Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 11:42, курсовая работа
Выбор данной темы продиктован, прежде всего, актуальностью предмета изучения. В конце 80-х, начале 90-х годов на территории бывшего СССР произошло резкое обострение межэтнических отношений, которые в ряде регионов приняли характер затяжных кровопролитных конфликтов. Национальные особенности жизни, национальное сознание и самосознание стали играть в жизни современного человека несравненно более важную роль, чем это было 15-20 лет назад.
Анализ показывает что он принадлежит к числу наиболее взрывоопасных в национальном отношении районов. Концентрация конфликтогенных ситуаций происходила здесь давно (особенно с конца 80-х годов) и продолжается в настоящее время Истоки возникающих в крае подобных ситуаций различны. Одна из причин кроется в многонациональности края, где наряду с 4-миллионным русским населением живут представители 22 народов, в т.ч. украинцы, армяне, адыги, греки, грузины, азербайджанцы, турки-месхетинцы и др. большинство их живет компактно и представляет группы этнически достаточно сплоченные, сохраняющие родной язык, традиции. Второй фактор межнациональной конфликтогенности в крае связан с миграцией, главным образом, вынужденной, и потоками беженцев, чему способствовал распад Союза, межнациональные конфликты, обострение социально-экономической и национальной обстановки в ряде регионов. Новую волну миграций вызвало изменившееся геополитическое положение Краснодарского края. Он стал пограничным регионом России. Миграционные процессы в Краснодарском крае происходили в 1970-1980 годы. Сюда переселялись крымские татары, турки-месхетинцы, курды. Новая волна приезда месхетинцев была вызвана событиями 1989 года в Фергане. Приток армян в Краснодарский край возрос в связи с землятрясением в Армении в 1988 году, а затем вспышкой геноцида в Сумгаите и Баку, войной в Карабахе. Абхазо-грузинская война дала новый импульс вынужденным миграциям - русских, армян, греков и др. беженцев Абхазии. Приток беженцев и вынужденных мигрантов все более осложняет обстановку в крае.
Часть их не прописана,
и поэтому не может быть трудоустроена.
Особую остроту приобрели
Республика находится в центре Российской Федерации, и ее население почти наполовину состоит из русских (43,3%). Наиболее многочисленные и влиятельные национальные партии агитировали за выход из Российской Федерации и признание за Татарстаном равных прав. В Татарстане удается сохранять спокойствие благодаря тому, что среди сторонников независимости Татарстана, тяготеющих к постепенному разъединению с Россией, нынешние руководители Татарстана. Все более популярными становятся лозунги о тюркском единстве, хотя в целом идея создания парламента всего татарского народа, выдвинутая на 1-ом Всетатарском съезде в феврале 1992 года вновь образованным Милли Меджлисом (народным парламентом), глубокой поддержки в обществе не получила. Появление Милли Меджлиса изменило расстановку политических сил: возник орган, альтернативный официальному парламенту. В случае политического кризиса в республике Татарстан не исключена возможно превращения Милли Меджлиса в некое подобие общенационального конгресса и перехода членов Милли Меджлиса на крайне жесткие позиции в отношении к существующим органам власти.
Подтверждением этого является совместное заявление, в котором единственным законным органом власти татарского народа признается Милли Меджлис и содержится призыв к сплочению под его флагом татарского народа. Районы умеренного регионального сепаратизма Усложняется политическая ситуация в Республике Коми. Созданная в январе 1991 года организация "Коми котыр", выступившая инициатором консолидации коми национального движения, образовала постоянный орган - Комитет возрождения коми народа. Активная деятельность этого Комитета в Республике, тесное сотрудничество с аналогичными организациями финно-угорских народов существенно повысили престиж Комитета возрождения коми народа, его влияние на этнополитическую ситуацию в Республике. Следует отметить, что в коми национальном движении появилась тенденция срастания Комитета возрождения коми народа с конституционной системой власти, превращения его в орган, представляющий коми народ на внешнеэкономической арене. По требованию второго съезда коми народа (декабрь 1992 года) Верховный Совет Республики Коми принял закон о наделении законодательной инициативой съездов национального движения коми. Третий съезд коми народа (декабрь 1993 года) потребовал включения в Конституцию республики статьи о том, что Коми является суверенной Республикой, наделенной правом выхода из состава РФ. Были выдвинуты также требования о возвращении в состав Республики Коми пяти районов, "преданных ранее" в состав Архангельской области. К зонам умеренного сепаратизма можно отнести ситуацию, сложившуюся в Якутии, Горном Алтае.
Несмотря на заверения
руководства республик о
Вместе с тем, могут
стать объектами политических обсуждений
и спекуляций следующие проблемы,
способные обострить и
Русская республика
Ряд общественных движений и политических партий активно проводит мысль о возможности создания Русской республики в России, основываясь на том, что русские не имеют государственности, являясь самым многочисленным этносом. Россия характеризуется ими как федерация без русских, и в этой связи ставится задача борьбы за создание единого унитарного русского государства на территории России. Пока это требование еще не находит поддержки в массовом сознании, однако не исключена вероятность роста числа их сторонников. Сама идея, естественно, повышает статус русских в России, но создание Русской республики привело бы к фактическому демонтажу РФ, дезинтеграции России.
Существует реальная
опасность все большего перерастания
русской национальной идеи в воинствующую
силу, в бытовой шовинизм, когда в общественном
сознании под влиянием экономической
разрухи и политической нестабильности
сработает механизм национальной самозащиты
с перерастанием в агрессию поведения.
Если сейчас не противостоять этому процессу,
то национализм большого народа по своим
последствиям не сравним ни с какими социальными
катастрофами. Территориальные споры
между Россией и странами ближнего зарубежья
и внутри России, хотя на государственном
уровне никаких претензий между республиками
бывшего СССР не существует, фактически
имеется ряд ситуаций, могущих латентные
(скрытые) процессы при определенных обстоятельствах
превратить в oткрытые. во-первых, это проявляется
в позиции части русского населения (и
некоторых связанных с ними инонациональных
групп) не мигрировать в Россию, а перейти
под юрисдикцию России совместно с той
территорией, на которой они проживают.
Это касается Приднестровья, Крыма, района
Кохтла-Ярве и Нарвы в Эстонии, некоторых
районов Северного Казахстана и Восточной
Украины. во-вторых, это стремление ряда
автономий или ряда народов войти в состав
Российской Федерации - Абхазии, Южной
Осетии или лезгин (37% которых в настоящее
время проживает в Азербайджане). в третьих,
имеются территориальные притязания и
внутри республик, исходящие из того, что
люди данной народности проживают на смежных
территориях. Это проявляется в притязаниях
ряда политических деятелей Татарстана
на районы с преобладанием татарского
населения в республике Марий-Эл и Республике
Башкортостан, Ульяновской и Самарской
областях. Среди народа активно пропагандируется
мысль о воссоединении с коми-пермяками,
имеющими свой округ в составе Пермской
области. аналогичная ситуация в Бурятии,
где активно поддерживается идея соединения
с сородичами, имеющими свои национальные
образования в Иркутской и Читинской областях.
Не исключено углубление претензии Калмыкии
по поводу "утраченных" районов и
отошедших к Астраханской области. И наконец,
это стремление ряда народов, особенно
ранее депотированных, а теперь вернувшихся
на свою Родину, получить все ранее принадлежавшие
им территории - ингушей, черкесов, кумыков,
калмыков и др. Особое место занимает проблема
немцев Поволжья. И хотя многие требования
пока выражены в форме пожеланий, это не
снимает опасности стремлений к пересмотру
границ.
4. Уровне напряженности
В 1993 году продолжал
сохраняться достаточно высокий
уровень межнациональной
Первый из них - этноограничениость (т.е. нежелание идти на контакт за пределами своего этноса) - является наиболее распространенным. проявляется в повышении интереса к созданию мононациональных семей (происходит уменьшение доли смешанных браков), в предпочтении работать в однонациональных коллективах, в монополизации руководящих постов уровней представителями своего народа. Практически каждый из народов, особенно те, которые имеют национально-государственную или национально-территориальную автономию, охвачен этой болезнью, являющейся исходной, первоначальной базой для разрушения межнационального согласия.
Второй уровень - этноэгоизм (стремление к обеспечению преимуиществ своему народу за счет других народов) - получает все большее распространение. До 30-40% коренного населения республик считает ecтecтвeнным получение преимуществ перед другими народами, населяющими республику. Стало уже почти правилом, что занятость русских превышает их долю в населении лишь в промышленности и, отчасти, в науке здравоохранении, просвещении. Во всех остальных сферах и отраслях включая органы государственного и хозяйственного управления, состав студенчества, доля русских ниже, чем их удельный вес в составе населения. В Татарстане, например, де-факто вводятся жесткие ограничения по национальному признаку на владение и распоряжение природными ресурсами, вытесняются российские акционеры, контрольными пакетами акций обеспечиваются представители татарского населения и т.д. В Дагестане этноэгоизм проявляется в скрытом противостоянии лакцев и кумыков (из-за кумыкских земель), в стремлении ногайцев добиться объединения ногайских территорий, поделенных ныне между Дагестаном Ставропольским краем и Чечней.
Этноэгоизм может перейти в третью стадию - этнофобизм характеризующийся прямой враждебностью, непримиримотью по отношению к иным, "не своим", чужим народам. Особенно он проявился в известном осетино-ингушском конфликте, когда на межличностном уровне продолжает бушевать пожар ненависти, непризнания и обвинений друг друга.
5. Прогнозирование и пути предотвращения и разрешения этнических конфликтов
5.1 Прогнозирование конфликтов
В практической деятельности людей особое значение имеет прогнозирование этнических конфликтов. Для этого необходимо выявить факторы, способные перевести латентные конфликты в открытые или усилить вялотекущие этнические конфликты. Такие факторы называются конфликтогенными. Потребности общества заключаются, прежде всего, в том, чтобы конфликтология дала прогнозы этнических конфликтов, выявила конфликтогенные факторы на определенной территории. Так в России конфликтогенные факторы в сфере межэтнических отношений можно выявить на Ставрополье и шире - на Северном Кавказе, поскольку события последних лет свидетельствуют, что процессы на Северном Кавказе составляют единое целое.
Первое. Одним из важнейших конфликтогенных факторов в сфере этнических отношений, как отмечалось выше, является борьба этнических групп за овладение ресурсами, из которых важнейшим является земля. В условиях Ставрополья и всего Северного Кавказа борьба за овладение землёй на этапе формирования частной собственности на землю может принять, особенно в восточных и южных районах края, насыщенных переселенцами из республик Северного Кавказа и Закавказья, характер острого межэтнического конфликта. Особенно мощным конфликтогенным фактором может выступить введение свободной купли продажи земли, в результате чего земля из средства производства (в этом случае её конфликтогенное значение гораздо меньше) может превратиться в средство накопления (т.е. хранения вложенных в неё капиталов) и предмет откровенной спекуляции. А это, в свою очередь, может вызвать мощный всплеск этнической напряженности, сущностью которой станет выяснение исторического права того или иного этноса на владение землей.
Второе. В условиях перехода к рыночным отношениям каждая из этнических групп, проживающих в крае и на Северном Кавказе, будет стремиться к формированию в рамках этой группы слоя предпринимателей. С учётом этого, а также того, что формирование предпринимательского слоя идёт в настоящее время на основе торгового, а не промышленного капитала и наблюдается интенсивное экономическое расслоение, можно предполагать, что различные этнические группы будут весьма ревностно наблюдать за этими процессами. Выше уже отмечалось, что ориентация определенных этнических групп на конкретные виды производства и трудовой деятельности вообще - закономерный наблюдающийся во всём мире процесс. Однако, поскольку в советский период некоторые виды трудовой деятельности приобрели явно криминальный оттенок (торговля, общественное питание, отдельные виды обслуживания населения), общественное сознание с большим недоверием относится к этническим группам, традиционно, иногда в течение столетий ориентирующимся на эти виды деятельности. Тем более обостренно будет восприниматься процесс становления класса предпринимателей именно в этих сферах и этих этнических группах. Вполне вероятны конфликты с этнической окраской, имевшиеся в прошлом в теневом бизнесе - теперь уже в легальном бизнесе, особенно в борьбе за сферы влияния. Это в свою очередь будет провоцировать острое неприятие данных этнических групп со стороны других национальностей.