Основы народовластия

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 21:51, реферат

Описание работы

Цель работы – изучение понятия народовластия и особенности его реализации в Российской Федерации.
Задачи:
- Рассмотрение сущности и конституционных основ народовластия.
- Рассмотрение понятия демократии

Содержание

Введение 3
1. Сущность и конституционные основы народовластия 4
2. Непосредственная демократия: понятие, юридическая природа и формы осуществления 11
3. Понятие, юридическая природа и значение представительной демократии 20
Заключение 28
Список использованной литературы 30

Работа содержит 1 файл

Контрольная.doc

— 149.00 Кб (Скачать)

2) нация (народ), являясь носителем суверенитета, уполномочивает 
парламент осуществлять от его имени законодательную власть (а не суверенитет);

  1. для наиболее эффективного функционирования законодательной власти нация (народ) избирает в парламент своих представителей — депутатов, сенаторов, представителей (парламентариев);
  2. член парламента является представителем всей нации, а не только тех, кто его избрал, поэтому он не зависит от своих избирателей и не может быть ими отозван;

5) работа парламента характеризуется  особыми организационными формами деятельности, а его решения имеют основополагающий характер.

Исходя из сказанного, под представительной демократией обычно понимают свободу  народа выдвигать своих представителей для управления государством, т. е. для  принятия решений, выражающих волю народа или населения, проживающего на определенной территории. В науке конституционного права этой форме правления всегда уделялось особое внимание.

Так, обращаясь к точке зрения уже упоминавшихся французских  профессоров А. и Ф. Демишель и  М. Пикемаль, можно заметить, что они говорят о преобладании форм представительной демократии и объясняют это двумя видами причин.

Прежде всего с точки зрения политической революционная буржуазия  стремилась к системе, основанной на выборах, а отнюдь не к системе  правления самого народа.

Буржуазная демократия, по их мнению, всегда относилась крайне сдержанно  к непосредственному участию  народа в управлении.

А вот принцип представительной демократии, считают авторы, всегда был важнейшим элементом теоретического арсенала буржуазии: позволяя говорить о национальном суверенитете, он в то же время обеспечивал возможность сосредоточивать правительственную власть в руках элиты, тщательно отобранной при помощи избирательных цензов. Распространенность представительной демократии, считают авторы, объясняется также причинами технического характера: невозможно, чтобы все члены общества принимали участие в управлении. По сути дела, проблема заключается не в выборе между представительной или непосредственной демократией, а в выяснении «объема» непосредственной демократии.

Известно, что термин «парламент»  происходит от латинского слова  «рагlаге» — говорить, разговаривать. С ним связывают и другое понятие — «парламентаризм», т. е. такую форму государственного руководства, которой присущи ведущее положение представительного органа в системе органов государства, его контроль за исполнительной властью, разделение законодательного и исполнительного труда, привилегированное положение депутатов и их юридическая независимость от избирателей.

Парламентаризм развивался в той или иной стране в зависимости от конкретных исторических и политических условий и наиболее яркое выражение получил в Великобритании, слабее был выражен во Франции после крушения бонапартизма, а также в США.17

В современном английском государствоведении, например, существуют две точки зрения на доктрину «парламентского верховенства»: «традиционная» и более новая, которую называют «новым взглядом».

Согласно «традиционному» взгляду, английское право не признает никаких  ограничении верховенства парламента. Парламент — это единственный орган, который может отменить или изменить любой, закон. Он вправе законодательствовать по любому вопросу. Отсюда следует, что в английском праве не существует понятия «фундаментальных» законов, которые подлежат принятию и изменению в любом порядке.

Согласно «новому взгляду», парламент  вправе устанавливать порядок прохождения  отдельных законов и изменять процедурные правила для отмены таких законов. Вопрос о содержании доктрины «парламентского верховенства» имеет большое практическое значение, поскольку выдвигаются предложения о принятии нового Билля о правах и писаной конституции. Кроме того, часть ученых считает, что современное понимание «верховенства парламента» необходимо рассматривать с учетом нового соотношения исполнительных и законодательных органов, из факта необычайного возрастания роли органов исполнительной власти.

Формы демократии в науке связывали  также с формами правления. Так, Леон Дюги в 1908 г. представительную и  непосредственную демократии характеризовал как две системы правления. «Сама нация, или точнее, корпус граждан прямо выражает суверенную волю и осуществляет самые различные функции государства. Этот род правления называется, по традиционной терминологии, прямым правлением. Наоборот, — отмечал он, — корпус граждан может назначить одного или нескольких индивидов, группу или несколько групп индивидов, которые и будут его представителями, т. е. воля, которую" они выразят, будет рассматриваться, как если бы она была самоволей корпуса граждан, нации. Этот период правления называете правлением по представительству, или представительным правлением.

Из теории представительства, основывающегося  на мандате, да в целом нацией парламенту, следует, что представительный характер могут иметь лишь выборные учреждения». При этом он уточняет «Мы не говорим, что все выборные учреждения имеют представительный характер, а только, что невыборное учреждение не можем иметь представительного характера».18

На основе этих умозаключений можно  сделать вывод о том, —  парламент — это выразитель интересов и воли народа (нации), к совокупности граждан данного государства. Отсюда и такие его значения, как национальное или народное представительство.

Современная представительная демократия характеризуется тем, что позволяет осуществлять власть в государстве постоянно и непрерывно, а особенностью представительных органов власти является то, что они формулируют и выражают волю народа в принимаемых ими законах либо решениях. Кроме того, представительные органы являются связующим звеном между народом и профессиональным государственным аппаратом, всегда несколько обособленным от общества. Органы представительной демократии способствуют подконтрольности государства народу, поскольку в принимаемых ими нормативно-правовых актах часто содержатся положения, которые регламентируют деятельность других властных структур.

Известно, что в большинстве  зарубежных стран парламент имеет  двухпалатную структуру. При этом в  федеративных государствах нижняя палата рассматривается как орган, представляющий всю нацию в целом, а верхняя — как орган, представляющий интересы каждого субъекта федерации. Поскольку зарубежные федерации не всегда представляют собой многонациональные государства, а субъекты федераций фактически не отличаются друг от друга национальным составом населения, то верхняя палата парламента выражает не интересы отдельных наций, а особые интересы отдельных субъектов федерации.

Так, например, обстоит дело в Конгрессе  США, состоящем из двух палат —  Сената и Палаты представителей. В  Палату представителей входит 435 членов, каждый из которых представляет около 500 тыс. избирателей.19 В соответствии с результатами переписи населения, проводимой каждые 10 лет, места в Палате представителей перераспределяются между штатами. Право определять границы избирательных округов по выборам в Палату представителей принадлежит законодательному собранию каждого штата. По Конституции США каждый штат должен быть представлен в Палате по крайней мере одним членом. Члены Палаты представителей избираются на двухлетний срок.

Каждый штат представлен в Сенате двумя членами, т. е. в его состав входят 100 сенаторов. Каждый сенатор  избирается в своем штате на шестилетний  срок, начинающийся в январе следующего после выборов года. В отличие  от Палаты представителей каждые два  года подлежит переизбранию лишь треть сенаторов Конгресса США.

Определенные особенности в  механизме представительной власти можно отметить в Индии. В соответствии со ст. 79 индийской конституции под  парламентом понимается триединое  учреждение, состоящее из Президента Индии и двух Палат. Верхняя палата (Раджья Сабха) именуется Советом штатов. Это обусловлено тем, что Индия — федерация, состоящая в настоящее время из 25 штатов и 7 союзных территорий. Нижняя — носит название Народная палата (Лок Сабха).

Президент, хотя и считается членом парламента, участия в заседаниях Палат не принимает. Лишь в начале каждой сессии он обращается к парламенту с посланиями.

Совет штатов, призванный отражать федеративную структуру государства, состоит из 250 членов: 12 из них назначаются президент том из числа лиц, имеющих специальные знания или практический опыт в области литературы, науки, искусства, видных общественных деятелей, а 238 человек являются представителями штатов и союзных территорий. Они избираются путем косвенных выборов. Избранными могут быть граждане Индии, достигшие 30 лет, обладающие политическими и гражданскими правами. Причем, избрание проходит не вполне одинаково в штатах и союзных территориях. Так, представители штатов избираются парламентами (законодательными собраниями) штатов, но только их выборными членами на основе пропорциональной избирательной системы. Такая избирательная система означает, что места распределяются между кандидатскими списками партий в зависимости от числа собранных голосов.

Представители союзных территорий избираются двухступенчатыми выборами: сначала на основе пропорциональной системы избирается коллегия выборщиков, а затем эта коллегия избирает представителя в Совет штатов. Члены Совета штатов избираются на 6 лет, но 1/3 выбывает из него каждые 2 года. Новые выборы происходят в начале каждого третьего года. В отличие от Народной палаты Совет штатов не может быть распущен досрочно. Считается, что таким образом сохраняется непрерывность представительного правления.

Идея представительства отдельных частей государства (регионов) воспринята и в некоторых унитарных государствах. Так, в ст. 24 Конституции Франции записано, что Сенат избирается путем косвенного голосования и обеспечивает представительство территориальных коллективов Республики. Французы, проживающие за пределами Франции, представлены в Сенате. Подобного рода запись имеется и в Конституции Италии, где в ст. 57 сказано, что Сенат избирается на базе областей. Причем ни одна область не может иметь меньше семи сенаторов; область Молизе избирает двух сенаторов, а Валлед Аоста — одного сенатора. Распределение мест между областями производится пропорционально численности населения областей, определяемой последней переписью.

Генеральные Кортесы, устанавливает  ст. 66 испанской конституции, представляют испанский народ и состоят из Конгресса депутатов и Сената. Палатой территориального представительства является Сенат. В каждой провинции избирается 4 сенатора путем всеобщего, свободного, равного, прямого и тайного голосования. В провинциях, расположенных на островах, каждый остров или группа островов, имеющие свой орган кабильдо или Островной Совет также избирают сенаторов в количестве трех либо одного. Свои нормы представительства установлены для Городов Сеута и Мелилья и автономных сообществ.20

Кроме того, во всех зарубежных странах и в верхних и в нижних палатах парламента представлены общегосударственные политические партии.

Так, например, ст. 14 Регламента Палаты депутатов итальянского парламента предусматривает, что бюро Палаты может  разрешить создание группы в составе двадцати или менее депутатов при условии, что эта группа представляет надлежаще организованную и действующую партию, которая выдвинула на выборах свой список кандидатов по крайней мере в двадцати избирательных округах, и эти списки получили не менее одной квоты голосов по отдельному округу и не менее 300 тыс. голосов избирателей по стране в целом.

В конце хочется сделать следующий  вывод: Непосредственная демократия - это форма непосредственного  волеизъявления народа или каких-либо групп населения. Она может осуществляться в форме референдума и выборов. Непосредственная (прямая) демократия осуществление народом власти через формы непосредственного волеизъявления. По Конституции РФ21 высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Сочетание представительной и непосредственной демократии является высшим проявлением полновластия народа. Непосредственной демократии обеспечивает наиболее полное участие масс в управлении страной, дополняет постоянно действующую централизованную представительную систему. Субъектами непосредственной демократии выступают: многонациональный народ России в целом; население субъектов РФ и их административно-территориальных единиц (городских, сельских поселений), трудовые коллективы, группы граждан по месту жительства, граждане.

От себя лично, я хотел  бы добавить, что данный вид демократии достаточно актуальной на сегодняшний день. Всё-таки наличие такой демократии в государстве может служить его скорейшему и лучшему развитию.

 

Заключение

 

Множество мыслителей, политических деятелей и революционеров ставили  своей задачей создание справедливого  общества с непременным атрибутом  народовластия. Большинство современных  государств именуют себя демократиями. Однако непредвзятым и готовым задуматься людям ясно что власть народа сильно ограничена. Чёрное выдаётся за белое и наоборот. Не народ властвует, а народом правят используя широкий, веками наработанный арсенал средств от изощрённого психологического манипулирования до прямого насилия.

Построение справедливого общества основанного на народовластии кажется  одной из вековечных и непреодолимых  трудностей. Настало ли время её преодолеть? Карл Маркс писал: «...человечество ставит себе всегда только такие задачи, которые оно может разрешить, так как при ближайшем рассмотрении всегда оказывается, что сама задача возникает лишь тогда, когда материальные условия ее решения уже существуют или, по крайней мере, находятся в процессе становления». Чтобы ответить на вопрос созрели ли материальные предпосылки для подлинного народовластия, сделана попытка описать как может функционировать такая социальная система. Если модель логична и не предусматривает создания «нового человека» или наличия фантастических технологий для своего функционирования, то в принципе, она может быть реализована на практике уже сегодня.

Информация о работе Основы народовластия