Муниципальное управление охраны здоровья

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 16:21, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: анализ муниципального управления охраной здоровья населения и пути его совершенствования.
Задачи исследования:
1. Исследовать теоретические аспекты муниципального управления охраны здоровья населения;
2. Проанализировать деятельность санатория «Дубовая роща» как составляющая в системе муниципального управления охраной здоровья населения .
3. Провести анализ деятельности санатория «Дубовая роща» города Железноводска.
4. Исследовать проблемы деятельности санатория «Дубовая роща»;
5. Предложить рекомендации по совершенствованию муниципального управления санатория «Дубовая роща».
Предмет исследования: Особенности муниципального управления охраны здоровья населения.
Объект исследования: санаторий «Дубовая роща» города Железноводска.
В исследовании использовались аналитические подходы, методы сравнения, индукции и дедукции.

Содержание

I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ
1.1 Охрана здоровья населения: понятие, направления, особенности …….8
1.2 Сущность и функции муниципального управления охраной здоровья населения ……………………………………………………………………..14
1.3 Методические основы оценки эффективности муниципального
управления охраной здоровья населения ……………………………….….20
II. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В САНАТОРНО-КУРОРТНОЙ СФЕРЕ
2.1 Основные положения санатория «Дубовая роща» ……………………24
2.2 Система здравоохранения в санатории…………………………………28
2.3 Пути усовершенствования охраны здоровья …………………………..33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………..38

Работа содержит 1 файл

курсовик.docx

— 147.64 Кб (Скачать)

     Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и Концепция  государственной  политики  в области здорового питания, направленные на улучшение качества и структуры питания как одного из основных факторов, определяющих  здоровье   населения , Федеральный закон «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», определяющий стратегию и систему мер в области профилактики основных инфекционных заболеваний;

     Федеральный закон «О предупреждении распространения  в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)».

     Правительством  Российской Федерации принят ряд  федеральных целевых программ, рассматривающих  отдельные проблемы сохранения и  укрепления  здоровья , профилактики заболеваний  населения  Российской Федерации, в том числе сахарного диабета, туберкулеза, ВИЧ-инфекции, а также создания эффективной системы вакцинопрофилактики  населения.6

     Приоритетным  структурным элементом системы  здравоохранения является профилактическая деятельность медицинских работников, развитие медико-социальной активности и установок на здоровый образ  жизни среди различных групп   населения .

     Главное направление в развитии и совершенствовании  здравоохранения на современном  этапе -  охрана  материнства и детства, создание оптимальных социально-экономических, правовых и медико-социальных условий для укрепления  здоровья  женщин и детей, планирование семьи, решение медико-демографических проблем.

     К числу важнейших теоретических  проблем здравоохранения относятся: социальная обусловленность общественного   здоровья, болезнь как биосоциальный феномен, основные категории здравоохранения (общественное  здоровье , материально-экономическая база, кадры и т. д.), формы и пути развития здравоохранения при различных социально-экономических условиях и др.

     Всемирной организацией здравоохранения определены 4 категории обобщенных показателей, которые характеризуют состояние  здравоохранения в стране:

     1) показатели, относящиеся к  политике  в области здравоохранения;

     2) социальные и экономические показатели;

     3) показатели обеспеченности медико-социальной  помощью; 

     4) показатели состояния  здоровья   населения.

     Охрана   здоровья  граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического  здоровья  каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медико-социальной помощи в случае утраты  здоровья. 8

     Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной  наличием у них каких-либо заболеваний. Лица, виновные в нарушении этого  положения, несут установленную  законом ответственность.

     Гражданам Российской Федерации, находящимся  за ее пределами, гарантируется право  на  охрану   здоровья  в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

     Граждане  имеют право на регулярное получение  достоверной и своевременной  информации о факторах, способствующих сохранению  здоровья  или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемическом состоянии района проживания, рациональных нормах питания, продукции, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам, о других факторах. Эти сведения предоставляются местной администрацией средствам массовой информации или непосредственно гражданам по их запросам в порядке, установленном Правительством РФ. В интересах  охраны   здоровья  граждан реклама алкогольных напитков и табачных изделий в средствах массовой информации запрещена. Нарушение указанной нормы влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. 9

     При заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют  право на медико-социальную помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную  помощь, а также меры социального  характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по временной  нетрудоспособности. Гарантированный  объем  бесплатной  медицинской помощи гражданам обеспечивается в соответствии с программой ОМС.

     Таким образом, для практической деятельности, необходимо надёжное законодательное  и нормативно-правовое обеспечение. Успешная реализация  политики   охраны   здоровья  - дело каждого жителя Ставропольского края.   

     1.2 Сущность и функции  муниципального  управления  охраной   здоровья   населения 

     К  муниципальной  системе здравоохранения относятся  муниципальные  органы управления здравоохранением и находящиеся в  муниципальной  собственности лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, образовательные учреждения, которые являются юридическими лицами.  

     Муниципальные  органы управления здравоохранением несут ответственность за санитарно-гигиеническое образование  населения , обеспечение доступности  населению  гарантированного объема и качества медико-социальной помощи, развитие  муниципальной  системы здравоохранения на подведомственной территории, осуществляют контроль за качеством оказания медико-социальной и лекарственной помощи предприятиями, учреждениями и организациями государственной,  муниципальной  и частной систем здравоохранения, а также лицами, занимающимися частной медицинской практикой.  

     Политика  в области  охраны   здоровья   населения  должна предусматривать прежде всего воздействие на индивидуальные привычки людей и осуществляться по трем основным направлениям:

     1) формирование понимания у людей  необходимости позитивных изменений  в образе жизни и поддержка  их стремления к таким изменениям, в том числе путем повышения  их медико-гигиенических знаний;

     2) создание соответствующих мотиваций  в отношении к своему  здоровью , выработка умения и навыков здорового образа жизни;

     3) создание условий, способствующих  улучшению качества жизни и  укреплению  здоровья   населения.10

     Основными направлениями в реализации этой  политики  является совершенствование законодательства Российской Федерации и определение приоритетов профилактической деятельности.

     Законодательного  обеспечения требует финансовая  политика , способствующая развитию программ укрепления  здоровья  и профилактики заболеваний с учетом, в частности, того, что расходы на здравоохранение должны постепенно увеличиваться.

     Законодательством должно также предусматриваться  создание благоприятных экономических  условий для организаций, реализующих  программы укрепления  здоровья  и профилактики заболеваний среди работников, а также для инвесторов, направляющих свои средства на улучшение социальных условий и состояния окружающей среды, способствующих здоровому образу жизни.

     Необходимо  совершенствование на федеральном  и территориальном уровнях законодательной  и нормативной базы в области   охраны  труда, окружающей среды, создания условий для занятий физкультурой и повышения физической активности, регулирования рекламы и продажи табачных изделий.

     Должны  найти отражение в законодательной  базе вопросы защиты семьи, и прежде всего женщин и детей, а также  людей преклонного возраста.

     Назрела необходимость принятия решений  о проведении структурных и организационных  преобразований в системе здравоохранения  и изменении функций ряда медицинских  служб с целью уделить больше внимания проведению предупредительных  мероприятий, направленных на  охрану   здоровья   населения  и профилактику заболеваний.

     Они должны предусматривать:

     - увеличение доли финансирования  первичного звена здравоохранения  - амбулаторно-поликлинических медицинских  учреждений с целью развития  профилактического направления  их работы;

     - укрепление нормативной и финансовой  базы для работы врача общей  практики;

     - совершенствование системы медицинского  страхования;

     - подготовка специалистов по вопросам  пропаганды здорового образа жизни.

     В сложившихся социально-экономических  условиях произошли негативные изменения  в состоянии  здоровья  работающего  населения . Возросла профессиональная заболеваемость. Во всех отраслях промышленности, прежде всего на предприятиях малого и среднего бизнеса, ухудшились условия труда и отдыха. Это повлекло за собой ухудшение  здоровья  работающих, увеличение числа несчастных случаев, а также потерю трудоспособности.

     С учетом этого необходимо осуществить  следующие мероприятия:

     1) проведение мониторинга условий  труда и состояния  здоровья  работающих, создание на этой основе базы данных и федерального регистра профессиональных заболеваний, выделение групп повышенного риска;

     2) уточнение критериев оценки риска  нарушения  здоровья  работников вследствие воздействия факторов производственной среды в целях осуществления мероприятий по улучшению условий труда, снижению профессиональной и производственно обусловленной заболеваемости;

     3) совершенствование системы медико-социальной  и трудовой реабилитации с  целью рационального решения  вопросов трудоспособности.

     Крайне  актуальным является улучшение качества жизни семьи и повышение ее роли в сохранении  здоровья .11

     Проведенные в России исследования позволяют  утверждать, что профилактика развития хронических неинфекционных заболеваний  только среди взрослой части  населения  или только среди детей недостаточно эффективна, так как ребенок живет в семье. Если родители, родственники ребенка имеют определенные факторы риска или страдают хроническими неинфекционными заболеваниями и не заботятся о своем  здоровье , то у ребенка формируются стереотипы поведения, способствующие развитию этих же заболеваний.

     В этой связи проблема улучшения качества жизни семьи должна быть одной  из приоритетных в деятельности органов  государственной власти и местного самоуправления, она должна решаться, прежде всего в рамках реализации программ формирования здорового образа жизни, с привлечением общественных организаций.

     Основным  органом, ответственным за разработку и проведение государственной  политики  по вопросам  охраны   здоровья  граждан, является Министерство здравоохранения и социального развития РФ.

     В структуре Минздрава РФ существует самостоятельная служба государственного санитарного контроля (Госсанэпиднадзор), которая ответственна за эпидемическую  и санитарную безопасность страны. Эта служба сохранила административную вертикаль управления. В каждом субъекте РФ имеется территориальный орган  Госсанэпиднадзора, находящийся в  подчинении Минздрава РФ.

     За  счет бюджетных средств, выделяемых Минздраву РФ, осуществляется финансирование собственных научно-исследовательских  институтов и НИИ Российской Академии медицинских наук (в части финансирования клинической деятельности), научных  центров и клиник медицинских  образовательных вузов.

     Это более 500 медицинских учреждений, мощность которых составляет 4% конечного  фонда страны.

     Реализация  государственной  политики  в области здравоохранения в существенной мере зависит от Министерства финансов РФ. Оно выделяет средства на финансирование федеральных медицинских учреждений и учитывает потребности регионов в бюджетном финансировании здравоохранения при определении размеров трансфертов из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ.

Информация о работе Муниципальное управление охраны здоровья