестве таковых часто используются реальные или гипотетические ситуации, связанные с будущей профессиональной деятельностью кандидата. Проводящий собеседование сотрудник оценивает как сам результат, так и методы, с помощью которых кандидат находит решение. Данный тип собеседования позволяет в большей мере оценить способность кандидата решать определенные типы задач, нежели его аналитические способности в целом.
3. Критериальное собеседование представляет собой интервью, во время которого кандидату задаются вопросы о том, что бы он сделал в определенной ситуации (связанной с будущей профессиональной деятельностью), а его ответы оцениваются с точки зрения заранее выработанных критериев. Преимущества этого вида собеседования состоят в использовании вопросов и методов оценки, непосредственно связанных с профессиональной деятельностью, а также в возможности легко ранжировать кандидатов, отвечающих на стандартные вопросы. Недостатки связаны с ограниченностью оцениваемых качеств кандидата и необходимостью тщательной предварительной подготовки для проводящего собеседование сотрудника.
Наилучшего результата можно добиться, построив собеседование с кандидатом таким образом, чтобы оно включало в себя элементы всех видов интервью. Подобное собеседование требует от проводящего его человека определенного опыта и многосторонней предварительной подготовки, но позволяет достаточно объективно и всесторонне оценить кандидата.
Стадии собеседования по отбору персонала. Вне зависимости от выбранного интервьюером типа собеседования, оно должно состоять из нескольких этапов:
1. Подготовки
2. «Создания атмосферы доверия»
3. Обмена информацией (основная часть)
4. Заключения
5. Оценки
Предварительная подготовка имеет исключительно важное значение для успешного проведения собеседования. На этом этапе сотрудник организации, собирающийся проводить интервью, должен, прежде всего, детально изучить досье кандидата, т.е. те данные о нем, которыми располагает организация. Затем, ему необходимо определить, как оценивать кандидата. Большинство современных организаций имеют для этого стандартные формы, которые следует просмотреть непосредственно перед собеседованием, чтобы еще раз повторить критерии оценки. И, наконец, требуется подготовить вопросы, которые позволят оценить кандидата по выбранным критериям.
Основная часть собеседования представляет собой обмен информацией между его участниками. Интервьюера интересует та информация, которая дает возможность оценить способность и желание кандидата успешно работать в организации, а не просто факты из его жизни или рассказываемые им истории. Поэтому проводящий собеседование должен сохранять контроль над его ходом и выступать в роли «ведущего». В тоже время, не следует подавлять инициативу кандидата и полностью лишать его возможности задавать вопросы. Если интервьюер хочет предоставить кандидату возможность «выговориться», ему следует использовать открытые вопросы, как-то: «Что Вы думаете по поводу...? Расскажите, пожалуйста, о.» и т.п. Если же его интересует только мнение кандидата, а не рассуждения, следует задавать закрытые вопросы: "Согласны ли Вы с данным утверждением?", "Сколько часов в день нужно уделять общению с подчиненными?".
Завершение собеседования должно произойти в тот момент, когда этого хочет интервьюер. Для этого существует несколько специальных приемов - предложить кандидату задать последний вопрос, начать посматривать на часы или на дверь, выпрямиться как бы собираясь подняться из-за стола. В самом конце интервью необходимо поблагодарить кандидата и объяснить ему дальнейший порядок рассмотрения его кандидатуры и поддержания связи с ним.
Оценка кандидата должна быть произведена непосредственно после собеседования, в противном случае острота восприятия сотрется, и проводивший собеседование сотрудник может упустить важные детали.
Выбор кандидата и предложение. На основе анализа результатов собеседования руководитель подразделения выбирает кандидата, который, по его мнению, наиболее подходит для данной должности. В зависимости от традиций организации, а также важности вакантной должности, может потребоваться собеседование с руководителем руководителя или Генеральным директором, прежде чем будет принято решение о приеме на работу.
В последнее время все большее распространение получает практика приема на работу с испытательным сроком, дающая возможность оценить кандидата непосредственно на рабочем месте без принятия на себя обязательств по его постоянному трудоустройству. В период испытательного срока, продолжительность которого зависит от трудового законодательства и традиций компании, кандидат исполняет должностные обязанности в полном объеме, получает вознаграждение, однако, может быть уволен по его окончании без каких-либо последствий для организации. В течение испытательного срока руководитель подразделения уделяет особое внимание кандидату и оценивает его с точки зрения потенциала работы в данной должности и организации. Этот метод предоставляет объективную основу для решения, которое принимает в конце испытательного периода руководитель - принять или не принять кандидата на постоянную работу.
Не все собеседования заканчиваются положительным решением. Проведённые социологами опросы менеджеров по персоналу показали, что наиболее частые причины отказа в приёме на работу по итогам собеседования были следующие:
1. Плохой внешний вид.
2. Агрессивная манера поведения, комплекс превосходства, властность.
3. Неспособность ясно выражать свои мысли, недостатки речи, плохая дикция, грамматические ошибки.
4. Отсутствие личных планов служебной карьеры и четких целей, пассивность и индифферентность , незрелость .
5. Неуверенность в себе и неуравновешенность, нервозность, неловкость.
6. Нежелание начинать работу с младших должностей, намерение получить сразу слишком много.
7. Чрезмерное внимание к денежному вознаграждению, заинтересованность только в получении материальных благ.
8. Скрытость, уклончивость, увиливание от прямого ответа, неискренность .
9. Плохие отзывы об организациях, в которых кандидат
работал раньше, и об их руководителях.
10. Бестактность, невежливость.
11. Непонимание общепринятых правил. [9]
В тех случаях, когда заявитель получает отзыв лично для передачи по месту запроса, объективность оценки не может быть гарантирована, так как многие люди не хотят писать своё истинное мнение о человеке, который это может прочитать. Поэтому в последнее время чаще практикуются специальные запросы, в которых прежнего работодателя просят оценить кандидата по определённому перечню качеств. Ещё более распространены телефонные звонки предыдущему начальнику для обмена мнениями и выяснения каких либо интересующих вопросов. При такой проверке анализируется хронологический порядок мест работы, обращается внимание на пробелы и перемены рабочих мест. При этом учитывается также частота увольнений и то, в какой мере смена рабочего места вела к подъёму или спуску по служебной лестнице. Считается, что в молодые годы смена рабочего места имеет другое значение, нежели позднее. Поэтому у молодых кандидатов частые перемены рабочего места должны быть расценены, скорее, положительно, так как в основе их лежат мобильность, стремление к лучшей организации, гибкость. У кандидатов постарше смена рабочего места должна быть обсуждена в ходе беседы. Учитывается ещё и то, что изменение профессии служит повышению практического опыта данного кандидата.
Некоторые фирмы, требуют проведение медосмотра по нескольким причинам:
1. необходимостью знания физического состояния претендента в момент найма на случай подачи возможных требований компенсаций из-за ухудшения здоровья;
2. необходимостью предотвратить приём переносчиков заразных болезней:
3. необходимостью определить, может ли человек физически выполнять предлагаемую работу.
Одной из форм медосмотра является генетический отбор, предусматривающий использование различных анализов с целью выявления у кандидата особых черт, предрасполагающих (или наоборот) его к работе с различными химикатами. Например, заявитель с повышенной чувствительностью организма к токсинам, используемым в производстве, немедленно отсеивается в процессе отбора.
От качества отобранных кадров зависит эффективность работы организации и использование всех ее остальных ресурсов, поэтому ошибки в подборе кадров могут дорого обойтись организации. Если подбор хороших кадров является удачным вложением финансовых средств, то отбор и обучение работников, не подходящих для выполнения порученной им работы, будет пустой тратой денег. Для мелких и средних организаций, особенно в условиях быстро меняющейся и нестабильной среды, такая «роскошь» непозволительна. Вопрос об эффективности отбора персонала будет более детально рассмотрен в следующем параграфе.
Глава 2 Анализ системы отбора персонала в организации на примере межрайонного специализированного отдела судебных приставов
2.1. Краткая характеристика организации.
Адрес: 679000, г. Биробиджан, ул. Шолом-Алейхема, 21.
Тел. 8(42622)20463, 89246438233
Факс: 8(42622)20463
Электронный адрес: regjust@on-line.jar.ru
Руководитель УФССП России по ЕАО - Попов Сергей Анатольевич
Основные задачи Управления:
Основные задачи и полномочия Управления Федеральной службы судебных приставов по Еврейской автономной области определены в Положении о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов, утвержденном приказом Минюста России от 09.04.2007 №69.
В соответствии с указанным Положением основными задачами Управления ФССП России по ЕАО являются:
Обеспечение установленного порядка деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов, находящихся на территории ЕАО;
Организация принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов (далее - судебные акты), а также актов другихорганов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве (далее - акты других органов);
Управление районными, межрайонными и специализированными отделами (далее - структурные подразделения Управления).
Управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии с полномочным представителем Президента Российской Федерации в соответствующем федеральном округе Российской Федерации, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
2.2. Анализ системы отбора персонала на предприятии.
В настоящее время отсутствуют точные методики отбора судебных приставов-исполнителей, в связи, с чем попробуем определиться с необходимым минимумом.
По общим правилам отбора и приема сотрудников необходимо пройти следующие этапы:
- оценка требований к претенденту;
- квалификационные требования;
- определение требуемого типа личности;
- модель исполнителя должности;
- отбор претендента;
- проведение предварительных испытаний;
- вхождение в должность.
Каждый руководитель при отборе кандидата на должность судебного пристава-исполнителя должен помнить, что не существует универсально «хороших» и «плохих» кандидатов — есть те, которые подходят на должность судебного пристава-исполнителя, и те которые не подходят.
В книге В.В. Головина «Повышение эффективности государственного управления», с учетом характера выполняемых задач и статуса, предложена удачная модель судебного пристава-исполнителя с минимальными и желательными характеристиками кандидата
Характеристики | Минимум | Желательные характеристики |
Возраст | 20-60 лет | 25-35 лет |
Неприемлемые обстоятельства | Судимость и другие ограничения, содержащиеся в ст. 16 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» | Судимость и другие ограничения, содержащиеся в ст. 16 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» |
Физическое здоровье | Хорошее здоровье и физические данные. Отсутствие существенных физических недостатков. Редкие случаи отсутствия на работе. | Превосходное здоровье и хорошая спортивная подготовка. Готовность работать напряженно в течении многих часов |
Умственные способности | Умение самостоятельно мыслить и принимать решения. Понимание социальной значимости и ответственности работы. Умение оформить юридические документы | Умение самостоятельно мыслить и принимать решения. Готовность принять ответственность. Умение контролировать расчеты |
Образование и квалификация | Среднее юридическое или высшее образование. Хорошие оценки по юриспруденции и экономике. | Высшее юридическое образование, отличные оценки по юриспруденции и экономике. |
Опыт, подготовка и навыки | Опыт юридической работы или работы в правоохранительных органах. Умение разбираться в бухгалтерской и финансовой отчетности. Опыт коммерческой работы. Знакомство с компьютером | Опыт юридической работы или работы в правоохранительных органах или органах юстиции. Умение хорошо разбираться в бухгалтерской и финансовой отчетности. Знание коммерческих основ. Навыки пользования компьютером – уверенный пользователь |
Личностные качества | Стабильный послужной список, свидетельствующий об умении адаптироваться к экстремальным социальным обстоятельствам. Высокая психологическая устойчивость. Высокие моральные качества. Целеустремленность | Сложившаяся личность с устоявшимся характером. Хорошо социально обустроен. Способен общаться с людьми любого уровня. Высокая психологическая и стрессо – устойчивость. Высокая моральная устойчивость Целеустремленность |
Особые качества | Готовность работать сверхурочно | Готовность работать сверхурочно и в выходные дни. |