Муниципальное управление и коррупция

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 02:29, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование коррупции в муниципальном управлении.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть муниципальное управление в РФ;

- изучить социально-экономические и правовые аспекты коррупции;

- исследовать проблемы противодействия коррупции в органах местного самоуправления.

Содержание

Введение 3

1 Муниципальное управление в Российской Федерации 5

1.1 Основы осуществления местного самоуправления в РФ 5

1.2 Структура органов муниципального управления 7

2 Социально-экономические и правовые аспекты коррупции 10

2.1 Понятие коррупции 10

2.2 Аспекты коррупции 13

3 Проблемы противодействия коррупции в органах местного самоуправления 17

Заключение 22

Список использованных источников 23

Работа содержит 1 файл

муниципальное управление и коррупция ВГУЭС.docx

— 63.28 Кб (Скачать)

    1.2 Структура органов муниципального управления

     Местное самоуправление осуществляется в муниципальных  образованиях. Муниципальное образование - городское, сельское поселение, несколько  поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная настоящим Федеральным законом, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления - выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти. Перечень органов муниципального управления в каждом конкретном муниципальном образовании определяется Уставом данного образования.

     Местное самоуправление осуществляется двумя  основными способами2:

     - путем проведения местного референдума - голосования граждан по вопросам местного значения;

     - проведением выборов в представительный орган местного самоуправления - выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования.

     Представительный  орган местного самоуправления состоит  из депутатов, избираемых на основе всеобщего  равного и прямого избирательного права при тайном голосовании  в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В исключительном ведении  представительных органов местного самоуправления находятся:

     - принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования;

     -утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

     - принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

     -установление местных налогов и сборов;

     - установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;

     - контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных образований.

     Уставом муниципального образования могут  быть предусмотрены должность главы  муниципального образования - выборного  должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, а также должности иных выборных должностных лиц местного самоуправления.

     С целью претворения в жизнь  решений представительных органов  муниципального управления в муниципальных  образованиях согласно уставам могут  создаваться иные органы местного самоуправления.

     Выборное  должностное лицо местного самоуправления должностное лицо, избранное населением непосредственно или представительным органом местного самоуправления из своего состава, наделенное согласно уставу муниципального образования полномочиями на решение вопросов местного значения.

     Органы  местного самоуправления и должностные  лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты. Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц  местного самоуправления, полномочия по изданию указанных актов, порядок  их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с  законами субъектов Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2 Социально-экономические и правовые аспекты коррупции

    2.1 Понятие коррупции

     Коррупция представляет собой социальный феномен, не имеющий однозначного понимания  и интерпретации в общественном сознании3. В обществе нет консенсуса по поводу коррупции. Эмоциональная, нравственная и правовая оценка явлений коррупции предельно многозначны, границы морального – аморального, законного – незаконного, осуждаемого – принимаемого в значительной мере размыты.

     Известно, что в основе термина «коррупция»  лежит латинское слово «corruptio», означающее в буквальном переводе «порчу, подкуп» (однокоренным в этом смысле является и слово «коррозия»). В целом этот перевод дает общее представление о сущности коррупции – порче или коррозии власти путем ее подкупа – с точки зрения рассмотрения ее в качестве социального явления, коим она является.

     Латинско-русский  словарь, составленный И.Х. Дворецким, приводит и такие значения, как «совращение, упадок, извращение, плохое состояние, превратность (мнения или взглядов), а также расстраивать, повреждать, приводить в упадок, губить, разрушать, обольщать, соблазнять, развращать, искажать, фальсифицировать, позорить, бесчестить»4.

     Кандидат юридических наук Г.К. Мишин, вопреки утверждениям большинства пишущих по этим вопросам авторов, утверждает, что латинский термин «corruptio» происходит от двух корневых слов «cor» (сердце; душа, дух; рассудок) и «ruptum» (портить, разрушать, развращать). Поэтому суть коррупции не в подкупе, продажности публичных и иных служащих, а в нарушении единства (дезинтеграции, разложении, распаде) того или иного объекта, в том числе государственной власти5.

     Одно  из наиболее кратких, но достаточно емких  определений коррупции дает Словарь иностранных слов: это «подкупаемость и продажность государственных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических деятелей вообще».

     Справочный  документ Организации Объединенных Наций о международной борьбе с коррупцией определяет ее как «злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях».

     Политологи преимущественно рассматривают коррупцию как совокупность различных способов использования заинтересованными структурами и лицами власти, финансового, политического и иного влияния на государственные ведомства. Для многих из них основные причины коррупции кроются в недостатке демократических правил, хотя они при этом признают, что распространение коррупции имеет место и при демократических режимах. Ими также предпринимаются попытки разработать способы уменьшения возможностей и условий для углубления сфер влияния политической коррупции, в том числе направленные на противодействие сговору между законодательной и исполнительной властью, расширение участия населения в демократических процессах, ориентированных на становление и развитие гражданского общества.

     Специалисты в области управления видят сущность коррупции в злоупотреблении  ресурсами и использовании государственных  полномочий для достижения личной прибыли. По их мнению, причины коррупции  вытекают главным образом из-за недостаточного уровня оплаты труда государственных должностных лиц, чрезмерной монополизации услуг общественного пользования, необоснованно расширенной свободы действий чиновников при слабой системе контроля за ними, излишнего государственного регулирования общественных отношений, особенно в экономической сфере, и избытка бюрократических процедур, а также неудач в формировании стабильной внутренней культуры и этических правил государственной службы. Ими также поддерживается точка зрения о безусловном вреде коррупции.

     Деловые организации чаще всего рассматривают  коррупционные отношения как  неизбежный фактор торговой и инвестиционной политики. Основной причиной их беспокойства является неопределенность, которую коррупция привносит в деловые отношения, и невозможность предсказать результаты конкурентной борьбы в условиях, когда коррупция широко распространена.

     Значительное  внимание коррупции уделяется правоведами. Объяснением этому может служить то обстоятельство, что некоторые виды коррупционного поведения на протяжении всей истории государства и права считались противозаконными. Вследствие этого соответствующие отношения рассматриваются как отклоняющееся поведение от обязывающих правовых норм, допускаемый произвол в осуществлении возложенных законом полномочий либо неправомерное использование возможностей управлять государственными ресурсами.

     Современная коррупция – это не элементарный уголовно-правовой феномен, который  можно было бы квалифицировать конкретной нормой уголовного кодекса как отдельный  состав преступления. Коррупцию следует  рассматривать как криминологическое, социально-экономическое явление, обладающее многоструктурным и многоуровневым содержанием, в содержательный объем  которого входит комплекс неоднородных видов общественно опасных деяний6. Можно с уверенностью сказать, что коррупция распространяется во всех сферах общественной жизни.

     Несмотря  на достаточно широкий спектр воззрений  на коррупцию, специалисты, тем не менее, почти единодушно сходятся на том, что:

     а) она всегда связана с государственной  властью и в силу этой зависимости  неизбежно оказывает в большей  или меньшей степени воздействие  на характер и содержание власти, ее репутацию в обществе;

     б) она как злоупотребление властью, может осуществляться для получения  выгоды не только в целях личного, но и корпоративного, кланового интереса.

     Коррупция в широком смысле включает в себя взяточничество и самостоятельное  чиновничье предпринимательство. Рассматривая коррупцию в широком смысле в  качестве важнейшего элемента этого  понятия следует выделить наличие у должностных лиц возможности непосредственно распределять выгоды или давать разрешение на подобное распределение, когда искушение получить личную прибыль преобладает над долгом и обязанностью служить интересам государства и общества. В подобном смысле коррупция имеет место, когда государственная функция выполняется чиновником хотя и при наличии установленных правил или процедурного порядка, но при возможности для него действовать и по собственному усмотрению, в том числе сознательно нарушая правила регулирования, с целью получения личной выгоды.

     Использование служебного положения в корыстной  или иной личной заинтересованности может быть представлено следующими разновидностями7:

     1) завладение с использованием  служебного положения чужим имуществом  путем его изъятия вопреки  воле собственников;

     2) использование служебного положения  при совершении других действий  корыстного характера, не связанных  с завладением чужим имуществом. Данное последствие может выражаться  в виде реального материального  ущерба, в у пущенной выгоде, а  также в причинении иного вреда  различным интересам (нарушении  конституционных прав и свобод  граждан, подрыве авторитета органов  власти, создание помех и сбоев  в работе, сокрытии крупных хищений  и т.п.);

     3) «классическая» разновидность проявления  коррупции – получение должностным  лицом материальных ценностей  и услуг материального характера  в связи с занимаемой должностью  с ведома лиц, передающих эти  ценности или оказывающих услуги  (например, с целью побудить должностное лицо к соответствующему действию, правомерному или противозаконному и др.);

     4) непосредственное участие должностных  лиц и государственных служащих, депутатов в коммерческой деятельности  для извлечения личной выгоды  или корпоративной.

    2.2 Аспекты коррупции

     Опасность коррупции проявляется в различных  аспектах: политическом, социально - экономическом, правовом и криминологическом8.

     Социально-экономический  аспект опасности коррупции выражается в искажении коррумпированным государственным  аппаратом социально-экономической  политики государства9. В том числе в усложнении или воспрепятствовании реализации прав и законных интересов граждан в точном соответствии с законом, что приводит, в частности, к отсечению от предпринимательской или коммерческой деятельности честных граждан и обвальному допуску к ней криминальных элементов. В формировании криминальной рыночной экономики, ограничении «чистых» инвестиций и утрате возможности интеграции страны в мировую экономическую систему. В огромном экономическом ущербе от недополученных налогов; в разграблении страны подпольным экспортом и импортом.

     Коррупция - основной тормоз экономического роста в России, как криминальное явление появилась и развивалась, прежде всего, в связи с экономикой, экономическими процессами в целом, с финансовыми и товарными потоками в особенности.

Информация о работе Муниципальное управление и коррупция