Методы разработки и оценки целевых государственных программ на примере

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 16:10, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение методов разработки и оценки целевых государственных программ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты формирования и разработки государственных целевых программ;
провести анализ социально-экономического развития Брянской области;

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
1 Теоретические аспекты формирования и разработки целевых государственных программ 4
1.1. Сущность и виды целевых государственных программ 4
1.2 Правовые основы разработки и реализации целевых программ 6
1.3 Разработка и осуществление государственной целевой программы 9
1.4 Методики оценки государственных целевых программ 12
2 Анализ реализации целевых государственных программ на территории Брянской области 17
2.1 Анализ социально-экономического развития Брянской области 17
2.2 Анализ реализации целевой государственной программы «Развитие муниципальной службы в Брянской области» (2011-2015 годы) 25
2.3 Предложения по повышению эффективности реализации целевых государственных программ на территории Брянской области 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 40

Работа содержит 1 файл

1 часть.docx

— 224.43 Кб (Скачать)
 

     При суммарном количестве баллов по индикаторам  реализации программы, равном 5 - 6 баллам, эффективность признается высокой, 3 - 4 баллам - средней, 1 - 2 баллам - низкой.

       Кроме того, с целью совершенствования  необходимых профессиональных знаний, умений и навыков у большего числа  муниципальных служащих при меньших  затратах со стороны областного бюджета  программой предусматривается проведение семинаров для муниципальных  служащих по актуальным вопросам местного самоуправления. Затраты приведены в таблице 7. А общая смета затрат на мероприятия целевой программы отображены в таблице 8. 
 
 

     Таблица 7 - Смета затрат на курсы повышения квалификации (объем - 72 часа)  

Год Стоимость обучения 1 слушателя

(тыс.  рублей)

Количество  слушателей Общая стоимость  обучения,

тыс. рублей

2011 6,4 70 448,0
2012 6,4 70 448,0
Итого 896,0
 
 

       Таблица 8 - Общая смета затрат на мероприятия по реализации ведомственной целевой программы "Развитие муниципальной службы в Брянской области"  (2011 - 2012 годы) 

Год Стоимость обучения 1 слушателя

(тыс.  рублей)

Количество  слушателей Общая стоимость  обучения,

тыс. рублей

2011 6,4 70 448,0
2012 6,4 70 448,0
Итого 896,0

 

       Общий объем финансирования на 2011 - 2012 годы составляет 896,0 тыс. рублей, в том  числе на:

        2011 год - 448,0 тыс. рублей;

        2012 год - 448,0 тыс. рублей.

       Главным распорядителем средств областного бюджета является администрация  Брянской области.

         Координатором программы является  управление по работе с муниципальными  образованиями администрации области,  которое представляет отчет о  реализации программы в департамент  экономического развития Брянской  области в соответствии с Постановлением  администрации области от 16 августа  2005 года N 456 "Об утверждении Порядка  разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ. [20]

       Реализация  мероприятий целевой программы "Развитие муниципальной службы в Брянской области", позволит создать условия для развития муниципальной службы.

       Но, несмотря на все положительные стороны  реализации целевых государственных  программ, на территории Брянской области, существуют и небольшие недостатки. Поэтому будет целесообразно выделить предложения по повышению эффективности их реализации. 
 

       2.3 Предложения по  повышению эффективности  реализации целевых  государственных программ на территории Брянской области 
 

     К числу основных недостатков практики разработки и особенно реализации государственных целевых программ на территории Брянской области следует отнести:

  1. выборочное осуществление мероприятий программ, изменяющее их первоначальный замысел, структуру и конечные цели;
  2. отставание в создании механизмов реализации, особенно финансовых;
  3. слабая координация между целевыми программами, параллельно осуществляемыми на определенной территории;
  4. отсутствие зафиксированных правил распределения ограниченных финансовых средств между отдельными программами;
  5. недостаточный контроль за использованием бюджетных средств, выделяемых на программы, и за соответствием получаемых результатов целям программ

       Одним из основных направлений связанных  с повышением эффективности государственных целевых программ является поиск путей, обеспечивающих оптимальное решение проблем их формирования и реализации, включая финансирование.

       Успешная  реализация государственных целевых программ определяется полнотой и своевременностью финансирования. От этого зависит результативность государственных целевых программ.

       В то же время, выделяемые государственные  капитальные вложения позволяют  финансировать лишь часть предусмотренных  в программах инвестиционных проектов, что обеспечивает возможность реализации только отдельных фрагментов государственных целевых программ, перенося на долгосрочную перспективу их полную реализацию.

       В целях оптимизации структуры  управления государственными целевыми программами введена персональная ответственность за их реализацию. Руководитель местного органа исполнительной власти - государственный заказчик государственных целевой программы является руководителем программы и несет в установленном порядке персональную ответственность за ее реализацию, конечные результаты, целевое и эффективное использование выделяемых финансовых средств.

       И поэтому определенный порядок, и механизм финансирования дирекций государственных целевых программ позволит регламентировать и упорядочить текущее управление реализацией программ посредством дирекций, создаваемых в установленном порядке государственным заказчиком в форме государственного учреждения. 
 
 
 
 

 

       

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Итак, в заключении можно отметить, что  целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на производственные и экономические процессы.

     Одновременно  они являются эффективным инструментом структурных преобразований в экономике, решения актуальных социальных проблем  и призваны обеспечить необходимую  концентрацию экономических и финансовых  ресурсов на приоритетных направлениях государственной политики.

      Целевые программы делятся на: федеральные, региональные, муниципальные; международные, государственные, межотраслевые, отраслевые, локальные; комплексные, научно-исследовательские, научно-технические, социально-экономические, организационно-экономические, производственно-хозяйственные; долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные.

      Реализация целевых программ основывается на законах и нормативных актах Российской Федерации, на основании которых принимаются законы, постановления, решения на уровне регионов и муниципальных образований.

     К этапам разработки целевых государственных  программ относятся: выявление проблемы, разработка концепции, подготовка предложений, принятие решения, разработка проекта программы, разработка мероприятий программы, проведение экспертизы, принятие решения  органом государственной власти о начале реализации программы в форме официального  документа.

     Затем программа реализуется, проводится оценка результатов и последствий  и осуществляется контроль за ее реализацией.

       Анализ  социально-экономического развития Брянской области показал следующее:

  • наблюдается восстановительный рост экономики;
  • повысились объемы выпуска продукции всех производственных отраслей (обрабатывающая, добывающая, сельскохозяйственная, пищевая, транспортная и др.);
  • повысился уровень жизни населения;
  • стабилизировалась ситуация на рынке труда;
  • ухудшилась демографическая ситуация (смертность превышает рождаемость)

     На  территории Брянской области в 2011 году реализуется большое количество целевых программ, как долгосрочных, так и ведомственных.

     Мы  рассматривали целевую программу  «Развитие муниципальной службы в Брянской области» на 2011-2015 годы.

       Основной  целью программы является создание условий для развития муниципальной  службы в Брянской области.

       Задачи  программы:

  • повышение квалификации муниципальных служащих;
  • повышение эффективности и результативности муниципальной службы;
  • стимулирование органов местного самоуправления к формированию системы функционального кадрового резерва.

       Ожидаемые конечные результаты реализации программы  и показатели социально-экономической  эффективности:

      – повышение эффективности и результативности муниципальной службы;

      –функционирование системы дополнительного образования  муниципальных служащих Брянской области:

      –ежегодно курсы повышения квалификации пройдут 70 муниципальных служащих;

      –создание научно-методической базы для развития муниципальной службы;

      –формирование органами местного самоуправления системы  функционального кадрового резерва.

     Основные  мероприятия по реализации  целевой  программы: повышение квалификации муниципальных служащих.

     Организационные мероприятия: мониторинг кадрового обеспечения органов местного самоуправления, разработка модельных документов, методических рекомендаций по организации муниципальной службы и кадровой работы в муниципальных образованиях, консультационно-методическая помощь, оказание органам местного самоуправления методической помощи в формировании системы функционального кадрового резерва.

     Но  существуют и недостатки в разработке и реализации целевых государственных программ, поэтому можно выделить следующие предложения по  повышению эффективности их реализации:

    1. своевременно и полно финансировать ЦГП;
    2. упорядочить текущее управление реализацией программ посредством дирекций;
    3. зафиксировать правила распределения ограниченных финансовых средств между отдельными программами;
    4. осуществлять мероприятия программ не выборочно, а в полном объеме.

  

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 

  1. Указ Президента Российской Федерации от 09.03.04 N314 «О системе и структуре федеральных  органов исполнительной власти»;
  2. Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ (ред. от 08.11.2007) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ч.2 ст. 1)
  3. Закон Российской Федерации «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» от 23 июня 1995 года, в редакции ФЗ от 09.07.1999 года №159-ФЗ;
  4. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации» (04.07.2003 №5-ФЗ);
  5. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ.
  6. Постановление Правительства Российской Федерации «Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация» от 26 июня 1995 года №594.
  7. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. N 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов»;
  8. Основные направления социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу (до 2010 г.);
  9. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005гг.). 11
  10. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Курс лекций. Изд.3-е дополнен.-М.:Омега-Л,2009.
  11. Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление: Учебник.-М.: Гардарики 2008.
  12. Глазунова Н.И. Государственное (административное) управление: учеб.-М.: ТК, Велби, Изд-во Проспект, 2008.
  13. Голощапов Р.В., Пятков А.Г. Государственное управление: Учебное пособие.-Хабаровск: ДВАГС, 2009.
  14. Жуковский А.И., Васильев С.В., Штрейс Д.С. Разработка, реализация и оценка региональных целевых программ (на основе Канадского опыта).: Уч.-метод. пособие. -- Оттава; М.; В. Новгород, 2009.
  15. Лобанов В.В. Государственное управление и общественная политика: Учебное пособие. – СПб.:  Питер, 2008.
  16. Псарева Т.В. Комплексные программы социально-экономического развития муниципальных образований: Опыт, проблемы, рекомендации/ И.С. Головко, Т.В. Псарева, Е.В., Репина-Гаврикова, И.А. Назаренко. Под общ. Ред. Т.В. Псаревой. – Новосибирск, 2009.
  17. Райзберг Б.А. Программно-целевое планирование и управление / Б.А.Райзберг, А.Г.Лобко. - М: Инфра-М, 2008.
  18. Рапопорт B.C. Объективные предпосылки и основные положения целевого управления / В.С.Рапопорт, Л.В.Родионова // США: организационные проблемы управления / Под общей редакцией Б.З.Мильнера. - М.: «Мысль», 1976
  19. Шамхалов Феликс. Основы теории государстенного управления: Учебник для вузов/Феликс Шамхалов.-М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2009.
  20. Сайт администрации Брянской области – www.bryanskobl.ru

Информация о работе Методы разработки и оценки целевых государственных программ на примере