Особенности организации местного самоуправления в городах федерального значения

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 13:01, контрольная работа

Описание работы

Применительно к данным городам законодательством предусмотрено, что местное самоуправление организуется на так называемых внутригородских территориях. Причем, в отличие, например, от достаточно жестких требований к формированию поселенческих муниципалитетов, для внутригородских территорий федеральное законодательство не устанавливает никаких ограничений. Формирование и изменение их границ, их преобразование полностью регулируются законами городов федерального значения (единственным ограничением выступает конституционное требование учета мнения населения, но в законодательстве применительно к данному вопросу оно никак не конкретизировано).

Содержание

Введение

1.
Существующее положение и особенности муниципального управления в городах федерального значения
3
1.1
Законодательная база организации местного самоуправления в городах федерального значения
3
1.2
Законодательство и практика муниципального управления в Москве
5
1.3
Законодательство и практика муниципального управления в Санкт-Петербурге
6
2.
Муниципальное управление в городах федерального значения
7
2.1
Формирование местного самоуправления в городах федерального значения
7
2.2
Функционирование местных органов власти в городах федерального значения
9

Заключение
11

Список использованных источников и литературы
12

Работа содержит 1 файл

Муниципальное право_.docx

— 70.50 Кб (Скачать)

 

 

ФАКУЛЬТЕТ ВНЕБЮДЖЕТНОЙ ПОДГОТОВКИ

(заочная форма обучения)


 

 

 

 

 

Кафедра «Гражданско-правовых дисциплин»

 

 

 

 

 

 
КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

по дисциплине «Муниципальное право»

 

Тема  Особенности организации местного самоуправления в городах федерального значения

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

курса

№ 58

Научный руководитель

________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2013

 

План                                                                                                                 стр.

 

 

Введение

 

1.

Существующее положение и особенности муниципального управления в городах федерального значения

3

1.1

Законодательная база организации  местного самоуправления в городах  федерального значения

3

1.2

Законодательство и практика муниципального управления в Москве

5

1.3

Законодательство и практика муниципального управления в Санкт-Петербурге

6

2.

Муниципальное управление в городах федерального значения

7

2.1

Формирование местного самоуправления в городах федерального значения

7

2.2

Функционирование местных органов власти в городах федерального значения

9

 

Заключение

11

 

Список использованных источников и литературы

12


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Федеральный Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с изменениями и дополнениями от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ, дает достаточно детальный механизм формирования и функционирования муниципальной власти в России с точки зрения территориальных основ, экономического и финансового регулирования, форм участия населения в принятии решений на местном уровне, взаимодействия с государственной властью и т.п. Единый подход к данным аспектам местного самоуправления распространяется почти на всю территорию России, исключений очень немного. К ним относятся, в частности, территории городов федерального значения - Москвы и Санкт-Петербурга.

Применительно к данным городам  законодательством предусмотрено, что местное самоуправление организуется на так называемых внутригородских  территориях. Причем, в отличие, например, от достаточно жестких требований к  формированию поселенческих муниципалитетов, для внутригородских территорий федеральное законодательство не устанавливает  никаких ограничений. Формирование и изменение их границ, их преобразование полностью регулируются законами городов  федерального значения (единственным ограничением выступает конституционное  требование учета мнения населения, но в законодательстве применительно  к данному вопросу оно никак  не конкретизировано).

С помощью  данной контрольной работы определим правовые основы статуса городов федерального значения в Российской Федерации, особенности муниципального управления в этих городах.

 

 

1. Существующее положение и особенности муниципального управления в городах федерального значения

 

1.1 Законодательная база  организации местного самоуправления  в городах федерального значения  и ее специфика

 

Наличие городов федерального значения как одной из конституционно-правовых форм существования субъектов Российской Федерации установлено Конституцией Российской Федерации (части 1, 2 ст.5, ч.1 ст.65, ч.2 ст.66, ч.2 ст.72, ч.1 ст.77). Причем в  Основном Законе отсутствуют нормы, предусматривающие какие-либо отличия  в правовом положении городов  федерального значения по сравнению  с иными субъектами Российской Федерации. Более того, ч.1 ст.5 Конституции устанавливает, что "Российская Федерация состоит  из республик, краев, областей, городов  федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов  Российской Федерации". В развитие этой нормы, характеризующей согласно ч.1 ст.16 Конституции основы конституционного строя Российской Федерации, в отношении  положений ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации, устанавливающей перечень вопросов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации - одной из ключевых конституционных  норм, определяющих федеративное государственное  устройство России - Конституцией Российской Федерации установлено (ч.2 ст.72), что  эти положения "в равной степени  распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа".

Согласно ч.1 ст.65 Конституции  Российской Федерации в России два  города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург. Однако это не отменяет того факта, что Москва и  Санкт-Петербург являются поселениями. В Конституции Российской Федерации  имеется норма, регулирующая правовое положение городских поселений (ч.1 ст.131): "Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций". Какие-либо положения, позволяющие не распространять эту норму на города федерального значения, в Конституции отсутствуют.

Спецификой правового  положения Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с Конституцией РФ является их статус субъектов РФ. В  то же время они являются городскими поселениями, в которых должно осуществляться местное самоуправление. Однако ни Конституция РФ, ни Федеральный закон  не дали ответа на вопрос, являются ли Москва и Санкт-Петербург муниципальными образованиями или таковыми могут  быть только внутригородские территории этих городов.

1.2 Законодательство  и практика муниципального управления  в Москве

 

Москва - особый город, выполняющий  столичные функции. Его уникальность выражена в ее экономической и  политической значимости. Москва дает около 40% бюджетных поступлений России.

Территориальными единицами  города Москвы являются районы и административные округа, имеющие наименования и границы, закрепленные правовыми актами города Москвы 1.

В 1991 году в Москве было образовано 10 крупных административных округов, в каждом из которых было создано от 17 муниципальных образований - районов (Северо-Восточный АО) до 8 районов (Северо-Западный АО). В Зеленоградском АО было образовано 5 районов, а всего столица была разделена на 125 районов.

До 1 июля 2012 года в Москве было 125 районов и 10 административных округов. С 1 июля 2012 года, после расширения территории Москвы, были образованы 2 новых  административных округа

_____________

1 Устав города Москвы от 28 июня 1995 г.с изм. и доп.

(Новомосковский и Троицкий), а в их составе 21 поселение.

Итогом всех преобразований в Москве сформировалась трехуровневая система  органов государственной власти (рис. 1):

Рис. 1. Состав органов государственной власти в Москве

 

1.3 Законодательство и  практика муниципального управления  в Санкт-Петербурге

 

Санкт-Петербург - второй по величине (после Москвы) город России. В состав Санкт-Петербурга как субъекта РФ входит собственно город, а также 9 городов-пригородов и 21 пригородный  поселок.

Административно-территориальными единицами Санкт-Петербурга являются районы Санкт-Петербурга 2.

Территория Санкт-Петербурга делится на 18 районов. В границах районов располагаются 111 внутригородских муниципальных образований: 81 муниципальный округ (некоторым из них присвоены названия, некоторые

_____________

2 Закон Санкт-Петербурга «О территориальном устройстве Санкт-Петербурга» от 30 июня 2005 года с изм. и доп.

называются по номерам), 9 городов и 21 посёлок

В соответствии с законодательством  о территориальном устройстве в  Санкт-Петербурге сформирована двухуровневая  система органов государственной  власти - на уровне города и на уровне районов (рис. 2).

 

Рис. 2. Состав органов государственной власти в Санкт-Петербурге

 

2. Муниципальное управление в городах федерального значения

 

2.1 Формирование местного самоуправления в городах федерального значения

В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в соответствии с уставами указанных субъектов Российской Федерации местное самоуправление осуществляется органами местного самоуправления на внутригородских территориях 3.

_____________

3 Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года с изм. и доп.

 

В главах 1.2 «Законодательство и практика муниципального управления в Москве» и 1.3 «Законодательство и практика муниципального управления в Санкт-Петербурге»  на рисунках изображался состав органов государственной власти. Основнополагающий вывод напрашиваются следующий: «государтсво в государстве».

В таких крупных мегаполисах, как Москва и Санкт-Петербург, такая  струкрута позволяет децентрализировать и демонополизировать управленческие процессы.

Система на общегородском уровне неизбежно тяготеет к формированию иерархических организационных структур даже в тех случаях, когда предоставление услуг вполне может осуществляться самостоятельными производителями на рыночных принципах. Если же подобные структуры допускают на рынок независимые компании, этот процесс неизбежно приобретает непрозрачный, часто коррупционный характер. Передача полномочий по обеспечению таких услуг на более низкие уровни управления будет способствовать отказу от данных структур общегородского уровня и хотя бы административной децентрализации. А конкуренция между различными муниципалитетами будет подталкивать их к тому, чтобы переходить к более эффективным рыночным принципам организации предоставления данных услуг.

Анализ общих предпосылок организации местного самоуправления в городах федерального значения показывает, что в этой сфере действуют разнообразные тенденции.

Размывание границ местного сообщества на уровне отдельных территорий ограничивает возможности реализации механизмов самоуправления, хотя и  далеко не в той степени, чтобы  говорить об их полной неадекватности в городах федерального значения. В то же время муниципальная власть оказывается существенным элементом  механизма сдержек и противовесов в городском управлении, без которого тенденции бюрократизации и монополизации неизбежно будут вызывать значительные экономические и социальные издержки.

 

 

2.2 Функционирование (полномочия) местных органов власти в городах федерального значения

 

Для сохранения целостности системы местного самоуправления функции местной власти в городах федерального значения, как представляется, не должны выходить за рамки полномочий местного самоуправления, которые предоставлены российским законодательством муниципальным образованиям на всей территории страны. Принципы разделения собственности между общегородским и муниципальным уровнями также должны находиться в русле федерального законодательства.

К компетенции местной власти в городах федерального значения можно отнести следующие группы функций.

- предоставление конкурентных  услуг (содержание муниципального жилищного фонда, организация благоустройства и озеленения территории);

- предоставление услуг,  которые носят как общегородской,  так и местный характер (предоставление дополнительного образования, организацию библиотечного обслуживания населения, создание условий для организации досуга и обеспечение жителей услугами организаций культуры);

- выполнение материально-технических  функций для поддерживания нормального  функционирования местного общества (создание условий для обеспечения жителей услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания, организацию освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов, обеспечение первичных мер противопожарной безопасности, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций);

- функции связанные с  участием в решении общегородских  вопросов (планирование социально-экономического развития территории, организацию транспортного обслуживания, организацию школьного образования, организацию охраны общественного порядка).

Органам местного самоуправления должны быть также переданы полномочия по решению вопросов местного значения в соответствии со ст. 17 Закона "Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В ходе написания контрольной  работы были использованы следующие  термины и понятия. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Внутригородская территория (внутригородское муниципальное образование) города федерального значения - часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

С учетом необходимости универсального обеспечения гарантий граждан на осуществление местного самоуправления, наиболее целесообразно регулирование организации и функционирования местного самоуправления в городах федерального значения отдельным законодательным актом федерального уровня.

Информация о работе Особенности организации местного самоуправления в городах федерального значения