Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 09:53, курсовая работа
Цель работы: Рассмотрев следующие вопросы:
-понятие и предмет муниципального права;
-правовое регулирование муниципальных отношений;
-муниципально-правовые нормы и институты;
-источники муниципального права;
-система муниципального права;
определить место муниципального права в правовой системе Российской Федерации.
Введение 3
1. Понятие и предмет муниципального права 4
2. Правовое регулирование муниципальных отношений 14
3. Муниципально-правовые номы и институты 18
4. Источники муниципального права 21
5. Муниципально-правовые отношения их субъекты 27
6. Система муниципального права 32
Заключение 35
Библиографический список 37
в) установлением
компетенции органов и
г) организацией
межмуниципального
2) отношения, возникающие в процессе решения вопросов местного значения непосредственно населением (или) органами местного самоуправления. Данные отношения весьма многообразны. К ним относятся отношения:
а) связанные с управлением муниципальным имуществом, средствами местных бюджетов, установлением местных налогов и сборов;
б) возникающие
в процессе реализации полномочий местного
самоуправления по решению вопросов
образования, культуры, здравоохранения,
жилищно-коммунального
в) связанные
с социально-экономическим
Эти отношения дают представления о задачах и целях всей муниципальной деятельности. Именно в зависимости от того, как решаются указанные вопросы, оценивается деятельность органов и должностных лиц местного самоуправления. Законодательство устанавливает не только систему гарантий муниципальной деятельности по решению вопросов местного значения, но и основания, формы ответственности органов и должностных лиц перед населением, государством, физическими и юридическими лицами, реализация которых приводит к возникновению муниципальных отношений.
Осуществляя задачи и функции местного самоуправления, выборные и другие муниципальные органы взаимодействуют между собой, с предприятиями, учреждениями, организациями, расположенными на территории муниципального образования, с государственными органами, общественными объединениями, гражданами. Возникающие в процессе взаимодействия общественные отношения регулируются нормами муниципального права, поскольку одной из сторон этих отношений выступают орган местного самоуправления, осуществляющие полномочия по решению вопросов местного значения.
К указанной группе отношений примыкают отношения, связанные с решением органами местного самоуправления иных вопросов (т.е. не включаемых в Конституцией РФ, Федеральным законом в перечень вопросов местного значения), но не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Федерации (при наличии собственных материальных и финансовых ресурсов).
Данные отношения
могут быть обусловлены необходимостью
учитывать особенности
3) отношения,
связанные с реализацией
Таким образом, передача и осуществление данных полномочий порождают отношения, связанные с их финансированием и материальным обеспечением, а также осуществлением государственного контроля за реализацией делегированных полномочий. Федеральный закон 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» достаточно подробно регулирует отношения, связанные с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями (гл. 4), с их финансированием и контролем (ст.63 и др.).
Данная группа отношений связана не с решением непосредственно вопросов местного значения, а с участием органов местного самоуправления в осуществлении государственной политики на местном уровне. Это осуществляется путем реализации отдельных государственных полномочий, которые имеют важное значение для обеспечения жизнедеятельности населения, создания нормальных условий для деятельности граждан и их объединений (например, в области регистрации фактов гражданского состояния, в области природоохранной деятельности и др.).
Особенности
предмета муниципально-правового
Многие нормы муниципального права, регулирующие на местном уровне имущественные, финансовые, земельные и другие отношения, являются одновременно нормами гражданского, финансового, земельного и других отраслей права. Каждая отрасль права имеет такие «пограничные» зоны тесного взаимодействия с другими отраслями права. Однако, в муниципальном праве в силу специфику его предмета доля правовых норм, которые имеют как бы два адреса «прописки», весьма значительна.
Муниципальное право – новая отрасль российского права, находящаяся в процессе своего становления и развития. Ее формирование связано с реформированием местной власти, начало которому было положено в 1990-1991 гг., когда были приняты Закон СССР от 9 апреля 1990г. «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» и Закон РСФСР от 6 июля 1991 г. «О местном самоуправлении в РСФСР».
В советский период местные органы власти (местные Советы и исполнительные комитеты) являлись по своей природе государственными органами, входящими в единую систему государственной власти. Они, функционировали на основе единых для всех государственных органов власти принципах. Поэтому не было необходимости в формировании специальной отрасли права, которая имела бы своим предметом исключительно местные органы государственной власти: отношения, связанные с организацией и деятельностью местных органов государственной власти, в тот период регулировали такие отрасли права, как государственное (конституционное право), административное право, а также другие отрасли права. И лишь становление и развитие местного самоуправления, занимающего особое место в общей системе управления государственными и общественными делами, обусловило потребность в специальной отрасли права, регулирующей отношения в сфере местного самоуправления.
Формирование новой отрасли права поставило вопрос о ее наименовании. В связи с этим предлагались различные термины: «право местного самоуправления», «самоуправленческое право» и др. Однако наибольшее распространение получило понятие «муниципальное право», которое сегодня является общепринятым. Термин «муниципальный» используется Конституцией РФ, закрепляющей в качестве одной из форм собственности, а также федеральными законами, законами субъектов Федерации при регулировании местного самоуправления.
При этом следует
учитывать, что термины «муниципальный»
и «местный» и словосочетания
с этими терминами являются согласно
Федеральному закону «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации» равнозначными.
Они применяются в одном
Таким образом, муниципальное право Российской Федерации – это комплексная отрасль права, предоставляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации местного самоуправления и решения населения муниципальных образований непосредственно, через выборные и другие органы местного самоуправления вопросов местного значения, а также в процессе реализации отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.
Муниципальное право, как и другие отрасли, воздействуют на общественные отношения с помощью таких правовых приемов (способов), как предписание, дозволение, запрет, сочетание которых и определяет характер правого регулирования.
В зависимости от преобладания в системе юридических способов регулирования общественных отношений, которые используются в отрасли права, того или иного правового приема различают два основных метода правового регулирования – императивный (властный) и диспозитивный.
Преобладание
предписания и комплексе
Императивный метод регулирования предполагает правовое положение субъектов, построенное на субординации, прямом подчинении. Юридическим фактом для возникновения правоотношений в данном случая является, как правило, властное предписание. Наличие отношений соподчиненности характерно, например, для административного права, регулирующего отношения в сфере исполнительной власти.
Дозволение,
предоставляющее субъектам
Характер
правового регулирования
Местное самоуправление – это форма реализации власти народа. Поэтому, в частности, законодательство о местном самоуправлении устанавливает обязательность решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Неисполнение или ненадлежащее исполнение данных решений влечет ответственность в соответствии с законами. Отношения субординации характерны для муниципальных служащих.
Таким образом, при регулировании властной деятельности органов местного самоуправления, отношений в сфере муниципальной службы используется императивный метод.
Вместе с тем предмет муниципального права охватывает отношения из сферы частного права. Органы местного самоуправления не только осуществляют публично-властную деятельность, но и реализуют права собственника, от имени муниципального образования. Они вправе передать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия пользования приватизируемых или предаваемых в пользование объектов. Дозволение ,определяющее диспозитивный характер правового регулирования, широко используются в муниципальном права.
Конституция гарантирует самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий. Свои отношения муниципальные образования должны строить на основе законов, а также договоров, соглашений исходя экономической и финансовой самостоятельности.
В соответствии с Федеральным законом 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные образования могут объединять финансовые средства, материальные и иные ресурсы для решения вопросов местного значения, образовывая межмуниципальные объединения, учреждая хозяйственные общества и другие межмуниципальные организации. в этих же целях органы местного самоуправления могут заключать договоры и соглашения.
Используются
в муниципальном праве и
Кроме императивного и диспозитивного методов в муниципальном праве используется метод гарантий, который широко применяется прежде всего на федеральном уровне правового регулирования местного самоуправления. Это обусловлено конституционным принципом гарантированности государством местного самоуправления как необходимого элемента конституционной системы публичной власти в Российской Федерации.
Информация о работе Муниципальное право как отрасль российского права