Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 18:45, реферат
1. Значение потребительского рынка для жизнедеятельности муниципального образования
2. Основные сферы потребительского рынка
3. Задачи и механизмы муниципального регулирования потребительского рынка
МУНИЦИПАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА
1. Значение потребительского рынка для жизнедеятельности муниципального образования
2. Основные сферы потребительского рынка
3. Задачи и механизмы муниципального регулирования потребительского рынка
1. Значение потребительского рынка для жизнедеятельности муниципального образования
Важная составляющая муниципального управления - регулирование потребительского рынка. От его состояния, уровня цен, ассортимента предлагаемых товаров и услуг зависит повседневная жизнь населения.
Структуры потребительского
рынка как составная часть
городского хозяйства обеспечивают
потребности населения в
Потребительский рынок составляет сферу непосредственного экономического воздействия на человека и фактор социальной стабильности в обществе. Его сбалансированность по ценам, товаропотокам, количеству и качеству товаров и услуг выступает необходимой составляющей оценки качества жизни населения.
На состояние потребительского рынка негативно воздействуют следующие факторы:
- низкая покупательная способность большинства категорий граждан;
- низкая конкурентоспособность части отечественных товаров по сравнению с зарубежными аналогами;
- снижение управляемости со стороны органов публичной власти процессами реализации товаров и услуг на потребительском рынке и связанный с этим резкий рост числа нарушений прав потребителей;
- недостаток у предприятий потребительского рынка финансовых средств для развития, модернизации и технического совершенствования.
Трансформация отношений собственности путем приватизации предприятий сферы потребительского рынка стала первым и самым характерным этапом приватизационного процесса в российской экономике. Нормативной основой процессов разгосударствления собственности стал Закон РФ от 03.07.1991 г. «О приватизации государственных и муниципальных предприятий РФ» с последующими изменениями и дополнениями. К настоящему времени в условиях свободы экономической деятельности почти 90% всех предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания переданы в частную собственность (исключение составили муниципальные предприятия школьного питания). Поэтому нормативно-правовое и экономическое регулирование потребительского рынка стало одной из важных функций, как государства, так и органов местного самоуправления.
Государственное и муниципальное регулирование потребительского рынка представляет собой систему скоординированных действий управления и регулирования развития торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
2. Основные сферы потребительского рынка
Как отмечалось, основными сферами потребительского рынка на территории муниципального образования служат торговля, общественное питание и бытовое обслуживание населения. Муниципальное регулирование каждой из них имеет свою специфику.
Социально-экономическими предпосылками развития сети торговли являются ориентация на рыночные отношения и прогнозируемый рост благосостояния населения, следствие которого — повышение платежеспособного спроса. Торговые предприятия классифицируются по различным группам (рис. 1).
Общественное питание в 1990-х гг. утратило свои позиции в обслуживании населения. Это видно по сокращению доли отрасли в расходах населения, числа предприятий и мест в них в расчете на 1000 жителей, числа занятых работников и других показателей. Особенно это относится к общественному питанию, обслуживающему массовые слои населения по месту работы и учебы.
Основная задача общественного питания в городах и сельских поселениях на ближайшие годы — восстановление его места в организации питания населения. Для решения этой задачи необходимо, во-первых, полнее, интенсивнее использовать мощности имеющихся предприятий, во-вторых, существенно увеличить число самих предприятий, повысить плотность сети, равномернее распределять предприятия на территории муниципального образования, сделать их доступными для жителей. В ближайшие годы необходимо направить основные усилия на создание условий для более интенсивного использования имеющейся сети, особенно предприятий закрытого типа и мало загруженных предприятий открытого типа (рестораны в низкоразрядных гостиницах, отдельные кафе, столовые и т. п.).
Особое внимание
должно уделяться организации
Типы предприятий
общественного питания
Бытовое обслуживание населения включает различные предприятия способные предоставлять около 700 различных видов бытовых услуг. Сфера бытового обслуживания населения зависит от особенностей регионов и ценовой доступности услуг. Обеспеченность предприятий бытового обслуживания в целом по России составляет около 20%, однако, по данным социологического исследования, спрос населения на бытовые услуги удовлетворяется на 70-80 %. Такое распределение обусловлено тем, что более трети населения не имеет экономической возможности пользоваться бытовыми услугами. Главным препятствием для потребителей услуг являются высокие цены, которые устанавливают предприятия бытового обслуживания, несоответствие объема и качества выполняемых работ и несвоевременность выполнения работ.
Перечень основных видов бытовых услуг приводится на рис. 3.
Бытовые услуги |
||||||||||||
|
|
|
|
| ||||||||
Парикмахерские
|
Ремонт и пошив одежды и обуви
|
Ремонт часов
| ||||||||||
|
|
|
|
|||||||||
Ремонт квартир
|
|
|
Химчистка
|
|
|
Фотография
| ||||||
|
|
|
|
|||||||||
Услуги бань, саун |
|
|
Стирка и глажение белья
|
|
|
Ремонт бытовой техники
| ||||||
|
||||||||||||
|
|
|
|
, | ||||||||
Ритуальные услуги
|
|
|
Оздоровительные услуги
|
|
|
Ремонт теле-и радио аппаратуры
| ||||||
|
|
|||||||||||
Ремонт металлоизделий
|
|
Ремонт мебели
|
|
Услуги автосервиса
| ||||||||
Рисунок 3. Основные виды бытовых услуг
Основная задача органов местного самоуправления в сфере бытового обслуживания населения - содействие созданию в каждом поселении (в отдельных случаях — в муниципальном районе) полного набора предприятий по социально значимым услугам повседневного спроса на нормативном уровне: ремонт одежды, обуви, мебели, бытовой техники, ремонт и изготовление металлоизделий, приемные пункты химчистки и прачечные, парикмахерские, услуги бань, саун, оздоровительных центров, фотоателье.
3. Задачи и механизмы муниципального регулирования потребительского рынка
Основные задачи муниципального регулирования потребительского рынка:
Решить эти задачи возможно путем использования административно-правовых и экономических мер регулирующего воздействия на субъекты рынка.
Поскольку потребительский рынок в настоящее время почти полностью находится в руках частного сектора, муниципальная власть не может устанавливать ни объемы поставок, ни привязку потребителей к поставщикам, ни цены на важнейшие продовольственные и непродовольственные товары. Но она может использовать формы и методы косвенного финансово-экономического регулирования, а также меры административного воздействия на основе муниципальных нормативно-правовых актов.
Возможные механизмы муниципального регулирования потребительского рынка доказаны на рис. 4.
Наряду с этим, муниципальные органы управления могут воздействовать на частные и акционерные предприятия путем предоставления им информации, аналитических и маркетинговых данных о развитии потребительского рынка, разработки рекомендаций, прогнозов развития и балансов рынка.
Рисунок 4 – Механизмы муниципального регулирования потребительского рынка
Важным и эффективным рычагом муниципального воздействия на потребительский рынок являются механизмы приватизации и регулирования процессов, связанных со сменой форм собственности предприятий.
Муниципальные органы имеют возможность:
► не допускать,
используя юридические и
Для социально значимых предприятий, обеспечивающих решение вопросов местного значения, возможен отказ от приватизации и сохранение в муниципальной собственности используемых ими нежилых помещений. Такая мера представляет собой один из основных рычагов муниципального регулирования потребительского рынка.
Определенную часть предприятий потребительского рынка составляют предприятия с муниципальным участием. Основной задачей регулирования их деятельности является максимально прибыльное использование принадлежащих муниципалитету паев и акций.
Важную роль в контроле над муниципальным потребительским рынком должны играть объединения граждан — союзы потребителей, товаропроизводителей и предпринимателей, общества защиты прав потребителей. Органы местного самоуправления должны наладить взаимодействие с этими объединениями, оказывать содействие в их работе, использовать формы общественного контроля над потребительским рынком. В соответствии с Федеральным законом «О защите прав потребителей» (с последующими изменениями) органы местного самоуправления в целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования вправе:
В табл. 1 приведены в обобщенном виде формы и методы воздействия на потребительский рынок различных муниципальных и общественных структур.
Таким образом, муниципалитеты, опираясь на поддержку общественности имеют определенные рычаги влияния на потребительский рынок и должны активно пользоваться ими в интересах населения. Кроме того, муниципальные предприятия и учреждения закупают (в т.ч. за счет бюджетных средств) на потребительском рынке продукты для детских учреждений, больниц, учреждений социального назначения и т. д., медикаменты, топливо, транспортные средства, материально-технические ресурсы для содержания и ремонта муниципального жилищного и нежилого фонда и т. д.
Для сокращения затрат на эти цели органы местного самоуправления создают специальные структуры, изучающие потребительский рынок и заключающие договоры на товарные поставки продовольствия и другой продукции для муниципальных нужд. Действенным регулятором цен на потребительском рынке служат налоговые льготы. С их помощью можно привлечь на рынки города солидных продавцов из других регионов и сопредельных государств или, наоборот, сдерживать завоз некоторых товаров. Из других экономических регуляторов цен следует отметить ставки арендной платы за торговые и складские помещения.
Информация о работе Муниципальное регулирование потребительского рынка