Автор: Ольга Савина, 06 Декабря 2010 в 09:33, курсовая работа
Цель работы – показать роль и место кадрового потенциала в развитии муниципального образования, его значимость для социально-экономического развития региона.
В соответствии с целью исследования в дипломном проекте ставятся и решаются следующие задачи:
1.провести анализ правовых основ муниципальной кадровой политики;
2.определить задачи и содержание муниципальной кадровой политики;
3.проанализировать изменения в принципах подбора, обучения и прохождения муниципальной службы муниципальными служащими;
4.структурировать проблему конституционно - правового статуса муниципального служащего;
5.обозначить особенности прав и обязанностей муниципального служащего;
6.определить путь решения проблем развития кадрового потенциала региона – аттестацию муниципальных служащих.
Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Правовые и организационные основы муниципальной кадровой политики……………….…………………………………………………………..6
1.1. Правовые основы, содержание и задачи муниципальной кадровой политики ………………..........................................................................................6
1.2. Основные принципы и способы замещения должностей в муниципальных органах управления ………………………………………….10
Глава 2. Конституционно-правовой статус муниципального служащего…..16
2.1. Права и обязанности муниципальных служащих……….………..………16
2.2. Институт аттестации муниципальных служащих ………........…………..23
Заключение………………………………………………………………….……29
Список использованной литературы…………………………..……………….32
Рассматривая
содержание и задачи муниципальной
кадровой политики, считаем необходимым
отметить проблематику, анализируя которую
мы и определяем весь спектр задач
практического подхода
местного самоуправления;
деятельности муниципальных служащих;
Муниципальные должности муниципальной службы устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с реестром муниципальных должностей муниципальной службы, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.
В
реестре муниципальных
Законами
субъекта Российской Федерации устанавливается
соотношение муниципальных
Институт
муниципальной службы - это система
правовых норм, которая регулирует
отношения, складывающиеся в процессе
организации самой системы
Совершенно неразработанным в данной сфере остается вопрос о выборных муниципальных служащих. И, наверное, уже в ближайшее время процессы выборов муниципальных служащих будут все более набирать силу.
В соответствии с ФЗ «Об основах муниципальной службы в РФ» права муниципального служащего устанавливаются уставом муниципального образования или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации ФЗ от 08.01.1998г. №8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в РФ» (ред. от 25.07.2002г.) [3,4].
Аналогично
сказано и в ФЗ «Об общих
принципах организации местного
самоуправления в РФ»: «Правовое
регулирование муниципальной
Замещение должностей в аппарате органов самоуправления означает, что гражданин стал носителем служебных обязанностей и прав [21,23,27]. Среди огромного разнообразия обязанностей служащих можно выделить ряд общих:
выполнять обращенные к ним приказы и распоряжения;
проявлять заботу о людях;
Сложились и определенные принципы и способы замещения должностей в органах управления. При подборе кадров на должности в первую очередь руководствуются деловыми и личными качествами человека, рассматривая их не изолированно, а в совокупности.
К
деловым качествам относятся: компетентность,
наличие организаторских
Среди личных качеств, как правило, выделяют моральные (честность, справедливость и т.п.), физические (состояние здоровья, работоспособность), коммуникационные (коммуникабельность, доброжелательность, строгость и др.).
Другой,
не менее важный принцип кадровой
работы - сочетание в аппарате работников
разных качеств или принцип социально-
Среди других принципов в работе с кадрами можно было бы перечислить правильное сочетание опытных и молодых работников, доверие с проверкой исполнения, преемственность, создание необходимых условий для роста и выдвижения, психологическая совместимость и др.
Принципы подбора кадров должны быть нацелены на выявление наиболее способных и добросовестных людей, обеспечение творческой, деловой атмосферы обстановки и слаженной работы в аппарате.
На
практике используются четыре организационно-правовых
способа замещения должностей в
государственных и
Зачисление производится путем заключения трудового договора и издания приказа о приеме на работу.
Назначение осуществляет орган вышестоящий по отношении к той организации, где будет работать служащий. Оформляется оно приказом, контрактом, а если вопрос решается коллективным органом - решением (постановлением).
Законодательством
предусмотрено несколько
Для избрания характерны следующие организационные правила: выдвижение кандидата, широкая гласность при обсуждении претендента и его программы действий, решение вопроса путем голосования (тайного или открытого).
Избрание производится на определенный срок, по истечению которого снова проводятся выборы. Избранный должен отчитываться перед тем кто его избрал, он может быть досрочно отозван.
Суть
конкурса - замещение должности в
порядке делового соперничества
специалистов, обеспечивающего равные
условия для всех претендентов. Важная
особенность конкурса - самовыдвижение.
Лиц, желающих участвовать в конкурсе,
не выдвигают, они сами должны подать
заявление о желании
В порядке конкурса должности замещаются, как правило, на определенный срок. По его результатам издается приказ.
В зависимости от правового значения различают три варианта замещения должности: 1) по инициативе служащего, 2) по инициативе вышестоящих органов, но с согласия претендента, 3) независимо от желания лиц.
Все шире применяется контрактная форма поступления на службу. В таких случаях руководитель заключает с гражданином в письменной форме контракт, чаще всего на определенный срок, в контракте уточняются права и обязанности сторон.
Совершенствование
прохождения муниципальной
Аттестация проводится с целью проверки и оценки профессиональных, деловых и личных качеств служащего, установления его служебно-должностного соответствия предъявляемых требованиям к службе занимаемой должности муниципальной. А также для решения вопросов о присвоении муниципальному служащему квалификационного разряда.
Продвижение
по муниципальной службе осуществляется
путем назначения на высшую должность,
объявления конкурса на замещение вакантной
должности муниципальной
Аттестация служащих является правовым средством расширения демократических начал в муниципальной кадровой политике и в управлении муниципальной службой, средством обеспечения формирования и реализации целенаправленной и предсказуемой кадровой политики в органах местного самоуправления.
Право - важнейший компонент механизма аттестации, придающий ей государственно-правовую значимость, общеобязательность, устойчивость и эффективность. Правовая регламентация аттестации муниципальных служащих осуществляется с помощью системы нормативных актов, решений по этим вопросам органов местного самоуправления.
Следует отметить, что в отдельных органах могут проводиться персональные аттестации муниципальных служащих с целью представления их к присвоению специального звания, классного чина [17,19,23].
Особенность
таких аттестаций состоит в том,
что они проводятся только в отношении
отдельных служащих и связаны
с подготовкой важных для конкретного
служащего решения. Такая аттестация
является фактором изменения реального
правового статуса
Муниципальный
служащий ежегодно в соответствии с
федеральным законом, а также
гражданин при поступлении на
муниципальную службу обязаны представлять
в органы государственной налоговой
службы сведения о полученных ими
доходах и об имуществе, принадлежащем
им на праве собственности, которые
являются объектами налогообложения.
Глава 2. Конституционно – правовой статус муниципального служащего
2.1. Права и обязанности муниципальных служащих
Выше
мы уже упоминали существенные различия
государственной и
Муниципальный служащий имеет право:
1) знакомиться с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности муниципальной службы,
2) критерии оценки качества его работы и условия продвижения по службе, и требовать обеспечения организационно-технических условий, необходимых для исполнения им должностных обязанностей;
3) принимать решения или участвовать в их подготовке в соответствии с должностными полномочиями;
4) запрашивать в установленном порядке и получать от органов государственной власти, органов местного самоуправления, муниципальных предприятий, учреждений, организаций необходимые для исполнения должностных обязанностей информацию и материалы;