Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2013 в 18:35, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключаются в выявлении особенности организации местного самоуправления в сельской местности.
Предметом исследования курсовой работы является деятельность органов местного самоуправления в сельской местности, объектом исследования - сельская местность как объект муниципального управления.
Введение 3
1. Сельская местность как объект муниципального управления 5
1.1 Цели и задачи муниципального управления в сельской местности 5
1.2 Социально-демографическая ситуация в сельском поселении 6
2. Муниципальная социальная политика в сельской местности 8
2.1Современная ситуация в социальной сфере сельских поселений 8
2.2 Цели и задачи муниципальной социальной политики 9
в сельской местности 9
2.3 Деятельность сельских органов местного самоуправления 11
в социальной сфере 11
3. Муниципальное регулирование экономики в сельской местности 14
3.1 Экономическая ситуация в аграрном секторе 14
3.2 Государственное регулирование агропромышленного комплекса 15
3.3 Роль сельских органов местного самоуправления в реализации аграрной политики 17
Заключение 19
Библиографический список 21
По сложившейся традиции представительные органы сельских муниципальных образований ежегодно утверждают программы развития социальной сферы в качестве составной части комплексных планов социально-экономического развития территорий. В составе местных бюджетов утверждаются расходы на содержание и развитие социальной сферы. Местная администрация сельского поселения и муниципального района (с возможностью взаимной передачи отдельных полномочий по соглашениям) наделена в социальной сфере следующими полномочиями:
Экономическая деятельность имеет решающее значение для повышения качества жизни в сельской местности и, следовательно, для организации муниципального управления. Характер и результаты этой деятельности определяются стратегической ролью сельскохозяйственного производства в обществе и аграрной политикой государства.
По данным Всемирного банка Россия располагает 9% сельскохозяйственных угодий мира при доле населения всего 2,4%. Сельскохозяйственный потенциал России позволяет обеспечить собственные продовольственные потребности и успешно конкурировать по ряду позиций на мировых рынках. Развитие сельского хозяйства способствует также социальному контролю над территорией, сохранению исторически сложившихся агроландшафтов, экологическому благополучию природной среды, росту рекреационного потенциала территорий и т.д. Многие государства, в частности страны ЕЭС, реализуют у себя концепцию многофункционального сельского хозяйства, учитывающую перечисленные факторы.
Большинство сельскохозяйственных угодий России находится в зоне рискованного земледелия с относительно низкими среднегодовыми температурами и недостаточной увлажненностью почвы. Это предполагает соблюдение особых требований к культуре хозяйствования в агропромышленном комплексе для формирования его конкурентных преимуществ. В условиях плановой экономики в основном были задействованы только экстенсивные факторы роста: вовлечение в оборот новых земель, увеличение выпуска сельскохозяйственной техники, привлечение трудовых ресурсов из других отраслей народного хозяйства для выполнения сельскохозяйственных работ, а также экономические льготы.
В 90-е годы XX века сельскохозяйственное производство в России пережило жесточайший экономический кризис, связанный со сменой форм собственности, распадом колхозов и совхозов и заменой их акционерными обществами и другими формами хозяйствования, в том числе фермерского. Этому процессу сопутствовали резкое сокращение государственного финансирования и диспаритет цен на продукцию сельского хозяйства и потребляемых им ресурсов (техника, минеральные удобрения, горюче-смазочные материалы и др.). Аграрная экономика постепенно превращается в биполярную структуру, на одном полюсе которой сосредоточились предприятия, обеспечивающие экономический рост и прибыль, а на другом - деградирующие, убыточные. Большинство сельских товаропроизводителей продолжает накапливать долги и не имеет ресурсов не только для технологического обновления производства, но и для приостановки его дальнейшей деградации.
После дефолта 1998 года в агропромышленном комплексе (АПК) начался экономический рост. Девальвация рубля позволила на время ослабить давление импорта продовольствия на отечественных товаропроизводителей и дала им возможность расширить и укрепить рыночные позиции. Доля финансово благополучных хозяйств стала расти, а нежизнеспособных - снижаться. Исчерпание этого резерва обусловливает необходимость более эффективного регулирования агропромышленного комплекса на государственном и муниципальном уровне.
Главные задачи государственного
регулирования АПК - совершенствование
законодательной базы и проведение
ясной структурной политики. Требует
изменения Федеральный закон "О
государственном регулировании
агропромышленного
Структурная политика государства в аграрной сфере предусматривает переход земли и имущества к эффективным пользователям и собственникам, но без чрезмерного расслоения сельского общества, а также привлечение инвестиций в развитие АПК, включая инвестиции в объекты инфраструктуры сельских поселений. Инвесторы, как правило, создают централизованно управляемые и вертикально интегрированные формирования, объединяющие сельское хозяйство, перерабатывающие отрасли и торговлю. Это обеспечит сокращение трансакционных издержек в цепочке производственных связей и позволит системно решить следующие задачи:
Решающую роль в решении этих и других задач подъема сельского хозяйства и преобразования условий жизни в сельской местности должен сыграть приоритетный национальный проект "Развитие АПК".
Органам местного самоуправления
муниципальных районов и
Для формирования конкурентоспособных
вертикально интегрированных
Наряду с поддержкой агропромышленного комплекса, большое значение для сельской экономики имеет поддержка малого бизнеса, особенно в сферах торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения. Развитие потребительской кооперации может положительно сказаться на организации закупок, переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции, особенно личных подсобных и фермерских хозяйств. Эта задача должна быть одной из приоритетных для органов местного самоуправления как сельских поселений, так и муниципальных районов.
В России сельская местность занимает две трети территории России, на которой живет 37,5 млн. человек (26 % от общей численности). Около 150. тыс. населенных пунктов объедены в 24409 сельских администраций и 1865 муниципальных районов.
Российское село переживает системный кризис, основными проявлениями которого является:
Для преобладания кризисной ситуации необходим комплекс мероприятий системного характера. Важно формирование нового образа жизни российского села в рамках принципиального новых представлений, понятий, системы оценок, перспективных моделей и особых традиций, обеспечение устойчивого социально-демографического развития функционирование агропромышленного производства, активизация человеческого потенциала.
Значительная роль в решении этих задач принадлежит организации муниципального управлении в сельской местности.
С 1 января 2006 года вступил в силу новый Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Закон предусматривает осуществление во всех субъектов РФ двухуровневой системы муниципальных образований в сельской местности, причем за каждым уровнем четко закрепляются свои вопросы местного значения, объекты муниципальной собственности и источники доходов.
Однако хроническое
недофинансирование полномочий местного
самоуправления в жилищно-коммунальном
хозяйстве, здравоохранении, образовании,
культуре, обустройству дорог приводит
к объективному недовольству населения качеством
и объемом предоставляемых муниципалитетами
услуг, а следовательно одной реформы
недостаточно. Необходимо принятие государственной
национальной стратегии устойчивого развития
сельских поселений, цивилизованно учитывающие
не только общечеловеческие, но и этнические
особенности российского сельского образа
жизни, особую, в силу пространственно-
Информация о работе Особенности муниципального управления в сельском поселении