Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 11:42, курсовая работа
Выбор данной темы продиктован, прежде всего, актуальностью предмета изучения. В конце 80-х, начале 90-х годов на территории бывшего СССР произошло резкое обострение межэтнических отношений, которые в ряде регионов приняли характер затяжных кровопролитных конфликтов. Национальные особенности жизни, национальное сознание и самосознание стали играть в жизни современного человека несравненно более важную роль, чем это было 15-20 лет назад.
Это представление
позволяет сегодня
Хотя бесконечное количество этносов, племен исчезло во взаимной борьбе, тем не менее, человечество сумело уцелеть, так как всегда существовал противоположный полюс, т.е. возможность сосуществования этносов, их слияния, всегда в той или иной форме и масштабах существовал механизм культурного взаимопроникновения. Это не только уводило людей от взаимного истребления, но и формировало критику опасной архаичной парадигмы. Однако движение в этом направлении требовало от людей напряженного стремления выйти за рамки исторически сложившихся форм отношений.
Осознание общности судьбы проходит (если проходит) стадию соединения этносов, племен в рамках единой государственности, как попытка расширить зону замирения, сферу «мы». Формирование нации, совпадающее с формированием гражданского общества, включает качественное изменение отношения к иным этносам и нациям, развитие качественно нового типа разрешения конфликтов, основанных не на модели: «человек-насекомое», а на оппозиции: «человек-человек». Гражданское общество нацелено на развитие, прогресс, что требует ориентации на инновации, на диалог, на личность как высокую ценность. Развитие нации включает изменение характера внутренних интеграторов. Возрастает значение культурных интеграторов в том смысле, что целостность нации, общества становится осознанной ценностью личности, которую она воплощает, реализует в повседневной деятельности. Тем самым создается возможность ослабить чисто административные, авторитарные и тоталитарные механизмы интеграции, не ослабляя интеграцию как таковую. Одновременно изменяется отношение к окружающим сообществам любых типов. Формируется культурное основание для ответа на любой конфликт через его разрешение, при учете интересов всех затронутых сторон, на основе диалога, его углубления, создания соответствующих организационных форм. Исторически этнические конфликты превращаются в национальные. Для них характерно стремление сместить меру смыслов, решений ближе ко второму полюсу исходной оппозиции, что одновременно совпадает со стремлением смещения ко второму полюсу оппозиции: «этнос-нация». Воплощение этого движения включает нарастание ценности диалога, учета интересов всех сторон.
2. Причины и факторы этнических конфликтов
Этнические конфликты - один из самых распространенных видов социальных конфликтов - сопровождают всю историю человечества. Несмотря на чрезвычайное многообразие этнических конфликтов в мире, можно обнаружить некоторые общие характерные причины их возникновения и тенденции развития.
2.1 Территориальные проблемы и споры
Среди причин этнических конфликтов в качестве главной следует обозначить территориальные проблемы, территориальные споры. Поскольку этносы - территориально организованные общности людей. Постольку любое посягательство на этническую территорию (истинное или мнимое) воспринимается как посягательство на само существование этноса. Если проанализировать основные этнические конфликты, то можно без труда обнаружить территориальную проблему в качестве их важнейшего компонента.
Для обоснования территориальных претензий используются, как правило, исторические факты. В качестве доказательств применяется принадлежность той или иной территории определенному этносу в прошлом. Обе стороны обладают, на их взгляд, бесспорными историческими доказательствами, закрепляющими именно их право на владение территорией. Но в результате многочисленных миграций населения, завоеваний и других геополитических процессов территория расселения этноса неоднократно менялась, как менялись границы государств. Эпоха, от которой начинается счет этнической принадлежности территории, выбирается достаточно произвольно, в зависимости от целей спорящих сторон. Углубление в историю не только не приносит разрешения споров. Но, наоборот, делает их более запутанными и субъективными. Территориальные проблемы, поэтому в принципе неразрешимы, и их постановка в программах политических движений и отдельных лидеров может выступить в качестве важнейшего признака вызревающего этнического конфликта.
Вероятность найти такое решение проблемы, которое удовлетворило бы обе стороны, чрезвычайно мала; в лучшем случае стороны могут принять компромиссное решение, которое не разрешит конфликт по существу, а переведет его из открытого в скрытое (латентное) состояние. При этом, разумеется, не может быть никакой гарантии, что следующие поколения, не удовлетворенные подобным решением, не возобновят открытый конфликт.
Конфликтологи насчитывают свыше 70 очагов потенциальных территориальных конфликтов на земном шаре (т.е. латентных, скрытых очагов наряду со многими актуализировавшимися конфликтами). Разумеется, при таком масштабе рассмотрения проблемы можно зафиксировать лишь наиболее значимые очаги конфликта, которые могут существенно повлиять на геополитическую обстановку в мире или отдельных регионах мира. Наряду с этим существуют многие десятки более мелких очагов возможных территориальных конфликтов, которые должны быть предметом исследований социологов этих стран. Среди актуализировавшихся территориальных конфликтов на первую половину 1993 года на Кавказе наиболее значимыми можно выделить конфликт вокруг Нагорного Карабаха, продолжавшийся открыто более 5 лет, и осетино-ингушский. Оба этих конфликта не являются локальными, они имеют существенное геополитическое значение, как и конфликт в Чеченской республике, который продолжается с декабря 1994 года. В период с 1996 по 1999 гг. он находился в латентном состоянии, условия Хасавюртовских соглашений не удовлетворили, по большому счёту, ни одну из сторон, поэтому разгарание его с новой силой осенью 1999 года было весьма прогнозируемо.
Каков же выход из
этнотерриториальных
Вторая группа этнотерриториальных
проблем связана с вопросом о
создании независимых территориально-
К такого рода конфликтам
можно отнести грузино-
2.2 Социально-экономические факторы
Вторым важнейшим фактором является социально-экономический. Сюда, как мне кажется, следует отнести борьбу этносов за материальные ресурсы, разделение труда, идеологические проблемы, проблему власти и т.д.
В случае возникновения борьбы этносов за материальные ресурсы, среди которых важнейшими являются земля и ее недра, каждая из конфликтующих сторон стремится обосновать свое «естественное» право на использование земли и природных ресурсов, и, как в случае с территориальными конфликтами, подобные «ресурсные» конфликты имеют тупиковый характер, и, как правило, разрешимы мирными средствами лишь на ранних стадиях своего развития, до тех пор, пока не начались межличностные столкновения на этой почве.
Говоря о России
можно сказать, что определяющими
в межнациональных
Другим фактором, способным
усилить напряженность в
В ряду причин взрыва этнических чувств на постсоветском пространстве и, в частности, в России профессор Л. Дробижева, например, рассматривает «стабильные» факторы, имевшие место еще до перестройки: повышение уровня образованности, формирование интеллигенции, тенденция социального роста и, как следствие, подъем национального самосознания, осознание своих интересов и новых запросов… В Бурятии, например, доля специалистов с высшим образованием - бурят стала вдвое выше, чем у русских. Естественно, русским пришлось уступать титульному народу, который достиг высокого уровня образования. Сходная ситуация имеет место в 11 российских республиках.
«Другие причины, - считает она, - связаны с новой политической ситуацией и демократизацией. Разрушение «тоталитарного государства», его всевластия одновременно было разрушением основного института воспроизводства нации, основных механизмов этого воспроизводства. Тем более что процесс разрушения (мотивированный и идеологически оправдываемый разными версиями импортного и плохо переваренного либерализма: чем меньше государственного вмешательства и регулирования, тем лучше) обгонял формирование институтов, способных переключить на себя выполнение функций, традиционно осуществляемых государством. Проводимая политика перехода к рынку, уход от традиционного государственного вмешательства ведут к побочным следствиям, начиная с коммерциализации масс-медиа и кончая остаточным принципом финансирования госбюджетных сфер образования и культуры. Эти процессы стоит рассмотреть под углом зрения их воздействия на воспроизводство этнической и национальной культуры, сознания.
С ослаблением тоталитаризма начинается борьба за изменение политического устройства, экономических отношений. Это приводит к появлению новых политических сил, заинтересованных в месте под солнцем… Лозунги этнической консолидации были единственными, которые могли сплотить массы. Этот фактор политики использовали и используют сейчас. В сложных ситуациях, когда возникает чувство тревоги, подавленности, чувство опасности, люди ищут такую группу, которая наверняка будет опорой, консолидирующим ядром. И такой группой солидарности оказывается свой народ, свой этнос.
Когда появляются экономические трудности, возникает этноизоляционизм, стремление к этническому доминированию. Сегодня в испытывающих свои трудности западных странах также - немцы начинают бороться с турками, англичане не хотят впускать к себе этнических мигрантов и т.д. Сейчас и в России есть зоны, где отказывают в приюте вынужденным мигрантам из различных регионов бывшего Советского Союза.
В результате борьбы весьма космополитических национальных элит за собственность из бывших республик Союза в центральные области устремились миллионные потоки беженцев (как русскоязычное население, так и представители коренных национальностей).
Следует отметить, что
вынужденные переселенцы и