Межнациональные конфликты

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 11:42, курсовая работа

Описание работы

Выбор данной темы продиктован, прежде всего, актуальностью предмета изучения. В конце 80-х, начале 90-х годов на территории бывшего СССР произошло резкое обострение межэтнических отношений, которые в ряде регионов приняли характер затяжных кровопролитных конфликтов. Национальные особенности жизни, национальное сознание и самосознание стали играть в жизни современного человека несравненно более важную роль, чем это было 15-20 лет назад.

Работа содержит 1 файл

по дисциплине Конфликтология.doc

— 173.00 Кб (Скачать)

Анализ показывает что он принадлежит к числу  наиболее взрывоопасных в национальном отношении районов. Концентрация конфликтогенных  ситуаций происходила здесь давно (особенно с конца 80-х годов) и продолжается в настоящее время Истоки возникающих в крае подобных ситуаций различны. Одна из причин кроется в многонациональности края, где наряду с 4-миллионным русским населением живут представители 22 народов, в т.ч. украинцы, армяне, адыги, греки, грузины, азербайджанцы, турки-месхетинцы и др. большинство их живет компактно и представляет группы этнически достаточно сплоченные, сохраняющие родной язык, традиции. Второй фактор межнациональной конфликтогенности в крае связан с миграцией, главным образом, вынужденной, и потоками беженцев, чему способствовал распад Союза, межнациональные конфликты, обострение социально-экономической и национальной обстановки в ряде регионов. Новую волну миграций вызвало изменившееся геополитическое положение Краснодарского края. Он стал пограничным регионом России. Миграционные процессы в Краснодарском крае происходили в 1970-1980 годы. Сюда переселялись крымские татары, турки-месхетинцы, курды. Новая волна приезда месхетинцев была вызвана событиями 1989 года в Фергане. Приток армян в Краснодарский край возрос в связи с землятрясением в Армении в 1988 году, а затем вспышкой геноцида в Сумгаите и Баку, войной в Карабахе. Абхазо-грузинская война дала новый импульс вынужденным миграциям - русских, армян, греков и др. беженцев Абхазии. Приток беженцев и вынужденных мигрантов все более осложняет обстановку в крае.

Часть их не прописана, и поэтому не может быть трудоустроена. Особую остроту приобрели межнациональные  отношения между русскими и армянами, казаками и остальным населением, адыгами и русскими. Последнее время неоднократно звучат требования о выселении армян, турок-месхетинцев. Нередки случаи выселения мигрантов из края. Согласно социологическому опросу, проведенному среди местных депутатов, конфликтогенная ситуация в крае может ухудшиться, ибо 60% населения (по России 20-25%) допускают вероятность открытых конфликтов между отдельными национальными группами. Районы (зоны) сильного сепаратиэма - особое место в этнополитическом положении занимает Республика Татарстан.

Республика находится в центре Российской Федерации, и ее население почти наполовину состоит из русских (43,3%). Наиболее многочисленные и влиятельные национальные партии агитировали за выход из Российской Федерации и признание за Татарстаном равных прав. В Татарстане удается сохранять спокойствие благодаря тому, что среди сторонников независимости Татарстана, тяготеющих к постепенному разъединению с Россией, нынешние руководители Татарстана. Все более популярными становятся лозунги о тюркском единстве, хотя в целом идея создания парламента всего татарского народа, выдвинутая на 1-ом Всетатарском съезде в феврале 1992 года вновь образованным Милли Меджлисом (народным парламентом), глубокой поддержки в обществе не получила. Появление Милли Меджлиса изменило расстановку политических сил: возник орган, альтернативный официальному парламенту. В случае политического кризиса в республике Татарстан не исключена возможно превращения Милли Меджлиса в некое подобие общенационального конгресса и перехода членов Милли Меджлиса на крайне жесткие позиции в отношении к существующим органам власти.

Подтверждением этого  является совместное заявление, в котором  единственным законным органом власти татарского народа признается Милли  Меджлис и содержится призыв к  сплочению под его флагом татарского народа. Районы умеренного регионального сепаратизма Усложняется политическая ситуация в Республике Коми. Созданная в январе 1991 года организация "Коми котыр", выступившая инициатором консолидации коми национального движения, образовала постоянный орган - Комитет возрождения коми народа. Активная деятельность этого Комитета в Республике, тесное сотрудничество с аналогичными организациями финно-угорских народов существенно повысили престиж Комитета возрождения коми народа, его влияние на этнополитическую ситуацию в Республике. Следует отметить, что в коми национальном движении появилась тенденция срастания Комитета возрождения коми народа с конституционной системой власти, превращения его в орган, представляющий коми народ на внешнеэкономической арене. По требованию второго съезда коми народа (декабрь 1992 года) Верховный Совет Республики Коми принял закон о наделении законодательной инициативой съездов национального движения коми. Третий съезд коми народа (декабрь 1993 года) потребовал включения в Конституцию республики статьи о том, что Коми является суверенной Республикой, наделенной правом выхода из состава РФ. Были выдвинуты также требования о возвращении в состав Республики Коми пяти районов, "преданных ранее" в состав Архангельской области. К зонам умеренного сепаратизма можно отнести ситуацию, сложившуюся в Якутии, Горном Алтае.

Несмотря на заверения  руководства республик о невыходе из состава России, уже сегодня  достаточно четко прослеживается линия  их законодательных и исполнительных органов власти на договорные, а не только конституционные отношения с российским центром, что фактически ведет к установлению в лучшем случае особой формы конфедеративных отношений. И наконец, следует отметить группу регионов с наиболее низким уровнем межнациональной напряженности, в которую входят территории, населенные малыми народами европейского севера, Сибири и Дальнего Востока, ряд республик Поволжья, Карелия, собственно "русские" края и области, а также районы компактного расселения народов, не имеющих национальной государственности или автономии (вепсы, ижорцы, греки, корейцы, тофалары и др.)

Вместе с тем, могут  стать объектами политических обсуждений и спекуляций следующие проблемы, способные обострить и подорвать  межнациональное согласие:

Русская республика

Ряд общественных движений и политических партий активно проводит мысль о возможности создания Русской республики в России, основываясь  на том, что русские не имеют государственности, являясь самым многочисленным этносом. Россия характеризуется ими как федерация без русских, и в этой связи ставится задача борьбы за создание единого унитарного русского государства на территории России. Пока это требование еще не находит поддержки в массовом сознании, однако не исключена вероятность роста числа их сторонников. Сама идея, естественно, повышает статус русских в России, но создание Русской республики привело бы к фактическому демонтажу РФ, дезинтеграции России.

Существует реальная опасность все большего перерастания русской национальной идеи в воинствующую силу, в бытовой шовинизм, когда в общественном сознании под влиянием экономической разрухи и политической нестабильности сработает механизм национальной самозащиты с перерастанием в агрессию поведения. Если сейчас не противостоять этому процессу, то национализм большого народа по своим последствиям не сравним ни с какими социальными катастрофами. Территориальные споры между Россией и странами ближнего зарубежья и внутри России, хотя на государственном уровне никаких претензий между республиками бывшего СССР не существует, фактически имеется ряд ситуаций, могущих латентные (скрытые) процессы при определенных обстоятельствах превратить в oткрытые. во-первых, это проявляется в позиции части русского населения (и некоторых связанных с ними инонациональных групп) не мигрировать в Россию, а перейти под юрисдикцию России совместно с той территорией, на которой они проживают. Это касается Приднестровья, Крыма, района Кохтла-Ярве и Нарвы в Эстонии, некоторых районов Северного Казахстана и Восточной Украины. во-вторых, это стремление ряда автономий или ряда народов войти в состав Российской Федерации - Абхазии, Южной Осетии или лезгин (37% которых в настоящее время проживает в Азербайджане). в третьих, имеются территориальные притязания и внутри республик, исходящие из того, что люди данной народности проживают на смежных территориях. Это проявляется в притязаниях ряда политических деятелей Татарстана на районы с преобладанием татарского населения в республике Марий-Эл и Республике Башкортостан, Ульяновской и Самарской областях. Среди народа активно пропагандируется мысль о воссоединении с коми-пермяками, имеющими свой округ в составе Пермской области. аналогичная ситуация в Бурятии, где активно поддерживается идея соединения с сородичами, имеющими свои национальные образования в Иркутской и Читинской областях. Не исключено углубление претензии Калмыкии по поводу "утраченных" районов и отошедших к Астраханской области. И наконец, это стремление ряда народов, особенно ранее депотированных, а теперь вернувшихся на свою Родину, получить все ранее принадлежавшие им территории - ингушей, черкесов, кумыков, калмыков и др. Особое место занимает проблема немцев Поволжья. И хотя многие требования пока выражены в форме пожеланий, это не снимает опасности стремлений к пересмотру границ. 
 
 
 

4. Уровне напряженности

В 1993 году продолжал  сохраняться достаточно высокий  уровень межнациональной напряженности. Он является таковым и в действительности: ответы около половины опрошенных представителей различных групп свидетельствуют  о неблагополучных отношениях между народами, а четверть из них допускают возможность возникновения конфликтов на национальной почве. Экспериментальные исследования, анализ конфликтов позволяют сделать вывод, что в настоящее время сложились три уровня напряженности межнациональных отношениях.

Первый из них - этноограничениость (т.е. нежелание идти на контакт за пределами своего этноса) - является наиболее распространенным. проявляется  в повышении интереса к созданию мононациональных семей (происходит уменьшение доли смешанных браков), в предпочтении работать в однонациональных коллективах, в монополизации руководящих постов уровней представителями своего народа. Практически каждый из народов, особенно те, которые имеют национально-государственную или национально-территориальную автономию, охвачен этой болезнью, являющейся исходной, первоначальной базой для разрушения межнационального согласия.

Второй уровень - этноэгоизм (стремление к обеспечению преимуиществ своему народу за счет других народов) - получает все большее распространение. До 30-40% коренного населения республик считает ecтecтвeнным получение преимуществ перед другими народами, населяющими республику. Стало уже почти правилом, что занятость русских превышает их долю в населении лишь в промышленности и, отчасти, в науке здравоохранении, просвещении. Во всех остальных сферах и отраслях включая органы государственного и хозяйственного управления, состав студенчества, доля русских ниже, чем их удельный вес в составе населения. В Татарстане, например, де-факто вводятся жесткие ограничения по национальному признаку на владение и распоряжение природными ресурсами, вытесняются российские акционеры, контрольными пакетами акций обеспечиваются представители татарского населения и т.д. В Дагестане этноэгоизм проявляется в скрытом противостоянии лакцев и кумыков (из-за кумыкских земель), в стремлении ногайцев добиться объединения ногайских территорий, поделенных ныне между Дагестаном Ставропольским краем и Чечней.

Этноэгоизм может  перейти в третью стадию - этнофобизм характеризующийся прямой враждебностью, непримиримотью по отношению к иным, "не своим", чужим народам. Особенно он проявился в известном осетино-ингушском конфликте, когда на межличностном уровне продолжает бушевать пожар ненависти, непризнания и обвинений друг друга.

5. Прогнозирование  и пути предотвращения  и разрешения этнических  конфликтов

5.1 Прогнозирование  конфликтов

В практической деятельности людей особое значение имеет прогнозирование  этнических конфликтов. Для этого  необходимо выявить факторы, способные перевести латентные конфликты в открытые или усилить вялотекущие этнические конфликты. Такие факторы называются конфликтогенными. Потребности общества заключаются, прежде всего, в том, чтобы конфликтология дала прогнозы этнических конфликтов, выявила конфликтогенные факторы на определенной территории. Так в России конфликтогенные факторы в сфере межэтнических отношений можно выявить на Ставрополье и шире - на Северном Кавказе, поскольку события последних лет свидетельствуют, что процессы на Северном Кавказе составляют единое целое.

Первое. Одним из важнейших  конфликтогенных факторов в сфере  этнических отношений, как отмечалось выше, является борьба этнических групп  за овладение ресурсами, из которых  важнейшим является земля. В условиях Ставрополья и всего Северного Кавказа борьба за овладение землёй на этапе формирования частной собственности на землю может принять, особенно в восточных и южных районах края, насыщенных переселенцами из республик Северного Кавказа и Закавказья, характер острого межэтнического конфликта. Особенно мощным конфликтогенным фактором может выступить введение свободной купли продажи земли, в результате чего земля из средства производства (в этом случае её конфликтогенное значение гораздо меньше) может превратиться в средство накопления (т.е. хранения вложенных в неё капиталов) и предмет откровенной спекуляции. А это, в свою очередь, может вызвать мощный всплеск этнической напряженности, сущностью которой станет выяснение исторического права того или иного этноса на владение землей.

Второе. В условиях перехода к рыночным отношениям каждая из этнических групп, проживающих в крае и на Северном Кавказе, будет стремиться к формированию в рамках этой группы слоя предпринимателей. С учётом этого, а также того, что формирование предпринимательского слоя идёт в настоящее время на основе торгового, а не промышленного капитала и наблюдается интенсивное экономическое расслоение, можно предполагать, что различные этнические группы будут весьма ревностно наблюдать за этими процессами. Выше уже отмечалось, что ориентация определенных этнических групп на конкретные виды производства и трудовой деятельности вообще - закономерный наблюдающийся во всём мире процесс. Однако, поскольку в советский период некоторые виды трудовой деятельности приобрели явно криминальный оттенок (торговля, общественное питание, отдельные виды обслуживания населения), общественное сознание с большим недоверием относится к этническим группам, традиционно, иногда в течение столетий ориентирующимся на эти виды деятельности. Тем более обостренно будет восприниматься процесс становления класса предпринимателей именно в этих сферах и этих этнических группах. Вполне вероятны конфликты с этнической окраской, имевшиеся в прошлом в теневом бизнесе - теперь уже в легальном бизнесе, особенно в борьбе за сферы влияния. Это в свою очередь будет провоцировать острое неприятие данных этнических групп со стороны других национальностей.

Информация о работе Межнациональные конфликты