Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 11:57, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является раскрытие понятие муниципального имущества и эффективное управление им.
Для достижения указанной цели в работе последовательно необходимо решить ряд задач:
-раскрыть понятие муниципальное имущество;
-рассмотреть муниципальное имущество как экономическую категорию;
-рассмотреть виды распоряжения муниципальным имуществом.
1.2.Муниципальное имущество как экономическая категория.
Важным
аспектом нового подхода к развитию
муниципальных образований
В решении этих задач местные органы могут ориентироваться либо на собственные возможности, т.е. активно осуществлять поиск собственных источников удовлетворения потребностей населения, либо «выбивать» средства у региональных и федеральных органов власти.
Значительная часть вопросов, связанных с мобилизацией потенциала саморазвития, должна быть решена на уровне самих муниципальных образований. К таким вопросам относятся:
-осуществление
комплекса мер по повышению
эффективности управления
-создание
благоприятных условий для
-разработка
механизма регулирования
-изыскание
дополнительных возможностей
Перечень этих мер, конечно не является исчерпывающим, но в настоящее время они наиболее приоритетные и реально осуществимые8.
Объекты
муниципальной собственности , выступают
экономической основой местного
самоуправления. Одновременно в них
скрыты значительные возможности улучшения
жизни населения муниципального
образования, т.к. их функционирование
связано с производством
Во -первых,
активно внедрять принцип долевого
участия в собственности. Последнее
характеризует новую форму
Во вторых
,передавать муниципальное имущество
в хозяйственное использование
юридическим и физическим лицам
(предоставлять в аренду помещения,
земельные участки и другие ресурсы,
находящиеся в муниципальной
собственности. Это дает муниципалитетам
реализовывать право
В –третьих , широко использовать муниципальную собственность в качестве залога для получения кредитов, гарантий на инвестиционные проекты.
В четвертых,
формировать новые объекты
Значительных
успехов в коммерческом использовании
муниципальной собственности
Важным
фактором реализации потенциала саморазвития
муниципальных образований
При формировании
экономических основ местного самоуправления
учитываются следующие
1)принцип
необходимости-определяет, что необходимо
выделить в качестве
2)принцип
достаточности ресурсов
3)принципа
ограниченности ресурсов
4)принцип инфраструктурной целостности;
5)принцип динамичности;
6)принцип гибкости-требует учитывать , что границы и размер муниципальной собственности изменяются при изменении условий хозяйствования, нормативно-правовой базы и других внешних факторов;
7)принцип невмешательства;
8)принцип
экономической
Глава2.Управление муниципальным имуществом.
2.1.Эффективность
управления муниципальным
В Конституции Российской Федерации говорится о самостоятельном владении , пользовании и распоряжении населением муниципальной собственностью ст .130, самостоятельном управлении(органами местного самоуправления) муниципальной собственностью ст.132.
Гражданский
кодекс российской Федерации, определяя
содержание права собственности, устанавливает
что «собственнику принадлежит
права владения , пользования и
распоряжения своим имуществом».Слово
«управление» употребляется в Гражданском
кодексе РФ в оборотах « доверительное
управление»; «оперативное управление».Применительно
к действиям собственника в отношении
имущества в Гражданском
Под эффективным управление муниципальным имуществом принято понимать получение от него максимально возможной выгоды, понимаемой обычно как прямые доходы. В связи с этим , не устанавливая конкретных критериев эффективности, управление муниципальным имуществом считается эффективным если достигаются цели, в которых это имущество находится в муниципальной собственности и идет оценка сильных и слабых сторон тех или иных способов управления муниципальным имуществом с позиции максимального достижения этих целей.
Согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в собственности муниципального образования может находиться только четыре категории имущества12:
1) имущество , предназначенное для решения вопросов местного значения, установленных данным Федеральным законом;
2) имущество
, предназначенное для
3) имущество
, предназначенное для
4) имущество
, необходимое для решения
При этом
органы местного самоуправления вправе
самостоятельно решать какие виды
муниципального имущества в
пределах перечня, определенного законом,
необходимы им для решения вопросов
местного значения. В случае возникновения
у муниципальных образований
права собственности на имущество
, не относящееся ни к одной из
вышеперечисленных категорий, указанное
имущество подлежит перепрофилированию
(изменению целевого назначения
имущества ) либо отчуждению. Органы местного
самоуправления до 1 января 2009 года должны
осуществить в порядке, предусмотренном
законодательством о
В связи с этим по-прежнему остается актуальной задача повышения эффективности использования муниципального имущества 13. Эту задачу необходимо решать, в частности, за счет обеспечения полной инвентаризации объектов муниципальной собственности, проведения государственной регистрации прав на объекты муниципальной собственности, вовлечения в хозяйственный оборот объектов незавершенного строительства, четкого разграничения и скоординированности полномочий всех структурных подразделений администрации города, участвующих в процессе управления недвижимостью, установления жесткого контроля за использованием недвижимости, закрепленной на праве хозяйственного ведения и оперативного управления .
Кроме того, необходимо создать методическое обеспечение эффективного управления , в основу которого должны быть положены научно обоснованные, достоверные оценки эффективности управления объектами муниципальной собственности. При этом необходимо выделить основные понятия эффективности управления муниципальным имуществом14 :
1. Экономическую
эффективность , определяемую отношением
доходов муниципального образования,
получаемых за определенный
2. Социальную
эффективность , которая определяется
отношением социальных
3. Функциональная
эффективность системы
2.2. Способы
управления муниципальным
Основными формами владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом являются:
-передача в хозяйственное ведение;
-передача в оперативное управление;
-передача в пользование;
-передача в доверительное управление;
-передача в залог;
-приватизация.
В случаях,
предусмотренных
Основными критериями при выборе формы владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом являются: