Особенности муниципального управления в сельском поселении

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2013 в 18:35, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключаются в выявлении особенности организации местного самоуправления в сельской местности.
Предметом исследования курсовой работы является деятельность органов местного самоуправления в сельской местности, объектом исследования - сельская местность как объект муниципального управления.

Содержание

Введение 3
1. Сельская местность как объект муниципального управления 5
1.1 Цели и задачи муниципального управления в сельской местности 5
1.2 Социально-демографическая ситуация в сельском поселении 6
2. Муниципальная социальная политика в сельской местности 8
2.1Современная ситуация в социальной сфере сельских поселений 8
2.2 Цели и задачи муниципальной социальной политики 9
в сельской местности 9
2.3 Деятельность сельских органов местного самоуправления 11
в социальной сфере 11
3. Муниципальное регулирование экономики в сельской местности 14
3.1 Экономическая ситуация в аграрном секторе 14
3.2 Государственное регулирование агропромышленного комплекса 15
3.3 Роль сельских органов местного самоуправления в реализации аграрной политики 17
Заключение 19
Библиографический список 21

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 142.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ 

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 

ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА»

 

Направление подготовки 081100.62 «Государственное и муниципальное управление»

 


Кафедра _____________________________________________

(наименование)

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА


 

по дисциплине __________________________________________________

(название) 


на тему: __________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оренбург

2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

Введение

 

В России около 142 тыс. сельских поселений, с численностью жителей  которых от менее 10 человек до нескольких тысяч, а иногда и до десятков тысяч. Всего в сельских поселениях, по данным Всероссийской переписи населения 2010 года проживает 37,5 млн. человек. Кроме того, имеется более 3 тысячи населенных пунктов без населения. Расположены они крайне не равномерно, что определяется общей неравномерностью заселения отдельных макрорегионов, субъектов РФ и территории внутри одного субъекта РФ.

Между городским и  сельским муниципальным образованием существует различия, обусловленные  различными видами хозяйственной деятельности, форм расселения и уклада жизни в городской и сельской местности. В частности к специфическим особенностям сельского поселения относится:

    • социальнао-демографическая структура населения, более низкий уровень жизни, уровень образования и квалификации;
    • характер расселения, сосредоточенность, преобладание частного, односемейного жизненно фонда;
    • худшая транспортная доступность и обеспеченность современными средствами связи;
    • более низкий уровень развития инженерной и социальной инфраструктуры поселений;
    • характер местной экономики: земля как основной природный ресурс, значительная роль личных хозяйств в производстве продукции, сезонный характер занятости, высокая зависимость от природно-климатических условий;
    • более значительная роль исторических, культурных, сословно национальных традиций;
    • специфика форм человеческого общения (зачастую все жители знают друг друга).

Несмотря на то, что  общие принципы, цели и задачи муниципального управления в сельской местности  аналогичны городским, специфические  особенности сельских населений существенно влияют на систему местного управления в сельской местности.

Цель данной курсовой работы заключаются в выявлении  особенности организации местного самоуправления в сельской местности.

Предметом исследования курсовой работы является деятельность органов местного самоуправления в сельской местности, объектом исследования - сельская местность как объект муниципального управления.

 

1. Сельская местность как объект  муниципального управления

1.1 Цели и  задачи муниципального управления в сельской местности

 

Сельское поселение - сложная социально-экономическая  система, которая функционирует  и развивается в рамках государственной  и региональной стратегий социально-экономического развития, государственной и региональной политики, изменяющегося законодательства, которая нисколько не проще городской социально-экономической системы. Наоборот, в сельском поселении добавляется комплекс факторов, усложняющих общий ход развития.

Основные задачи муниципального управления в сельской местности могут быть сформулированы следующим образом:

1. Организация самоуправления, вовлечение активной части сельских  жителей в процесс муниципального  управления.

2. Поддержка сельскохозяйственного  производства и агропереработки.

3. Регулирование землепользования, планировки и застройки поселений.

4. Содержание и развитие  инженерной инфраструктуры поселений  и сферы обслуживания.

5. Содержание и развитие  социальной сферы поселений.

В свете решений Федерального закона № 131-ФЗ муниципальная политика в сельской местности должна быть переориентирована на достижение следующих целей:

1. Развитие социальной  сферы сельских поселений, сокращение  разрыва между городом и селом  в уровне обеспеченности объектами  социальной сферы.

2. Создание социальных  и экономических основ для повышения престижности проживания в сельской местности.

3. Расширение рынка  труда в сельской местности  путем создания условия для  развития сельскохозяйственного  производства и роста доходов  сельских жителей.

4. Создание условий  для завершения передачи объектов социальной сферы сельскохозяйственными предприятиями и организациями в ведение органов местного самоуправления.

Поставленные задачи могут быть успешно решены, если, прежде всего, будет приоритетная государственная  поддержка развития социальной сферы сельских поселений на федеральном и региональном уровнях. Необходимо разработать эффективный экономический механизм, обеспечивающий содержание и эксплуатацию объектов социальной сферы села на уровне нормативных требований.

Важную роль должно сыграть повышение эффективности использования материально-технических и кадровых ресурсов социальной сферы села путем формирования предприятий интегрированного типа. И, наконец, большое значение имеет формирование правового и методического обеспечения социального развития села.

1.2 Социально-демографическая  ситуация в сельском поселении

 

Главной социально-демографической  особенностью сельской местности является рассредоточенность населенных пунктов  и малая (по сравнению с городскими) численность жителей. В экономической географии принято разделять сельские населенные пункты в зависимости от числа жителей на следующие группы:

крупные - свыше 5 тысяч;

большие - от 1 до 5 тысяч;

средние - от 200 до 1000;

малые - до 200 жителей.

По данным Всероссийской  переписи населения, в 2010 году в сельских поселениях России проживало 37,5 миллиона человек, или 26% населения России. Свыше 13 тысяч населенных пунктов не имеют постоянного населения (заброшены) и в более чем 34 тысячах населенных пунктов проживает менее 10 жителей в каждом. Больше половины сельских жителей проживают в больших и крупных сельских населенных пунктах с числом жителей более 1 тысячи.

Социально-демографическая  ситуация в сельской местности всегда характеризовалась своими специфическими особенностями:

    • характер расселения: рассредоточенность, преобладание частного, односемейного жилищного фонда;
    • худшая транспортная доступность и обеспеченность современными средствами связи;
    • характер местной экономики: земля как основной природный ресурс, значительная роль личных хозяйств в производстве продукции, сезонный характер занятости, высокая зависимость от природно-климатических условий;
    • социально-демографическая структура населения, более низкий уровень жизни, уровень образования и квалификации;
    • более значительная роль исторических, культурных, сословных (казачество), национальных традиций;
    • специфика форм человеческого общения (зачастую все жители знают друг друга);
    • более низкий уровень развития инженерной и социальной инфраструктуры поселений.

 

2. Муниципальная социальная политика в сельской местности

2.1Современная  ситуация в социальной сфере  сельских поселений

 

Социальная инфраструктура в сельской местности, как и инженерная инфраструктура, существенно уступает городской.

По данным на начало первого десятилетия XXI века, в среднем по России на 100 сельских поселений приходится 26 детских дошкольных учреждений, 32 школы, 42 клуба, 30 учреждений здравоохранения. Значительная часть сельских населенных пунктов удалена от школ, больниц, объектов культуры на 10 - 20, а иногда и сотни километров и не имеет с ними регулярного транспортного сообщения.

За последнее десятилетие участковых больниц стало меньше на 1533 (на 32%), фельдшерско-акушерских пунктов - на 1901 (на 4%). На 10 тысяч человек в сельской местности приходится только 60,1 врачебной больничной койки (в городах - 134,5), обеспеченность амбулаторно-поликлиническими учреждениями в расчете на 10 тысяч жителей на селе в 2,2 раза меньше, чем в городе.

Обеспеченность сельского населения  врачами меньше в 4,4 раза, а средним медицинским персоналом - в 1,9 раза по сравнению с городским населением.

Сеть физкультурно-оздоровительных  и спортивных сооружений сократилась  на 60%, их единовременная пропускная способность  составляет 17% от норматива. Занимаются физкультурой и спортом всего 3 - 5% взрослого населения и 8 - 10% учащейся молодежи, тогда как в экономически развитых странах этот показатель достигает 40 - 60%.

Сеть дошкольных образовательных  учреждений по сравнению с 1990 годом  сократилась на 40%. Из 24,3 тысячи детских  дошкольных учреждений в 2010 году 85% являются малокомплектными (на 1 - 3 группы).

Количество детей, занимающихся в  общественных дошкольных учреждениях, снизилось с 56 до 36%, тогда как  в городе оно составляет 64%.

Закрытие сельских школ сопровождалось сокращением количества ученических мест на 3 тысячи при увеличении численности учащихся на 218 тысяч человек.

В результате сокращения сети общеобразовательных  учреждений и отсутствия организованной доставки детей в школы в сельских поселениях обострилась проблема доступности общего образования.

За последние годы резко сократилась подготовка в  сельских профессиональных училищах специалистов для агропромышленного комплекса. Если в 1991 году выпуск профессиональных кадров для АПК составил 228 тысяч  человек, то в 2006 году - только 87,3 тысячи человек.

За последнее десятилетие  число клубов и домов культуры сократилось на 23%, киноустановок - на 7%, библиотек - на 6%, библиотечный фонд уменьшился на 53 миллиона экземпляров (на 13%).

Финансирование социальной инфраструктуры в сельской местности традиционно осуществлялось по остаточному принципу. В то же время без развития социальной сферы не могут быть решены никакие другие задачи сельских поселений, включая задачи модернизации и развития агропромышленного комплекса.

2.2 Цели и задачи муниципальной социальной политики

в сельской местности

 

Муниципальная социальная политика в сельской местности должна быть ориентирована на достижение следующих  целей:

    • развитие социальной сферы сельских поселений, сокращение разрыва между городом и селом в уровне обеспеченности объектами социальной сферы;
    • создание основ для повышения престижности проживания в сельской местности, содействие решению общегосударственных задач в области миграционной политики;
    • расширение рынка труда в сельской местности путем создания условий для развития сельской экономики и роста доходов сельских жителей;
    • создание условий для завершения передачи объектов социальной сферы сельскохозяйственными предприятиями и организациями в ведение органов местного самоуправления.

Для реализации этих целей  необходимо решение следующих задач:

    • стимулирование привлечения и закрепления для работы в социальной сфере и других секторах сельской экономики выпускников высших и средних профессиональных учебных заведений, молодых специалистов;
    • улучшение состояния здоровья сельского населения за счет повышения доступности и качества первичной медико-санитарной помощи;
    • повышение роли физической культуры и спорта для предупреждения заболеваний, поддержания высокой работоспособности населения, профилактики правонарушений, преодоления распространения наркомании и алкоголизма;
    • повышение образовательного уровня учащихся сельских школ, приведение качества образования в соответствие с современными требованиями, обеспечивающими конкурентоспособность кадров на рынке труда;
    • активизация культурной деятельности на селе;
    • повышение уровня занятости сельского населения, сохранение и создание новых рабочих мест.

Учитывая ограниченность средств бюджетов всех уровней, основные пути решения поставленных задач  могут быть следующими:

    • приоритетная государственная поддержка развития социальной сферы сельских поселений на федеральном и региональном уровнях;
    • разработка и реализация эффективного экономического механизма, обеспечивающего содержание и эксплуатацию объектов социальной сферы села на уровне нормативных требований;
    • повышение эффективности использования материально-технических и кадровых ресурсов социальной сферы села путем формирования предприятий интегрированного типа, внедрения новых прогрессивных форм деятельности;
    • создание условий для привлечения в социальную сферу села средств сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также других внебюджетных источников, содействие организации и функционированию малых предпринимательских структур в сфере социального обслуживания сельского населения;
    • формирование правового и методического обеспечения социального развития села.

Информация о работе Особенности муниципального управления в сельском поселении