Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 19:56, реферат
Местное самоуправление - одна из основ любого демократического строя, в связи, с чем Хартия устанавливает, что принцип местного самоуправления должен быть закреплен в законодательстве и, по возможности, в конституции каждой страны. Местное самоуправление занимает «центральную позицию» между Государством и Обществом. Именно в этой позиции этот общественно-политический институт играет ключевую роль в сохранении и укреплении государственности, по существу являясь механизмом согласования интересов Общества и Государства.
Актуальность данной темы на современном этапе придают следующие обстоятельства:
Введение
1. Становление правовых основ организации местного самоуправления в Российской Федерации
2. Характерные черты присущие современной модели местного самоуправления в Российской Федерации.
3. Общие принципы муниципальной организации и основные организационно-правовые формы осуществления местного самоуправления
4. Развитие местного самоуправления в современной России
Заключение
Список используемой литературы
Глава муниципального образования и иные выборные должностные лица местного самоуправления наделяются собственной компетенцией, по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования.
Наряду с выборными должностными лицами в управлении муниципальным хозяйством, как правило, принимают участие иные должностные лица, назначаемые или утверждаемые в должности компетентным органом или должностным лицом и входящим в категорию муниципальных служащих.
Кроме различного
механизма делегирования
Такая классификация
предусматривает наличие
Обязательным выборным органом, обладающим правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования, является представительный орган местного самоуправления, состоящий из депутатов, избираемых на основе всеобщего и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Местное самоуправление - власть, наиболее приближенная к населению. Близость определяется не столько ее местом в иерархической лестнице, сколько теми функциями, которые она выполняет. Занимаясь вопросами местного значения, она должна решать их в интересах населения. Поэтому муниципальное управление предусматривает наличие представительных органов местного самоуправления, за исключением случаев, когда их функции может выполнять сход.
Закон определяет исключительное ведение представительных органов:
1. принятие общеобязательных
правил по предметам ведения
муниципального образования,
2. утверждение местного
бюджета и отчета о его
3. принятие планов
и программ развития
4. установление местных налогов и сборов;
5. установление
порядка управления и
6. контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных образований.
К полномочиям представительных органов местного самоуправления необходимо отнести и сформулированное Л.А.Беликовым право издания обязательных постановлений. По его определению, «главное отличие муниципального закона (обязательного постановления) от законов государственных состоит в том, что первый имеет силу только для территории муниципального образования и относится только лишь к вопросам местного значения, предметам муниципального хозяйства и благоустройства».
Виды нормативных
актов, которые имеют право принимать
органы местного самоуправления, перечисляются
в уставе муниципального образования
и в законах субъектов
Действующее федеральное законодательство не обуславливает обязательное создание в муниципальных образованиях исполнительных органов местного самоуправления, предусматривая возможность избрания главы муниципального образования и других выборных должностных лиц, наделяемых при этом собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования.
Кроме того, в названном
уставе помимо представительных органов
и должностных лиц местного самоуправления
могут быть предусмотрены и иные
органы, должностные лица местного
самоуправления. Под этим, как правило,
и подразумевается создание органов,
наделяемых компетенцией для исполнения
решений, принимаемых населением муниципального
образования или его
Говоря об общих принципах организации таких органов, О.А. Велихов справедливо отвечал следующее:
«К аппарату местного самоуправления, отвечающему своей цели, надлежит применять следующие требования. Во-первых, он должен правильно и с достаточной гибкостью отображать подлинные интересы и нужды местного сообщества; во-вторых, он должен соответствовать принципу экономии средств и сил, то есть при наименьших затратах на его содержание, работать быстро, гладко и без лишних формальностей; в-третьих, он должен выдвигать на исполнительные должности людей опытных и ответственных, создавая для них наиболее благоприятную обстановку работы».
Полномочия представительного
органа, а также компетенция
Существуют следующие виды органов местного самоуправления:
Представительные: собрание представителей, Совет депутатов, Дума, Хурал (Республика Тыва), муниципальный совет, муниципальное собрание, окружной сельский комитет (Саратовская область).
Исполнительные: местная администрация (администрация муниципального образования), волостная управа, исполком, мэрия.
Конкретные названия
органов местного самоуправления, а
также глав муниципального образования
(глава администрации, Председатель
Совета, Председатель исполкома, мэр, городской
голова, и т.д.) и иных выборных должностных
лиц и сроки их полномочий определяются,
как правило, соответствующим
Еще одной возможной классификацией может быть разделение, как выборных, так и создаваемых иным способом органов по объему, количеству делегируемых полномочий на общие и специальные (отраслевые) органы.
И представительные, и исполнительные органы местного самоуправления могут создавать постоянные или временные специальные органы для реализации отдельных полномочий, как правило, выделяемых по отраслевому принципу.
Таким образом, делегирование полномочий населения приводит к созданию в муниципальных образованиях целой системы взаимосвязанных органов местного самоуправления с различной компетенцией, различающихся по механизму их создания, качеству и количеству делегируемых им полномочий.
Однако, можно выявить и систематизировать основные, наиболее распространенные схемы построения таких структур.
Мировая практика показывает большое разнообразие в организационно-правовых формах используемых на местном уровне.
С учетом особенностей
и специфики стран авторы по-разному
подходят к классификации, выделяют
до десятка организационно-
1. Форма «сильный
совет - слабый мэр» характеризуется
ограничением прав мэра по
координации деятельности
2. Форма «сильный
мэр - слабый совет». Для этой
формы характерно избрание
3. Форма «совет
– управляющий» отражает
Форма управления «совет – управляющий» продемонстрировала свою жизнеспособность. В настоящее время многие американские органы муниципального управления идут по этому пути .
4. «Комиссионная
форма». Комиссия образуется из
выбранных лиц - уполномоченных,
каждый из которых управляет
каким-либо отделом городского
Правительства. В этой модели
не предполагается наличие
5. Комбинированная
форма. Управляющий или
Согласно Конституции РФ местное самоуправление осуществляется на территории РФ в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций .
Федеральный Закон
«Об общих принципах
На организацию местного самоуправления оказывает влияние ряд особенностей:
- численность жителей города,
- занимаемая территория,
- наличие, либо отсутствие районов в городе,
- другие факторы.
В субъектах Федерации местное самоуправление осуществляется на территории малых и средних городов (райцентров), а также крупных городов - региональных центров с обязательным делением на внутригородские районы.
В областных центрах, район в городе не имеет самостоятельности, а является лишь структурным подразделением местной администрации по территориальному принципу. Администрация района в городе действует на основании положения о ней разработанного представительным органом местного самоуправления.
Таким образом, в
различных субъектах РФ организация
местного самоуправления складывается
исходя из многообразия организационных
форм осуществления местного самоуправления,
что обуславливается рядом
- на организацию местного самоуправления в РФ оказывают влияние Федеративное устройство государства,
- географические факторы,
- этнические процессы.
Все вышеперечисленные
причины не могут не накладывать
отпечаток на формы и способы
организации осуществления
7. Развитие местного самоуправления в современной России
Практически сразу
после вступление в силу Федерального
закона «Об общих принципах
Для реализации закона в полном объеме не было создано необходимых условий, часть из которых на момент принятия закона даже не была осознана.
Во-первых, территориальной
основой местного самоуправления оставалась
существующая система административно-
Таким образом, не
было принято во внимание, что существующее
административно-
Информация о работе Организации местного самоуправления в Российской Федерации